Задумывались ли вы, почему все дети постоянно рисуют, но как только вырастают, перестают это делать? И отчего все детские рисунки так похожи на рисунки модернистов? Почему дети выпадают часто из окна? И, наконец, почему лучше в отпуск ездить всегда в новые места? И как все это связано с искусством? Мы ответим на эти вопросы, если разберемся, как устроено наше восприятие.
Феноменология - философия, основанная Эдмундом Гуссерлем, занимается изучением того, как наше восприятие реального мира обрабатывается, систематизируется, анализируется сознанием и отражается в нем в виде образов и смыслов. Сегодня феноменология дополняется исследованиями мозга и нейрофизиологии. Проще всего объяснить, как работает механизм смыслообразования на примере рисования. Если сказать десяти взрослым людям, не являющимся художниками: «Нарисуйте дом». Все нарисуют квадрат и треугольник с разными деталями, но достаточно и двух геометрически фигур, которые будут служить универсальным знаком понятия «дом». Если дать такое же задание профессиональному художнику, то, скорее всего, он спросит: «Какой именно дом нужно нарисовать?». Затем он выйдет на улицу и начнет рисовать с натуры конкретный дом, данный ему непосредственно в зрительных ощущениях. Все люди, не умеющие профессионально рисовать, а также и дети, рисуют на самом деле не сам предмет, не вещь, а идею (эйдос), которая связана с понятием, то есть своего рода пиктограмму.
А теперь ответим на первый вопрос: почему подобным рисованием занимаются дети и все мы в раннем возрасте? Потому, что это один из самых эффективных способов познания и обработки информации на начальном этапе развития. Когда ребенок приходит в этот мир, он начинает считывать информацию о внешней реальности через ощущения, через пять органов чувств, накапливая ее в своем сознании, примерно как на жестком диске. На него обрушивается огромное количество незнакомой чувственной информации, и мозгу непрерывно приходится ее перерабатывать. Так же, как в компьютере в сознании формируется файловая система и отрабатываются алгоритмы, то есть все дома, которые мы видели в своей жизни, складываются в папку с названием «дом», далее сознание систематизирует, анализирует эту информацию, выделяет общие для всех домов свойства и выводит главный смысл или сущность этого явления. Скажем, понятие дома подразумевает что-то устойчивое, защищенное сверху, что потом закрепляется и фиксируется в знаковой форме - пиктограмме, соотносимой со звучанием слова "дом", что тоже является полной абстракцией - просто набор определенных звуков. То есть в детстве мы воспроизводим дописьменный и дологический период развития мышления, который был присущ первобытной культуре, пока не начала развиваться письменность (об этом подробнее читайте на канале ИФ).
Дети на начальном этапе никогда не рисуют ничего конкретного, а только абстрактные, наиболее обобщенные схемы понятий, например, дерева, человека и т.д. Мы с детства пользуемся готовыми схемами, которые сформировались в нашем сознании, поэтому находясь в знакомой среде, мы перестаем видеть, рассматривать предметы, давая отдых органам чувств и самое главное - мозгу. Например, стулья, нам достаточно понять, что это стул, чтобы на него сесть. А художник реалист, рисуя стул, специально выделит его из общей массы зрительных ощущений, и сконцентрирует на нем ваше внимание, «вернет вам зрение». За это мы и любим изобразительное искусство - оно возвращает нам яркие переживания этого мира.
Художник же авангардист нарисует этот стул схематично, он может не передавать трехмерность, может изменить цвет и пропорции, что отнюдь не снижает художественной ценности его произведения. Художник проводит сложную интеллектуальную работу: выстраивает связи между предметами, выделяет главное, создает гармоничную композицию. Он практически вам передает все ваши зрительные ощущения, но возвращает вам «детский взгляд» на мир, как при первой встречи с предметами. И тогда обычная комната становится волшебным миром.
Почему дети выпадают из окна? Дело в том, что физически мы видим окружающий мир не только мутно и перевернутым вверх ногами, но и как калейдоскоп из цветовых пятен. И только благодаря работе мозга и сознания, мы выделяем из этой массы предметы, понимаем, что между ними существует расстояние, что есть физическое пространство, которое мы в детстве также исследуем с помощью нашего тела, чтобы потом пользоваться этой ментальной схемой и каждый раз не ощупывать все руками. Когда маленькие дети бросают предметы, они как раз пытаются измерить расстояние между предметами, понять, что где-то высоко, а где-то низко.
Когда ребенок смотрит в окно, картинка, которую он видит перед собой абсолютно плоская, поэтому он может абсолютно уверенно выйти из окна. Если у него еще нет телесного пространственного опыта, он не связывает маленькие объекты в перспективе с их удаленностью - это сложная когнитивная схема. Художники довольно долгое время учились создавать иллюзию пространства, линейную перспективу изобрели только в эпоху Ренессанса, но оптический эффект глубины и объем предметам придавали уже в античности.
Поскольку во взрослой жизни мы в основном пользуемся готовыми схемами, образами и понятиями, сформированными в нашем сознании, нас привлекает и обостряет ощущения что-то относительно новое: вещи, одежда, какие-то изменения в обстановке доставляют нам чувственное удовольствие, но только на короткое время, пока мы снова не перестаем их "видеть". Поэтому и в отпуск лучше ездить в новые места, чтобы вернуть себе зрение и полноту чувственных ощущений, от которых мы не только получаем максимум эстетического удовольствия, но и заставляем образовываться новым нейронным связям в мозге. Чем экзотичнее новый мир, тем больше вы будете ощущать себя ребенком, получать искреннюю радость от познания, от непосредственного восприятия мира и от своего присутствия здесь и сейчас. Даже для собак лучше гулять всегда в разных местах, чтобы они активнее развивались, не говоря уж про детей.
Эту же функцию выполняет искусство, Мартин Хайдеггер называл ее «хранением истины бытия». Главная особенность человеческой жизни состоит в том, что все постоянно находится в движении и непрерывном изменении. Время - это главная ценность, которая у нас есть, потому что жизнь конечна. Хайдеггер связывал работу сознания с нашим присутствием здесь в этом мире и с переживанием экзистенции - в немецком "dasein", что буквально и значит "здесь-бытие". В тот момент, когда мы что-то созерцаем, происходит «зацепление» за эту реальность, то есть мы начинаем ощущать свое присутствие здесь и сейчас, а значит и собственное существование в этом мире. Искусство – одно из немногих способов, позволяющих переживать «dasein» (читайте об этом подробнее на канале).
Одному африканскому племени показали европейский фильм, а потом спросили, о чем он был, и все сказали, что о курице, поскольку в какой-то момент в кадре пробежала курица, и это было единственное, что они поняли. Понятийное узнавание является необходимым в процессе восприятия. Восприятие фильма или изображения также требует определенного эстетического и понятийного опыта. Если бы фильм был черно-белым, то африканцы вряд ли бы восприняли его вообще. Отсутствие цвета – уже некий знаковый код, изменение реальности. У нас обостряется восприятие в новой обстановке, активнее происходит сбор информации через чувственные ощущения, но совсем другое дело, если контекст непонятен совершенно. Образованный человек едет в Париж посмотреть Нотр-Дам, и получает эстетическое удовольствие от его созерцания, житель Парижа, спешащий по своим делам, не «увидит» собора, проходя мимо. Совсем другое восприятие собора будет у того же африканского аборигена. Как и для ребенка, собор будет для него единичным в своем роде предметом, возможно, пугающим и одушевленным, совершенно необъятным, лишенным целостности.
Импрессионисты попытались разложить наше восприятие на стадии и показать визуально, как мы видим мир до его обработки сознанием, как происходит сбор чувственной информации. Как пишет Роман Ингарден, живописная комбинация пятен – это феноменологическая редукция, то есть «заключение в скобки характера единства и целостности предметов». Импрессионисты интуитивно возвращаются к полю данных ощущений: на расстоянии точки объединяются в предметы, но если подойти совсем близко к картине, то мы увидим, лишь мозаику из цветных пятен. Импрессионисты не смешивали цвета на палитре, они помещали один мазок рядом с другим, чтобы получался оптический эффект смешения. Например, синий и желтый, воспринимается как зеленый на расстоянии. Импрессионизм – живопись восприятия, что нужно понимать в буквальном смысле.
Таким образом, поездки в новые места, как и созерцание произведений искусства, - это попытка возвратить зрение, зафиксировать свое присутствие в этом мире, а также преодолеть солипсизм, то есть замкнутость сознания на самом себе. Хотя если направлять свое сознание на что-то, специально с целью получения чувственного удовольствия или катарсиса, то можно достичь переживания здесь-бытия и у себя на даче. Как известно, есть три вещи, на которые мы можем смотреть бесконечно: огонь, вода и то, как работают другие. В этом смысле, отпуск нам как раз очень может помочь! Хорошего всем летнего отдыха!
Отрывок из моей книги Строева О.В. "Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации" - читайте полностью здесь