"... - Ребята, если сейчас я вмешаюсь, то вам обоим мало не покажется, - с вызовом сказал Саша. Григорий и Костя разошлись по разным сторонам колхозной столовой.
Свадьба пела и плясала дальше, а на следующий день вся деревня говорила, как лихо Сашка смог уладить возникший конфликт между отцом и другом жениха..."
Читайте: Бизнесменша
Учиться Люде нравилось. На лекциях она внимательно слушала опытных преподавателей, быстро писала, стараясь законспектировать как можно больше. Ей хотелось вернуться в деревню хорошим специалистом. Было и ещё одно, что побуждало её учиться как можно лучше. В школе то Таня, то кто-нибудь другой из одноклассников мог упрекнуть Люду:
- Тебе повезло, что у тебя отец председатель. Учителя тебя жалеют.
Эти слова всегда очень больно ранили Люду. Она не замечала к себе никакой жалости со стороны школьных учителей, но раз такие разговоры возникали, значит, некоторые одноклассники именно так и считали. Сейчас Люде очень хотелось выйти на повышенную стипендию, чтобы доказать всем, что она и в школе, и в академии учится сама. Её приёмный отец здесь совершенно ни при чём.
До первой сессии стипендия у всех студентов была одинаковой. Как только были сданы экзамены и Люда приехала на каникулы домой, она сообщила в новость подружкам:
- С этого семестра у меня будет повышенная стипендия.
- Молодец ты, Люда! - искренне порадовалась за подругу Оля. - А я всё-таки одну тройку отхватила. Так что повышенной стипендии мне не видать.
- Хм, - усмехнулась Таня, - нашли чем хвалиться. Подумаешь, стипендия. За мной в училище преподаватель ухаживает. И на заводе, где я практику прохожу, от ухажёров отбоя нет. Пойду домой, маме надо помочь.
Таня направилась домой, покачивая бёдрами. За полгода она из худенькой девчонки превратилась в девушку с формами. Когда подруга ушла, Оля с облегчением выдохнула:
- Таня обижается на меня. Когда Веня вернулся и мы с ним стали встречаться, она даже со мной не разговаривала. Из-за брата переживала. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Хоть и красивый Ваня, а характер такой же, как и у Тани. Одного себя любит и считает, что все его должны любить. Веня совсем другой, - сказала Оля со стеснением. - Я тебе секрет открою: он мне предложение сделал.
- Ты что? Так быстро?
- А что тянуть? Он человек рабочий, свою копейку зарабатывает. Мои мама и папа согласны, его родители тоже. Так что осенью, после Покрова, поженимся.
- Счастливая ты.
- А вы с Сашкой всё переписываетесь?
- Угу, но только папка мой даже слышать о нём не хочет. Когда приезжаю и к тёте Прасковье хожу, отчитывает меня так, словно я ещё школьница.
- Если честно тебе сказать, то я с Игнатом Ивановичем согласна. Вы с Сашкой такие разные, что я понять не могу, как ты могла в него влюбиться. Ему нужна такая, как Танька. Она бы его быстро на место поставила. Да и вернёшься ты в посёлок специалистом с высшим образованием, а он вряд ли когда-то что-то увидит большее, чем трактор.
Слова Оли Люду обидели. Она собралась пойти домой, но подруга поспешила оправдаться:
- Не злись, я ведь не со зла. Просто со стороны всегда виднее.
- Ты не знаешь, какой Саша на самом деле. Это вид у него грозный, а в душе он романтик самый настоящий. Недавно мне такое стихотворение прислал, что я наизусть его выучила.
- Можешь прочитать? Интересно послушать Сашкины сочинения.
- Нет, извини, это очень личное.
- Как знаешь, - ответила Оля, и подруги пошли домой. По дороги почти не разговаривали, каждая думала о своём. Люда в тот вечер долго не могла уснуть. Она даже заплакала, когда вспомнила слова подруги о Саше. Никак не могла понять Люда, почему ни отец, ни Оля не могут понять, что они с Сашей пара и что любовь у них самая что ни на есть настоящая.
На следующий день, когда Люда уже спешила на автобус, к ней подошла Параска. Сашина мать всегда приносила будущей невесточке блины.
- Вот тебе, я здесь на всех вас, голодных студентов, напекла. Так что и самой хватит, и ещё соседок своих по комнате угостишь.
Люда улыбнулась, вспомнив, как в прошлый раз они с девчонками уплетали блины с клубничным вареньем.
- Спасибо Вам за доброту Вашу!
- Мне-то за что. Это тебе спасибо, доченька, что ждёшь Сына моего и в сторону других парней не смотришь.
У Люды на душе снова потеплело от того, что так ласково произнесла Параска слово "доченька".
***
После окончания первого курса Люда вернулась в деревню, но не к приёмным родителям. Захотела она жить самостоятельно в той квартире, которая стояла долгое время закрытой.
- Папа, я уже самостоятельная, восемнадцать мне уже исполнилось. Буду жить одна хотя бы летом. Посмотрю, что из этого выйдет.
- Как же так? - не мог поверить словам Люды Игнат Иванович.
- Разве мы тебя обижаем? - удивилась Александра Александровна. - В посёлке сразу скажут, что председатель свою дочку в ежовых рукавицах держал, раз она из-под его крыла сразу вылетела, как только совершеннолетней стала.
- Вы не понимаете. Я ведь каждый день приходить к вам буду, - упрямо твердила Люда и находила ещё много причин, по которыми ей надо жить одной.
На самом деле она боялась разговоров о Саше. Он осенью должен был вернуться из армии и постоянно писал, что они поженятся. Игнат Иванович переживал и всякий раз, когда Люда приезжала домой в выходные, заводил один и тот же разговор.
- Пишет тебе ЭТОТ?
- Да.
- И какие у него планы?
- Жить и работать в деревне.
- Что ты в нём нашла? Неужели у вас в академии нет достойных парней? Не поверю никогда, чтобы на тебя, на такую красавицу, внимания никто не обратил.
- Папа, мне никто, кроме Саши, не нужен. Вы сами мне много раз говорили, что цените верность и преданность.
- Да уж, воспитал в тебе эти качества на свою голову.
Игнат Иванович не разрешил приёмной дочери жить пока отдельно. Правда, открыто не запрещал, а поступил по-другому. Сказал так:
- В квартире твоей необходимо ремонт сделать. Всё-таки там столько лет никто не жил. Вот закончится уборочная страда, начнутся длинные зимние вечера. Тогда я потихоньку и приступлю к ремонту, а пока будем вместе.
Возразить Люда не посмела, ведь отец не отказал, а просто предложил немного отодвинуть время начала её самостоятельной жизни. К счастью, о Сашке он почти не вспоминал, не до этого было. В тот год в колхозе были увеличены посевные площади озимых, и председателю иногда домой забежать было некогда. Обедал он вместе с рабочими, которым привозили еду прямо на поле из колхозной столовой. Готовила обеды и Таня. Её надежда найти достойного жениха в городе с треском провалилась, и она, отучившись на повара десять месяцев, вернулась в деревню.
Люда, Оля, как и вся молодёжь в деревне, летом работали на току. Рабочие руки были просто необходимы, при этом неплохо платили, а копеечка лишней никогда не бывает. Поэтому летние каникулы пролетели незаметно. Казалось Люде, что только недавно она с гордостью показывала отцу зачётку, как уже вот-вот должна была начаться учёба. А там останется какой-то месяц или полтора - и вернётся Саша. Люда очень надеялась, что он изменится, будет хорошо работать. И тогда Игнат Иванович изменит к нему своё отношение.
***
Сашка вернулся в один из осенних дней, незадолго до свадьбы Оли и Вени. Первым делом он принялся помогать матери в огороде. Параска не могла нахвалиться своим работящим сыном. Рассказывала всем направо и налево, какой её Саша труженик. Конечно, преувеличивала его помощь, но так ей хотелось, чтобы о её сыне говорили только хорошее.
Рабочие в колхозе, куда вернулся работать Сашка, тоже удивлялись. Вроде был лоботряс, а теперь старается не отставать от других. Такие перемены радовали и Прасковью, и Люду. Она ничего не говорила отцу, а только ждала, когда тот сам похвалит Сашу.
Случилось всё после Олиной свадьбы. На торжество, проходившее в колхозной столовой, были приглашены гости не только из деревни. К Вене приехали и два сослуживца из города. С одним из них Саша вышел на улицу и о чём-то шушукался. Потом они разошлись и больше в сторону друг друга даже и не смотрели. Саша ни на шаг не отходил от Люды, во время медленных танцев нежно держал её за талию и пытался прижать её к себе. Но она видела, как он дрожит и как часто дышит, отходила на шаг и просила не приближаться.
- Люда, ты вроде уже взрослая, а ведёшь себя как маленькая девочка, - усмехнулся подвыпивший Саша.
- Здесь кругом люди, мне стыдно.
- Подумаешь, - махнул рукой Саша, а после танца захотел выйти на улицу. Не успел он выйти, как у Люды появился новый кавалер. Тот самый сослуживец жениха.
- Девушка, можно с Вами познакомиться, - начал он беседу, - я Костя. А Вас как звать?
- Люда, - скромно ответила она, поглядывая на дверь. Люда очень переживала, что сейчас появится Саша и начнутся разборки. Только его не было, а новый ухажёр настойчиво приглашал Люду на танец.
- Я сейчас научу тебя танцевать по-настоящему, - сказал он и с силой потянул её в круг, по дороге расталкивая всех гостей. Одним из них оказался отец жениха дядя Гриша. Был он мужчиной не из робкого десятка и сразу сделало замечание:
- Ты смотри поаккуратнее. Прёшь как паровоз, а здесь люди.
- Да мне твои люди до лампочки, - с вызовом ответил Костя, при этом не выпуская руку Люды из своей ладони.
- Ты ещё мне поговори, ще...нок! - крикнул дядя Гриша, но к нему уже спешила его жена Глаша. Она начала оттаскивать мужа, уцепившись ему за рукав, но отец жениха уходить не собирался и выкрикивал ругательства в адрес Кости. Тот, долго не думая, пустил в ход руки. Люда, как только почувствовала, что "освободилась", отбежала в сторону. Гости тоже расступились и наблюдали, чем всё закончится. Подбежал жених, но его отец и сослуживец в один голос крикнули:
- Отойди!
Они уже были готовы начать "поединок", как в зале появился Саша. Без лишних слов он догадался, что вот-вот произойдёт. В один миг Сашка развёл "противников" по разным сторонам, пригрозив:
- Ребята, если ещё я вмешаюсь, то вам обоим мало не покажется.
Свадьба пела и плясала дальше, а на следующий день вся деревня говорила, как лихо Сашка смог уладить возникший конфликт между отцом и другом жениха. Даже Игнат Иванович в разговоре с женой обмолвился:
- Как думаешь, Шура, может, Сашка этот, и вправду, изменился после армии?
- Поживём, тогда всё и увидим! - ответила Александра Александровна.
Люда находилась в своей комнате, но всё слышала через приоткрытую дверь и готова была кричать от счастья. Значит, отец изменил своё мнение о её любимом Саше.