Найти тему

Купеческая Архитектура

Саратов: купеческая сокровищница

Свежий взгляд на Саратов в попытке обобщения непременно улавливает единство исторической застройки и ищет ему названия. Купеческая история города, славные дела просвещенных торговцев и промышленников, их немалая роль в развитии Саратова, который обретает к 1913-му году статус третьего по размеру города в российских границах, заставляют назвать градостроительный дух города купеческим.

Однако однозначного вывода об архитектурном стиле купеческих строений Саратова сделать не получится: богатые торговцы в первой половине 19 века строили, опираясь на классицистские «образцовые» фасады, затем на сцену вышла эклектика, а на рубеже веков обеспеченные люди, в том числе и купцы, по достоинству оценили модерн. Поэтому архитектура Саратова фиксирует не столько один стиль, сколько широту возможностей предпринимателей своего века и их вкусы в период золотого века города.

Церкви

Старинный Троицкий собор в редком для наших мест стиле московского барокко переносит в 17 век. Его многократные перестроения происходили на купеческие средства, именно ревностное отношение предпринимателей нескольких веков подряд позволило сохранить собор.

Эклектика и масштаб Покровского собора воплотились в жизнь тоже благодаря купеческому тщанию. Они жертвовали на храм не только деньги, но также даровали строительные материалы и иконы. Такой «хозспособ» был вполне устоявшимся ко второй половине 19 века.

А вот «расписная игрушка» в подражание собору Василия Блаженного – часовня «Утоли моя печали», которую так и хочется связать с купеческим укладом города, – была выполнена по заказу Епархии. Она выросла при Архиерейском доме в начале 20 века. Многие другие церкви, построенные благодаря саратовским купцам, до нас не дошли, были снесены или перестроены в течение 20 века.

Торговые учреждения

Редкий саратовец знает, что в городе до сих пор существует улица Верхний рынок. Однако на ней расположено здание правительства области, окруженное аккуратными двухэтажными особняками, где велась торговля. Внешний вид рынка с его церковью, часовней и торговыми домами был утрачен в 1950-е, но сохранившиеся здания по Горького дают представление о торговой купеческой архитектуре.

Роскошный торгово-развлекательный центр в самом сердце города — так сегодня описали бы открывшийся в декабре 1881 года Пассаж Ефима Лаптева. Собственно пассаж — крытая стеклянным куполом торговая улица внутри здания — и был главным новшеством для города: торговые площади получали развлекательную функцию, что привлекало к ним массу любопытных посетителей. Первый этаж занимали магазины, второй «офисы», а третий был отдан под богато устроенные квартиры. Внешне же два здания по Московской и одно по Никольской (Радищева) были исполнены в стиле эклектики, характерном для этого самого бойкого в Саратове перекрестка.

Биржа для купеческих сделок напротив выросла почти через 10 лет. Востребованность двухэтажного здания была настолько высокой, что вскоре его пришлось увеличить вдвое — статус хлебной столицы обязывал иметь достойную площадку для деловых контактов.

Промышленные объекты

Романтичная архитектура малой мельницы Шмидта, которая больше похожа на замок, — своеобразная визитная карточка Саратова, которая позволяет представить не только размах купеческой деятельности, но и широту вкусовых пристрастий представителей этого сословия на рубеже веков. Описание мельницы позволяет выучить немало архитектурных терминов: «Башни и башенки, зубчатые парапеты и ступенчатые брандмауэры, дорожки карнизов, заостренные фронтоны и люкарны, шпили и решетки, жестяные фонарики и флюгеры» (цитата С.О. Терехин).

Немцы-мукомолы не были одиноки в своих пристрастиях: промышленная архитектура рубежа веков не была лишь утилитарной, она демонстрировала статус владельца. А покупка предприятия одним купцом у другого иногда означала стратегическую победу над конкурентом: так случилось с табачной фабрикой Штафа, которая перешла в собственность Левковича, положив конец конкуренции двух купеческих кланов.

А неоготическая колбасная фабрика Кизнер и Глок, прекрасно отреставрированная уже в 21 веке, до сих пор притягивает взгляды. Поистине, к источнику своих доходов купцы относились более, чем серьезно, если строили (в прямом смысле) бизнес так изящно.

Частные дома

Купеческие особняки сильнее всего разнятся между собой, отражая разноплановость интересов, диапазон религиозных убеждений, возраст и годы жизни, вкусы и даже этнический колорит разных саратовских купцов. Построенный в начале 19 века дом Корнилова с его колоннами и куполом до сих пор «держит угол» центральных Московской и Чернышевского. А свидетельство о жившем здесь купце-скряге оставил как раз писатель-революционер, который в детстве бывал в этом доме.

Дом Горина в «русском» стиле в полном смысле частным не являлся, отражая тенденцию второй половины 20 века. Купцы тогда активно строили доходные дома для сдачи внаем. Особняк из красного кирпича вместе с этим выполнял и ещё одну функцию — демонстрировал окружающим разнообразную продукцию кирпичного производства старообрядца Горина.

А вот роскошный особняк мукомола Рейнеке возле сада «Липки» претендует на звание лучшего образца модерна в городе. Считается, что его архитектором был выдающийся саратовец Федор Шехтель. Открытый для осмотра с одной стороны он, тем не менее, имеет разные фасады со всех сторон. Особняк украшен богатыми керамическими панно, одно из них по мотивам сюжетов австрийского художника Штука. А музыка архитектуры выплескивается из-за роскошной кованой ограды с чугунными волнами и жемчужинами.

Благотворительные заведения

Купеческое сословие играло важную роль в развитии гражданской инфраструктуры, именно на их средства в городе строились больницы, школы, дома престарелых и другие социальные объекты. Теремок детской инфекционной больницы «на горах» был построен на деньги купца Поздеева его вдовой. Русский стиль, богатство кирпичных деталей, керамические изразцы – удивительным был и внешний вид, и назначение больницы, которая появилась в районе с наибольшей детской смертностью.

Впрочем, главной саратовской благотворительницей по совокупности заслуг считается купчиха Анна Чирихина, владелица чугунолитейного завода. Чтобы устроить училище для слепых детей, она отдала дом, доставшийся ей по наследству. Содержала его впоследствии также бездетная Анна Васильевна, а кроме этого на свои капиталы устраивала ночлежные дома, жертвовала на возведение Глазной клиники и не только.

Коммерческое училище, мужская торговая школа, женские коммерческие курсы при Мариинской женской гимназии – инфраструктура для воспитания будущего поколения также создавалась в городе купцами. И до нас дошли её образцы второй половины 19-начала 20 века. Многие здания, связанные с купеческим бытом и деятельностью, давно сменили функцию, но по-прежнему составляют уникальную атмосферу Саратова.