Романы Дафны Дюморье отличаются от привычного нам формата детективов. В них случается убийство, герой натыкается на улики-подсказки, но в отличие от обычных детективных историй, он не хочет видеть эти улики, не желает верить в то, смерть человека – это умышленное убийство, а не трагическая случайность, и даже я, читая и «Ребекку», и «Мою кузину Рейчел», то и дело сомневалась, действительно ли убийство имело место быть. Но именно по причине этой неоднозначности мне хотелось внимательнее вглядываться в героев, и послевкусие от романа сохранялось дольше, чем после прочтения рядового детектива.
Действие романа «Моя кузина Рейчел» разворачивается в Англии девятнадцатого века. Эмброз Эшли едете в Италию на зимовку, дабы избежать обострения болезни в сыром британском климате, где встречает свою кузину Рейчел. Убежденный холостяк, он женится на ней, чем повергает в недоумения своего племянника Филипа, которому когда-то Эмброз заменил погибших родителей. Филипа беспокоит, что дядя задерживается в Италии дольше, чем планировалось, но, когда от того начинают приходить письма, полное подозрений и опасений за свою жизнь, юноша, не раздумывая, едет на материк. Но не успевает: Эмброз умирает от лихорадки, а кузина Рейчел бесследно исчезает. Однако вскоре она приезжает в поместье, которое после смерти дяди перешло в полное владение Филипа, и теперь уже ему предстоит испытать на себе, на что способна кузина Рейчел, и решить, убийца она или жертва необоснованных подозрений.
Такова завязка романа, погружающего нас в атмосферу старого английского дома, тайны и головокружительной юной влюбленности. Читая роман, я то и дело жалела Филипа, который, будучи воспитан дядей без какого-либо женского влияния (Эмброз даже няню выгнал, когда мальчику исполнилось три), был абсолютно не готов к встрече с красивой, умной и, не побоюсь этого слова, коварной женщиной. Признаюсь, его полнейшая неосведомленность об уловках, которыми женщины привлекают внимание мужчин, наивность, с которой он воспринимал все знаки внимания по отношению к себе лишь как признак доброго отношений, слепота в отношении собственных чувств иногда казались мне неправдоподобными. Сложно поверить, что молодой человек мог быть настолько далек от понимания как других людей, так и самого себя.
Образ кузины Рейчел создан автором превосходно. Ощущение двойственности её натуры, опасности, которая таится за её словами, взглядами, поступками, появилось у меня, как только героиня появилась в поместье Филипа. Как безупречно она вела себя, как тонко пользовалась слепой влюбленностью молодого человека, так что ни другие герои, ни читатель не могли поймать её на слове или действии, выдававшем её истинные намерения. Да и были ли они?
Можно ли обвинить Рейчел в том, что Филип влюбился в неё? Не зная женщин и оказавшись с одной из них один на один в большом доме, герой действительно мог не заметить, как изысканные манеры и тонкие черты исподволь зародили в нем сильное чувство. Но сознательно ли Рейчел очаровывала его или лишь воспользовалась случайным стечением обстоятельств? Ответа на этот вопрос ни мы, ни Филип не получаем. И в этом – основная причина притягательность романа. Ты гадаешь, ждешь финала, ищешь подтекст в словах героини и в итоге остаешься ни с чем. Вина Рейчел не доказана, подозрения не сняты, и единственное, что остается герою, снова и снова вспоминать свою кузину и радоваться, что остался в живых.
Наверное, это и называют идеальным преступлением. Однако у Дафны Дюморье героиня все равно получает наказание, которое мне больше хочется назвать возмездием. Но заслуженно ли оно? Ведь наступает оно тоже в силу случайности, которую Филип, конечно, мог предотвратить. Но все-таки это случайность. И несет ли тогда Филип за неё ответственность?
Роман «Моя кузина Рейчел» оставляет больше вопросов, чем ответов. В нем нет правых и виноватых, нет разгадки убийства, а, возможно, и самого убийства нет. Он, как сама жизнь, непредсказуем, неоднозначен, в нем ничего нельзя знать наверняка. Я бы назвала его романом-предостережением от чрезмерной наивности (в «Ребекке» тоже есть этот мотив). Эмброз и Филип, отгораживаясь от женщин, от большого света, живя в своем уютном маленьком мирке, были не готовы к встрече с людьми с двойным дном, с женским коварством, людской непорядочностью, иными моральными принципами. Знай Филип жизнь во всей её полноте, вероятно, многих событий, случившихся в романе, можно было бы избежать. Но и не было бы столь завораживающей истории.
Если вам нравятся загадки, романы об Англии 19 века, и тайны человеческой натуры интересуют вас, советую обратить внимание на романы Дафны Дюморье. Их, в отличие от классических детективов, можно с интересом перечитывать, чтобы все-таки найти разгадку тайны кузины Рейчел.
Нравятся ли вам открытые финалы в романах, или вы предпочитаете определенность?
Читайте и другие отзывы: