Найти тему
Максим Белоусов

Велопутешествие по самой красивой дороге России - Джилы-су.

Однажды, примерно около полугода назад, услышал об удивительном месте - урочище Джилы-су.

Что ведет туда самая красивая (и даже асфальтированная) дорога нашей страны. Мне сразу захотелось вскочить на велосипед и погнать, что есть сил.

Что же в ней такого красивого и удивительного, спросите вы? А то, что это 75 км отличного асфальта, цветущие альпийские луга, удивительные горные пейзажи, нереальные долгие подъемы и такие же спуски. Удивительные виды Эльбруса на вершине каждого подъема, который становится все ближе и ближе с каждым километром. Но за весь свой путь Эльбрус я увидел только в начале и финале своего путешествия. Далее обо всем по порядку.

Облака на Джилы-Су
Облака на Джилы-Су

Ночь накануне поездки была бессонная. Волнения и переживания долго не давали уснуть, а когда прозвенел будильник, так и не понял, спал я или нет. Моя жена Алиса помогла погрузить вещи и велосипед в машину, и мы неспеша отправились из Железноводска через Кисловодск в точку моего старта.

А начинал я от кафе "Hichin House" и указателя "Схауат". Это кафе стоит отдельной статьи. Очень калоритное место, вкусная кухня в живописном месте Кавказа. Солнышко светило ярко, Эльбрус был хорошо виден, но уже через полчаса его затянуло облаками и следующие 2 дня я его не видел ни разу.

Зарядился сырным хычином и горным чаем, встегнулся в педали, поцеловал жену и отправился в путь. 

Точка старта.
Точка старта.

3 км я наслаждался скоростным спуском в село Кичи-Балык (Маленькая рыбка), и вот он - первый апхил. Подъем длился около 7 км. Вкручивать было очень тяжело и я чередовал пеший и педальный подъем около часа. Затем меня снова ждал скоростной спуск, который я преодолел наверное за несколько минут. Здесь уже начиналась долина нарзанов и я, конечно же, не смог не сделать остановку. Вход сюда стоит 150 р., но скорее всего за автомобиль отдельная цена на парковке. Живописное место с множеством нарзанных источников (я насчитал около 20). Попробовать всю воду я не смог. Но источник N7 и серебряный очень хорош. Есть две купели с холодной водой, в которые можно окунуться, что я и сделал собственно. Неподалёку есть заброшенный замок, который был построен в 60-х годах прошлого века и заброшен в середине 90-х. Замок свободен для посещения, можно погулять. Винтовая деревянная лестница не выглядит надежной. Соблюдайте осторожность.

Горная вода здорово придает сил и энергии, как изотоник. Иначе я не понимаю, как мне вообще удалась эта авантюра. 

Замок в долине нарзанов
Замок в долине нарзанов

Время шло и понимание, что нужно двигаться дальше только нарастало, ведь меня ждал самый длинный участок в 17 км с набором высоты в 1.5 км и уклоном в некоторых участках в 19%. Это был самый морально и физически сложный участок всего моего пути. Ехал на педалях я очень мало, в основном шел пешком и толкал груженый велосипед впереди себя. Я все шел и шел, погода портилась, стало пасмурно и холодно. Мне казалось, что прошел я уже половину пути, но открыв карту оказалось, что я не прошел и двух км. Хотелось кричать от досады, но я был непоколебим. Я все шел и шел дальше. Усилился ветер, дорога начала извиваться в причудливо закрученный серпантин и каждый новый поворот сопровождался всё большим набором высоты. За очередным поворотом встретил молодых гаишников, которые внимательно высматривали пересечение сплошной линии зазевавшимися водителями. Искренне пожелали мне счастливого пути. Иду дальше. Метров через 500 остановился, чтобы одеться потеплее, достал шапку и дождевик. Съел банан и немного вяленого мяса. Водители, едущие навстречу, сказали, что выше по дороге идет сильный дождь и холодно. Я впервые задумался о поиске места для лагеря, хотя было еще около полудня, и силы свои я не исчерпал. Одевшись я потопал дальше. Гремел гром все ближе, тучи опускались все ниже, а середина подъема никак не хотела становиться ближе, еще боковой ветер норовил выкинуть меня на середину дороги.

В пути. Холодно.
В пути. Холодно.

Начался небольшой участок ровной дороги, и я даже встал на педали. Какой же это кайф, оказывается, просто ехать, крутить педали и сидеть в седле. Впереди чуть справа показалась живописная поляна с одиноким деревцем в центре. Было около 14 часов и 30 км пути позади.

-Отличное место для лагеря! - подумал я и в мыслях поставил палатку под дерево.

-Отличное место! - громко прогремела туча в ответ.

Поставить палатку под дерево я быстро передумал, гроза казалась неизбежной. Место было весьма каменистым и с сильным уклоном. К тому же хотелось спрятать лагерь, чтобы его не было видно с дороги. Нашел я такое место довольно быстро и так же быстро поставил палатку. Не забыл и про велосипед. Замотал руль и важные узлы целлофаном оставил возле палатки в кустах.

Забравшись в палатку и застегнув последнюю молнию, небеса разверзлись в тот же миг. Я остался абсолютно сухой, чему я несказанно был рад. В сухой палатке, в теплом спальнике я слушал дождь, дремота накатывала, и я провалился в сон. Разбудил меня сильный гром. Один за одним раскаты грома сливались в единую канонаду. Молнии сверкали совсем рядом, я понимал, что я в эпицентре грозы. Было жутко. Дождь шёл около полутора часов, затем ветер стих, выглянуло солнце. Вновь стало тепло. Ехать в этот день дальше я отказался. Хотя силы еще были, но уверенности, что я найду до темноты место под лагерь конечно не было. К тому же дело шло к вечеру, было около 16 часов. Нужен был час на сборы и мокрую палатку везти совсем не хотелось. Проехать запланированную половину пути в первый день не получилось. А это значит, что завтра мне предстоит путь в 45 км. Обнадеживает, правда? 75-80 км в горах это совсем не те киллометры , что у нас в Донских степях. 

Первая стоянка.
Первая стоянка.

Между тем становилось все теплее и теплее, природа вновь просыпалась, запели птицы, рассеялись тучи. Открылся удивительный вид на главный кавказский хребет, но красавец Эльбрус по прежнему прятался в облаках.

Деревьев вокруг было мало, но я все таки нашел несколько сухих упавших веток и вечером с трудом развел небольшой костерок, хотя в заповедной зоне это совсем не приветствуется.

Ночь, костер, бескрайние горы вокруг, звезды и я наедине с самим собой, в своих мыслях. Маленькая пылинка, которую ветром дует к подножию Эльбруса.

Проснулся я рано. Разбудило меня стадо коров, которые громко мычали, топали копытами, прошли на водопой через мой лагерь. Выбравшись из палатки приготовил завтрак, собрал лагерь, водрузил все на велосипед и отправился дальше.

Вышел я снова в 8 утра. Сил было много, вчерашняя усталость полностью растворилась, новая еще не успела накопиться. Шёл я под музыку, иногда подпевая знакомым трекам в голос, проезжающие навстречу машины звонко сигналили, водители улыбались, приветствовали одинокого велосипедиста, показывали большие пальцы. Это добавляло энергии и сил. Воды кстати по пути очень много. В каждом ручье течет чистейшая вода, которую можно пить.

До конца подъема я шел 2 часа и 9 км. А спуск длился 8 км. Его я проехал за час. Очень крутой, извилистый спуск до 14%. Берег колодки. Остаться без тормозов в горах та еще радость.

На спуске меня ждало уютное кафе, не помню названия к сожалению. Оно находится примерно на половине пути. Сюда я должен был доехать вчера. Было около 11 утра. Я заказал покушать.

Шурпа из говядины, хычин с мясом и две чашки горячего горного чая. Купил бутылочку колы и пополнил запас воды. Снова в путь. Небольшой спуск и снова медленно ползу вверх. Рельеф как будто стал мягче, я стал чаще крутить педали, подъемы стали не такими жестокими, но по прежнему длинными. Около 14 часов встретил мотоциклиста из Белоруссии, он посоветовал мне не полениться и на спуске сходить к водопаду ,, Каракая-Су". Его он здорово впечатлил. Больше чем "Султан" в Джилы-су. Его я попросил связаться со своей женой и передать, что со мной все в порядке. К тому моменту мне оставалось пройти 15 км и я понимал уже, что я обязательно дойду. Начался эпичный спуск. Самый крутой и извилистый за весь мой путь. Несколько раз останавливался, чтобы остудить колодки и тормозные диски. Спустился вниз к мосту через реку Малку. Оставил велосипед внизу и пошёл пешком по правому берегу реки к водопаду "Каракая-Су" порядка 2 км в одну сторону. Эпичность водопада я описывать не буду, просто прикреплю фото. Я был под большим впечатлением. Он огромен. Он величественный и пугающий своей мощью.

Каракая-Су.
Каракая-Су.

Вернувшись к велосипеду меня ждал последний затяжной подъем и финальные 10 км.

В некоторых участках уклон доходил до 22%. Этот участок я шел 1.5 часа. Попутные машины предлагали подвезти хотя бы велосипед, но я вежливо отказывался. Этот путь я должен преодолеть сам. К финальной точке я вышел ровно в 18 часов. Люди, которых там встречал приветствовали меня, говорили, что я упорный и настырный, что видели меня еще утром и в обед. 

Последний штурм.
Последний штурм.

Охранник на КПП даже угостил чаем. Наверху было туманно, сыро и холодно. Несмотря на то, что находился я у подножия Эльбруса, он по-прежнему был недоступен взору. На поляне было весьма многолюдно, множество туристов на своих авто, мотоциклах, семьи с детьми в домах на колесах. А вот за всю поездку ни одного велосипедиста я не встретил ни по пути, ни навстречу.

Выбрал свободную поляну, поставил палатку. Немного еще погулял по лагерю. Потом приготовил ужин, замотался в спальник и проспал до утра. В этот раз меня разбудили суслики. На поляне их казалось тысячи. Один из них запутался где-то под палаткой и никак не мог выбраться.

Раскрыв тамбур палатки, передо мной во всей красе, наконец предстал он - двуглавый, воистину великий седой, красавец Эльбрус. От увиденного захватывает дух. Только сейчас понимаешь для чего все эти испытания - хотя бы ненадолго насладиться видом и величием горной природы большого Кавказа во главе с прославленным гигантом. 

Мой лагерь с видом на Эльбрус.
Мой лагерь с видом на Эльбрус.

 Моя статистика.

  • Два дня пути. 34 часа, 25 минут. 80 км пути, максимальный набор высоты 3160м, максимальный сброс высоты 2330 м. Максимальный уклон 30%. Средняя скорость 7 км/ч.

Обратно я эвакуировался уже на попутном "Уазике-буханке" до Кисловодска.

Спасибо всем, кто прочитал до конца. Пишите комментарии. Отвечу всем.

Добра!
Добра!