Пару лет назад мне попалась одна статья на канале «СвердловскАвиа»:
Большинство комментариев гласят, что ерунда и быть такого не может, но обложить всю ситуацию одним словом – не наш метод. Надо разобраться по пунктом. Как на Ан-12 запускается двигатель? Параллельно работают два стартёра СТГ-12, вот слева лежит целый СТГ-12ТМО (как раз от двигателя АИ-20) и справа лежит якорь с редуктором от СТГ-12ТП (от двигателя НК-4, что стоял на паре десятков Ил-18, у него другое передаточное число):
Неслабые агрегаты, берущие каждый до 1000 ампер пускового тока. Кроме того, в процессе запуска источник питания повышает напряжение выше стандартных бортовых 28,5 В. Если запуск от аэродромного источника, то нужно «втыкать» два кабеля, а разъёмы в середине запуска переключаются с параллельного соединения на последовательное – два напряжения 28,5 складываются, получается почти 60 вольт. Это называется запуском 24/48.
Если запуск от бортового турбогенератора ТГ-16М – то он сам повышает напряжение своего генератора до 60 вольт. ТГ-16 показан во второй статье о турбоагрегатах:
Плюс ещё СТГ дважды выходят на ослабленное возбуждение – в первой половине запуска, перед переходом на 48 вольт, и во второй половине. Как работает ослабление возбуждения – в статье «ТЭД-7»:
Для управления возбуждением в панели стартёр-генераторов ПСГ-2 установлены угольные регуляторы тока РУТ, а для коммутации цепей – несколько контакторов. Вот сама ПСГ:
И вот она же со снятым кожухом, на переднем плане слева – один из двух РУТов, серая коробка справа – пусковое сопротивление сопротивлением всего 0,16 ома:
При выборе двигателя ПСГ подключается к стартёрам конкретного двигателя силовыми контакторами. Командует порядком включения аппаратов автомат пуска двигателя АПД-90, в статье названный "программный аппарат запуска". Заглянем на секунду в руководство по двигателю:
Здесь по центру под номерами 21 и 22 – эти самые контакторы выбора, слева от них – стартёр-генераторы, справа – ПСГ, ещё правее, с краю – АПД. Цепи управления подключаются к выбранному двигателю мелкими релюшками типа ТКЕ. В общем, АПД на одном двигателе накрыться не мог – он один на все четыре!
Могла накрыться релюшка, мог не контачить контактор 21 или 22, мог отгореть силовой кабель – что угодно, всё это означало бы, что стартёры полной мощности не разовьют. Либо просто сбилась регулировка топливной аппаратуры – или же не подходит к условиям, в которых сейчас самолёт. Тогда на запуске от стартёров двигатель не «схватит» – зависнет, будет расти температура, а обороты будут висеть. В пользу этой версии говорит то, что сперва двигателю помогали струёй воды от пожарной машины.
Кроме того, запуск на земле и в воздухе – две разных процедуры, для них даже разные кнопки в кабине. При запуске на земле работают стартёры, а при запуске в воздухе они не включаются, плюс на некоторых двигателях иначе работает зажигание, есть и другие тонкости... В общем, программа идёт совершенно иначе. Грубо говоря, подаётся пусковое топливо, включается зажигание, а регулятор винта перестраивается на оптимальные для запуска обороты.
Для уменьшения сопротивления разгонялись они с винтом во флюгере. Что такое флюгерное положение – показано в первой статье об измерителе крутящего момента:
А наглядно показано на видео «Самолёту – задний ход! Часть 5».
Далее, реально ли на скорости 150 – 170 раскрутить двигатель набегающим потоком? Во-первых, скорость измерялась на глаз, на полосе длиной 3500 м грунтовый Ан-12 мог развить и поболее... Запуск в воздухе рассчитывается для куда большей скорости, чем даже 200, но на двигателе стоит винт изменяемого шага, на то он и изменяемого, чтобы приспосабливаться к скорости.
А на скорости 200 Ан-12 уже летит на закрылках, силы у скоростного напора будь здоров. Моё личное мнение – энергии у потока вполне достаточно, чтобы раскрутить двигатель даже на такой скорости, именно на посадочной скорости снятие винтов с упора даёт мощное торможение. Это совершенно иной процесс, но суть одна – винт уже создаёт тонны отрицательной тяги, значит, силы у потока достаточно.
В общем, байка не кажется на сто процентов нереальной, просто за давностию лет она исказилась...
Ещё сегодня вышел ролик про шипучего Сэма, видео про масляные системы вертолётов и выйдет уже традиционный пост из серии «18 лет спустя». А почему публикаций не было больше недели? Я ставил эксперимент – ходили слухи, что показы взлетают в несколько раз на третий-четвёртый день простоя. Не сработало. И ладно, я в любом случае устал. Но жизнь продолжается, в том числе и здесь, и в Телеграме:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—