Здравствуйте, друзья!
Продолжаем изучать тему подготовки будущих учителей в вузах столицы. Ранее, как многие, наверное, помнят, мы беседовали с учительницей Машей. Она рассказала много интересного и полюбилась нашим читателям.
В этот раз у нас в гостях будущая учительница, которая, в отличие от Маши, будет работать с более старшими школьниками. Встречайте – Анастасия, преподаватель математики и информатики. Совсем недавно закончила МПГУ.
Денис: Настя, расскажи, пожалуйста о себе. Как так получилось, что ты решила поступать в педагогический?
Настя: Началось все очень давно.
Где-то в пятом-шестом классе у меня был очень крутой преподаватель по математике. И, действительно, она мне давала очень хорошие знания. Привила любовь к предмету.
Но так получилось, что в шестом классе она ушла. Ей на смену пришли педагоги, которые были значительно слабее. Я чувствовала недобор знаний, понимала, что скоро сдавать экзамены и сильно волновалась. Такое понимание пришло примерно в девятом классе.
На горизонте маячили ОГЭ, ЕГЭ. И я начала думать, как мне быть. Начала обучаться сама. Смотрела видео на YouTube. Читала какие-то статьи, изучала ресурсы.
Денис: Это всё в девятом классе началось?
Настя: Чуть раньше. Об экзаменах начинают думать примерно в это время.
Денис: Скажи, а есть такие дети, которые прямо нацелены на получение результата и к школе подходят очень осознанно? Чтобы они думали: «Я должен вот это понять и вот это»? Что если я трачу время, то я хочу от школы получить многое.
Есть такие ребята, которые четко понимают, что хотят от школы, да?
Настя: Ну, я бы сказала, что скорее да, есть. Я с восьмого класса об экзаменах думала. Не знала, конечно, на тот момент, что ОГЭ у нас такой легкий, но в любом случае я задумывалась о том, что мне на них предстоит решать. Какие знания мне будут нужны.
В целом, школа у меня была неплохая. Учителя были хорошие, но вот именно по математике были большие проблемы.
И я, соответственно, начала изучать сама ее, смотреть разный контент. Тогда как раз познакомилась с Алексеем Владимировичем, увидела его канал, начала смотреть разных других преподавателей, ну и так далее.
Хорошо сдала ОГЭ, училась также хорошо в старших классах.
Денис: Какой средний балл был? Четверки-пятерки?
Настя: Да, примерно поровну.
Денис: А как ты ОГЭ сдала?
Настя: На пятерки.
Денис: Все на пять, да?
Настя: Да... В одиннадцатом классе так получилось, что тоже было ЕГЭ на носу, и наша школа нам дала неожиданную прекрасную возможность.
Возможность принимать зачет у девятых классов по тригонометрии. То есть мы, будучи одиннадцатиклассниками, принимали зачет у девятиклассников.
Не знаю почему они так всё устроили. Может быть, у учителей нагрузка была большая и они сами не хотели этого делать. А может быть, это было такое чисто педагогическое решение. Как бы там ни было, но нам дали такую возможность.
Я принимала зачет у нескольких человек. Все знали, что я хорошо учусь, поэтому мне дали самых сильных учеников.
И так вышло, что они не очень хорошо мне сдали зачёт. Я спрашивала их строго по делу, ничего лишнего. Но сдали они плохо. И после этого, через какое-то время, один из этих учеников обратился ко мне, чтобы я помогла ему сдать ОГЭ, подготовить к сдаче. Это был мой первый ученик в жизни.
Мы с ним занимались. Денег я брала совсем немного, можно сказать, что занятия проходили почти только на энтузиазме.
Тогда я поняла, что мне нравится преподавать. Это то, чем я хотела бы заниматься.
У меня был первый ученик, и именно он помог мне определиться. Всё дело в этой истории. Она дала возможность понять, что мне это нравится.
А после этого передо мной встал выбор. Несмотря на то, что я поняла, мыслей о работе в школе не возникало. Потому что я понимала, что это большая нагрузка, это определенные проблемы. И я думала все-таки идти путем, который связан с чистой математикой. Это МФТИ, МГУ и так далее.
И вот в этом месте я плавно подхожу к первой проблеме из тех семи, на которые хочу обратить ваше внимание.
Дело в том, что на педагогическую специальность был гораздо ниже проходной балл. Причем он был до смешного низким. Ребята у нас поступали с 210 баллами. Ну, то есть это 70 баллов по каждому экзамену, и ты поступаешь на бюджет.
И именно это сыграло ключевую роль в том, что я поступила в педагогический. Потому что в более сильные вузы мне просто не хватило бы баллов. У меня было 270 с небольшим.
В некоторые специализированные вузы я могла пройти на отдельные направления, но туда мне не хотелось. И именно поэтому, чтобы гарантированно пройти на бюджет, чтобы не было никаких проблем, выбрала педагогический вуз с математической специальностью.
Денис: А какое направление?
Настя: Направление математика и информатика.
Придя в вуз, проблему низкого проходного балла я ощутила на себе. Потому что очень много ребят было из тех, с кем я общалась, которые прямо говорили, что баллов хватило только сюда. Поэтому они сюда и пошли.
Кто-то говорил, что не имеет никаких склонностей, а в пед можно поступить гарантированно. Поэтому они и выбрали его. Да я и сама не знаю, буду ли работать в школе или нет.
В общем, столкнулась с ситуацией, когда в группе оказалась самой подготовленной. Ну, или одной из самых подготовленных. У меня была очень хорошая база, без пробелов, в отличие от многих. И поэтому учиться мне было гораздо легче, чем остальным.
Денис: У тебя, наверное, и общий балл был самым высоким среди тех, кто поступил?
Настя: Один из максимальных. 270 – это очень много было тогда. Ближайшие – около 260, если не ошибаюсь. И таких было мало. В основном 220-230. С таким баллом поступали на бюджет. На платном у нас не очень много ребят было, меньше половины. Я думаю, что из нашей группы около десяти человек, а группа была немногим более двадцати.
Денис: Это какой год поступления?
Настя: 2019 год.
Денис: Училась четыре года?
Настя: Пять. У нас направление «Математика и информатика». Это два профиля, поэтому и программа на пять лет рассчитана.
Денис: То есть, это не специалитет, который раньше пять лет длился. А просто совмещенные профили увеличивают срок обучения, верно?
Настя: Да.
Денис: Проясни, пожалуйста... Я хочу до конца понять. С твоими 270 баллами в 2019 году в какой вуз ты могла бы пойти? МГУ?
Настя: Нет. Только если на платной основе. На платной основе – почти в любой вуз из тех, что у всех на слуху.
Что касается бюджета, то для поступления в эти вузы на те направления, которые мне нравились, баллов не хватало. Или был большой риск и мое поступление в первую волну не было гарантированным. Тогда еще две волны было. В общем, я действовала по надежному варианту.
И это – первая проблема из тех, что я подметила. Низкий проходной балл в педагогические вузы. Я считаю, что это очень сильно влияет на то, что происходит в школе.
Кстати, такая ситуация в итоге привела к тому, что из нашей группы выпустилось менее пятидесяти процентов от начального количества. Менее половины студентов прошли пять лет обучения.
Денис: Ты считаешь, что это связано только с уровнем их знаний при поступлении?
Настя: Нет, конечно не только с этим. Так неправильно думать. Очень много кто уходил по своей воле. Люди понимали, что зря сюда пошли, что это совершенно не их дело. Но кого-то и после экзаменов отчисляли.
И эти студенты действительно не могли сдать экзамены. Они даже на комиссии не сдавали.
Денис: Давай тогда еще раз вернемся к твоей первой проблеме. Ты считаешь, что первая проблема это низкий проходной балл. Ты бы его повысила?
Настя: Видите, дело в том, что большинство ребят из тех, кто идет на бюджет, просто занимают бюджетные места. Даже не считая это дело своим. А те, кто действительно заинтересован и хочет стать педагогом не имеют бесплатной возможности.
Через какое-то время эти неопределившиеся студенты отчисляются и что? Думаю, что проходной балл надо повышать.
Денис: Но тогда же вообще никто не поступит.
Настя: Да, это тоже верно. Но зарплата у педагогов маленькая. И, наверное, будут поступать те, кто уверен, что ему это надо. И не будет такой текучки.
Денис: Но это две разных проблемы. Первая – низкий уровень знаний у поступивших мотивированных. И вторая – поступление по причине «больше некуда».
Если ты повысишь проходной балл, то отсечешь значительную долю мотивированных, которые потом как-то хоть чему-то научатся. То есть, ты еще уменьшишь количество поступающих. У тебя все будут доходить до конца обучения, но их будет очень мало.
Кого же больше: немотивированных или очень необразованных?
Настя: Я понимаю, о чем ты говоришь. Одно дело, если бы люди поступали с осознанной целью стать учителем. А другое дело, когда пришли те, кому просто хватило баллов только сюда. Есть ребята, кто изначально приходили и говорили мне лично, что они не планируют работать в школе, не планируют связывать свою жизнь с педагогикой.
Денис: Ты ведь и сама не решила еще.
Настя: Да, это правда...
Многие парни приходят в пед, чтобы защититься от армии, девушки потому что не определились. Вот такой момент.
Денис: Я думаю, это решается тем, что мы оставляем баллы на бюджет невысокими, а то и еще понижаем, но повышаем качество обучения и заставляем учиться, а потом работать. И увеличиваем количество бюджетных мест.
Ну и, конечно же, без изменения отношения к учителям со стороны государства это никуда не поедет. Учителям нужны деньги, возможность спокойно работать, определенная правовая защита и так далее.
Но это все не просто. Можешь приблизительно оценить, сколько отчисляется из-за неуспеваемости?
Настя: Да, в целом я согласна. А оценить – могу. Это выделено у меня как одна из проблем. Мы к ней еще вернемся, но и сейчас кое-что скажу.
Вспоминаю третий курс. Он был самым тяжелым. Там было много преподавателей, у кого были очные экзамены. Тянешь билет как обычно, все стандартно. Требования высокие. И вот после этого из нашей группы было отчислено процентов сорок. Все из-за неуспеваемости. Но кто-то «академ» брал, потом восстанавливался и сдавал, а кто-то вообще уходил.
Насколько я знаю, кто-то переходил к нашему конкуренту, в Московский городской педагогический университет, во второй педагогический университет у нас в Москве. Вот так по-разному.
Но по неуспеваемости именно на третьем курсе очень много ушло, потому что очень тяжелый был курс.
Денис: Да... Слушая все это и многое другое постоянно, я понимаю позицию многих наших управленцев. Они и так не очень в ладах со школьной действительностью, опыта работы у них нет. А тут еще и такой швах. Они просто разводят руками и говорят, «А что мы сделаем? Да ну его всё! Переводим всех в дистант и думать не думаем».
Настя: О! Про дистант у меня тоже есть немножко. Позднее поговорим.
Пока хочу поговорить о еще одной проблеме. Может быть, она незначительная, но хочу поговорить.
У нас в университете два корпуса. Младший и старший, если мы про математику говорим. Я бы назвала и тот, и другой непригодными для обучения. Или, в лучшем случае, малопригодными. Представьте себе здание, которое меньше обычной школы и не реставрировалось с советского времени. Полуразрушенные аудитории, парты за которыми сидеть почти невозможно, столовая такая же...
Денис: И это московский университет? Мы говорим о МПГУ?
Настя: Московский, конечно. Корпуса находятся возле площади трех вокзалов, метро Красносельская и Комсомольская.
В свое время у меня это вызвало невероятное удивление. Главный корпус у нас – где учатся филологи – действительно красивый. Там ремонт, там всё круто. Там фильмы даже снимали, там красиво у них.
Денис: Я тебя перебил на столовой.
Настя: Да. Столовая у нас очень маленькая, на большой перемене в столовой просто нет места и это не фигура речи.
Там ничего не готовят. Там только автоматы есть, в которых очень дорого можно что-то купить покушать. Студенты обычно ходят в магазины, которые рядом.
Денис: Ты знаешь, я когда работал в московском колледже (КМБ № 4) у нас основной корпус был около Павелецкого вокзала. Так вот, я тогда еще удивлялся тому, что в столовой все сильно дороже, чем в привокзальных магазинах. И не всегда вкуснее. Там тоже студенты бегали через дорогу постоянно. И за одно это только нужно бы было виновного...
Настя: Да, вот ровно такая же история, да. Эта проблема, может быть, и не связана напрямую с образованием, но лично меня это сильно удивило.
Денис: Ну как не связанная? Всё там имеет значение. Наплевательское отношение к делу и к студентам влияет на моральный дух, на ту же мотивацию. Это не главное, но имеет.
Настя: Это мы обсудили две проблемы. Низкий уровень знаний поступающих и вот такую «недопроблему» оснащения и быта.
А третья проблема у меня – «Куча бесполезных предметов».
Их можно разделить на две группы. К первой группе относятся такие, про которые я не поняла для чего они нужны. Во второй группе такие, которые какую-то пользу, наверное, могли бы принести. Если бы хоть как-то нормально преподавались.
Продолжение следует.