Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🟠🇩🇪📰(+)F.A.Z.: «Теневой флот России сделан из металлолома» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Теневой флот России сделан из металлолома» рассказывает, что несколько нефтяных танкеров курсируют у шведского острова Готланд. Они старые и обветшалые. Эксперты предупреждают, что в какой-то момент произойдёт авария и разлив нефти в Балтийском море. Неужели это русский расчёт? Уровень упоротости: повышенный 🟠

Важная для обороны НАТО территория: шведский остров Готланд в Балтийском море © Picture Alliance
Важная для обороны НАТО территория: шведский остров Готланд в Балтийском море © Picture Alliance

Всего в нескольких морских милях к востоку от Готланда регулярно курсируют крупные российские нефтяные танкеры. За их маршрутом можно следить в прямом эфире через Интернет. В этот день, например, мимо шведского острова проплывает танкер «Московский проспект». Судно длиной около 250 метров и шириной 44 метра следует из Приморска (Россия) в Сику (Индия).

Мимо также проходит танкер Raven. 270 метров в длину и 46 метров в ширину, направляющийся из Усть-Луги (Россия) в Сингапур. Вернулся и танкер Zircone, который, как обычно, пришвартован в нескольких морских милях от Готланда.

Zircone уже хорошо известен в Швеции. Это бункерное судно. Другими словами, оно снабжает другие суда топливом. Zircone ходит под флагом Кипра и принадлежит латвийской компании. По данным шведской телекомпании SVT, в марте и апреле Zircone заправил более 50 российских судов, и с тех пор эта работа продолжается.

Большинство судов экспортируют сырую нефть. То, что делает Zircone, не является противозаконным. Но это вызывает большие волнения в Швеции. В конце концов, он поддерживает работу российского «теневого флота» прямо у острова Готланд.

С 2022 года Россия использует всё большее количество танкеров, часто с неясной формой собственности, чтобы обойти ограничение на цены на нефть, установленное странами «Большой семерки». Согласно этому документу, Россия не должна экспортировать нефть в третьи страны по цене выше определённой. Западные суда и страховые компании не могут быть использованы для этих целей. Это призвано сократить доходы России и уменьшить финансовую поддержку войны на Украине.

-2

Однако Москва обходит эту норму, всё чаще используя для экспорта старые, плохо застрахованные или незастрахованные танкеры и тем самым продолжая продавать сырую нефть по цене, значительно превышающей предельные цены на нефть.

Хенрик Вахтмайстер называет «теневой флот» «бомбой замедленного действия». Он предупреждает, что в какой-то момент произойдёт авария и, как следствие, крупный разлив нефти в Балтийском море. Вахтмайстер занимается исследованиями в области энергетики в Уппсальском университете и Шведском институте международных отношений, в последнее время уделяя особое внимание энергетическим войнам.

По оценкам Вахтмайстера, в настоящее время «теневой флот» насчитывает до 2 000 судов, причем в Балтийском море одновременно курсируют не менее пяти крупных танкеров для перевозки сырой нефти, а также множество более мелких судов. Крупные танкеры вмещают около 700 000 баррелей сырой нефти, что составляет более 100 миллионов литров.

По оценкам Вахтмайстера, около 80% российского экспорта сырой нефти проходит через Балтийское море с «теневым флотом» - а значит, и мимо Готланда. Ежедневно экспортируется около 1,2 млн баррелей сырой нефти и 0,6 млн баррелей переработанных нефтепродуктов, таких как дизельное топливо или печное топливо.

Шведский остров Готланд, расположенный посреди Балтийского моря, всегда был предметом споров. Кто владеет им, тот и имеет власть в регионе. Российский анклав Калининград находится всего в 270 километрах к юго-востоку, а Эстония - в 150 километрах к северо-востоку. Если Россия действительно захочет напасть на страны Балтии после окончания войны на Украине, Готланд будет иметь решающее значение для обороны стран Балтии со стороны НАТО.

В Швеции об этом забыли на несколько лет, Готланд был демилитаризован и стал островом солнечного света, как его называют в туристических брошюрах. Роль Готланда как непотопляемого авианосца больше не была востребована. Как и в Германии, в начале 2000-х годов Швеция рассматривала Россию уже не как угрозу, а прежде всего как экономическую возможность.

В то время Готланд с радостью принимал деньги от Москвы и взамен передал дочерней компании «Газпрома» Nord Stream часть своей гавани в промышленном городе Слите на северо-востоке острова. Таким образом, стратегически важный Готланд стал для Москвы центральным инструментом для строительства газопровода «Северный поток - 1» в Балтийском море. В результате агрессивной войны России и его разрушения газопровод, вероятно, навсегда ушёл в историю. Однако огромную инфраструктуру, созданную для него, можно увидеть и сегодня.

Строительство газопровода «Северный поток» в апреле 2010 года © Picture Alliance
Строительство газопровода «Северный поток» в апреле 2010 года © Picture Alliance

В Слите компания Nord Stream хранила длинные трубы для газопровода на огромной площадке, покрытой гравием. Корабли прибывали к большому причалу в промышленной гавани. Местные жители называют его «Акула Путина». Она огромная, 150 метров в длину и 30 метров в ширину. Россия могла бы сделать с ним много чего плохого, говорит Сольвейг Артсман. Например, взять Готланд за несколько часов. Чтобы Запад не смог легко прийти на помощь, если Россия нападёт на страны Балтии.

Арцман была членом местного совета Готланда более 35 лет. В том числе в 2008 году, когда было принято решение о сотрудничестве с Nord Stream 1.

Она пыталась предупредить своих коллег о России, говорит 69-летняя женщина. В конце концов, зачем России тогда понадобился такой огромный причал? И почему компании Nord Stream было позволено решать, каким судам разрешено швартоваться в гавани? «Но они не хотели слушать. Тогда всё дело было в деньгах». Никто не видел опасности.

Коллеги по местному совету в ответ обвинили её в том, что она разрушает Готланд, ненавидит Россию и не доверяет экспертам, говорит она сегодня. Они говорили, что Европе нужна энергия, особенно Германии. Её оскорбляли, издевались и угрожали, говорит Арцман.

В марте 2008 года местный совет проголосовал за сотрудничество с «Северным потоком» примерно тремя четвертями голосов. Как и в Германии, в то время говорилось, что это чисто экономический проект. Позже коллеги показали ей видео, на котором президент России Владимир Путин поёт «Blueberry Hill» в Санкт-Петербурге. «Ты действительно думаешь, что он начнёт войну?», - спросили её, вспоминает Арцман. Но она была права. Никто никогда не извинился перед ней за это. «Тогда я сделала всё, что могла», - говорит она сегодня. «Но этого было недостаточно».

Остров едва не принял участие в строительстве «Северного потока - 2», второй ветки газопровода, который Россия и Германия построили вопреки противодействию всех других стран, граничащих с Балтийским морем, в конечном итоге даже с помощью сомнительного фонда в Шверине, который должен был предотвратить американские санкции. На Готланде переговоры об этом шли полным ходом, и гавань снова собирались сдать в аренду, на этот раз за сумму до €6 млн. Но затем правительство в Стокгольме дало понять, что видит угрозу безопасности. Сделка сорвалась.

После аннексии Крыма в 2014 году Швеция - в отличие от Германии - стала более трезво смотреть на Россию. В стране вновь была введена обязательная военная служба и проведено перевооружение. Это было усилено в результате российской агрессивной войны. Теперь на Готланде снова живут несколько сотен солдат.

По словам Арцман, вступление её страны в НАТО стало для неё моментом огромного облегчения. Она живет на идиллическом юго-западе острова, где широкие поля чередуются с небольшими фермерскими хозяйствами - дома сделаны из дерева и покрашены в красный цвет. Арцман по-прежнему считает Готланд противоречивым. На своем мобильном телефоне она показывает фотографию большого российского корабля, который уже несколько дней пришвартован у Висбю, крупнейшего города острова. Что он там делал, спрашивает она.

Её также беспокоят российские рыболовецкие суда, которые регулярно встречаются у берегов Готланда и могут использоваться для шпионажа. «Россия остаётся Россией, ничего не изменится», - говорит Арцман. Она всегда отстаивала свои интересы в Балтийском море и всегда была очень заинтересована в Балтийском регионе. Просто Запад несколько лет не хотел этого признавать.

Шведский истребитель над островом Готланд © Picture Alliance
Шведский истребитель над островом Готланд © Picture Alliance

С 2022 года Балтийский регион имеет богатый опыт нападений, не доходящих до порога войны. Например, там были и остаются разрушенные газопроводы и кабели передачи данных, инструментализированная миграция, сбои в работе GPS, сообщения о возможном смещении границ, а в последнее время всё чаще [пердячий парт от селёдки, который шведская разведка принимает за шум гребных винтов российских субмарин — прим. «Мекленбургского Петербуржца»] российские истребители заходят в воздушное пространство Швеции и Финляндии.

Может также возникнуть ситуация, при которой разлив нефти будет выгоден России, предупреждают исследователь Вахтмайстер и его коллеги в недавнем докладе. «Экологическая атака может стать возможной стратегией России, направленной на нанесение ущерба странам НАТО вокруг Балтийского моря ниже порога войны». По мнению Вахтмайстера, Москву вряд ли будет волновать экологическая катастрофа, вызванная разливом нефти.

Он отмечает, что Россия также использует экологическую войну на Украине, например, разрушая плотины. Однако реакция Запада на преднамеренный разлив нефти, вероятно, будет жёсткой [такой же, как на взрыв «Северного Потока»? — прим. «М.П.»] и может привести к сокращению экспорта российской нефти. России нужен «теневой флот», чтобы финансировать свою войну в Украине.

С помощью этих судов Россия «очень эффективно» обходит ограничение цен G7 и ЕС, заявила министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен на недавнем заседании Совета государств Балтийского моря. Это объединение стран, граничащих с Балтийским морем без России. Валтонен предупредила, что «теневой флот» наносит огромный ущерб хрупкой экологии Балтийского моря, и призвала к санкциям.

С точки зрения Вахтмайстера, большую часть расходов на ликвидацию разливов нефти, скорее всего, придётся оплачивать пострадавшей стране из-за плохого или, в некоторых случаях, полного отсутствия страховки у российских нефтяных танкеров. Он подсчитал: в октябре паром «Марко Поло» сел на мель на юге Швеции. Расходы на очистные работы, вероятно, составят до $15 млн. На борту парома было только топливо. В случае аварии с танкером вытекло бы в тысячу раз больше нефти. «Балтийское море особенно уязвимо для разлива нефти из-за своих небольших размеров, замкнутого характера и холодной солоноватой воды, - предупреждает Вахтмайстер», - и последствия для окружающей среды будут катастрофическими. Настало время действовать.

По данным шведского правительства, российский бомбардировщик СУ-24 недавно пролетел над Готландом и был перехвачен шведскими истребителями Gripen. Даже после вступления Швеции и Финляндии в НАТО Балтийское море не является «морем НАТО», как его сейчас часто называют, говорит Никлас Гранхольм из Шведского института оборонных исследований, гражданского исследовательского учреждения при Министерстве обороны. Этот термин опасен, так как может привести к ослаблению сдерживания России в регионе. «Море остаётся спорным».

По его словам, зачастую небезопасные и незастрахованные российские танкеры «теневого флота» перемещаются по датским судоходным путям и Балтийскому морю без лоцманов, что значительно повышает риски и может привести к разливу нефти. По его мнению, эти суда также могут использоваться Россией для шпионажа.

Однако пока неясно, что с этим можно сделать. Если бы датские проливы были закрыты для российских судов, проблема была бы полностью решена - и финансовые ресурсы России для ведения войны значительно сократились бы. Но, с точки зрения Грэнхолма, результатом этого, вероятно, стала бы агрессивная реакция России. Например, сопровождение нефтяных танкеров военными кораблями, что может привести к быстрой эскалации.

Кроме того, по мнению Гранхольма, остановка российских судов, вероятно, противоречила бы Копенгагенской конвенции 1857 года, которая регулирует свободный проход. Гранхольм скорее может представить, что в будущем возникнет обязательство принимать лоцманов или разрешать датским властям проводить экологические инспекции и проверки безопасности судов. Министр иностранных дел Дании Ларс Лёкке Расмуссен недавно заявил, что его страна сформировала группу союзных государств для изучения мер по борьбе с «теневым флотом». Однако до сих пор никаких конкретных шагов предпринято не было.

Недавно Великобритания ввела санкции против российской страховой компании, которая, как считается, играет центральную роль в деятельности «теневого флота». Пока неясно, какое влияние это окажет. Эксперты считают, что санкции против отдельных судов были бы более эффективными.

В краткосрочной перспективе, по крайней мере, реакция на возможный разлив нефти должна быть улучшена. Правительство Финляндии и пограничная служба страны недавно призвали Европейское агентство морской безопасности (EMSA) лучше подготовиться к возможному разливу нефти в Балтийском море, вызванному «теневым флотом». До сих пор ЕМАС разместило в южной части Балтийского моря только одно резервное судно для борьбы с нефтяным загрязнением. С точки зрения Финляндии, ей следует приобрести ещё одно судно для северной части Балтийского моря, поскольку риск разлива нефти значительно возрос, особенно в Финском заливе.

Автор: Юлиан Штаиб. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: «Отсель грозить мы будем шведу!» © 😀

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵