Найти тему
Estima

Wellness-концепт: здоровый образ жизни в сфере недвижимости

Оглавление

В 2019 году Росстат впервые подсчитал приблизительное число россиян, ведущих здоровый образ жизни. Тогда их совокупная доля по всей стране составила 12%. В течение следующих нескольких лет этот показатель менялся не в лучшую сторону, однако в 2023 году снова начал расти. Аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza сделала вывод: за прошлый год жителей России, строго придерживающихся принципов ЗОЖ, стало на 27,6% больше.

Изменения наглядно отображены на графике. Источник: finexpertiza.ru
Изменения наглядно отображены на графике. Источник: finexpertiza.ru

С ростом интереса к этой теме в России начали создавать разнообразные общественные и частные пространства, ориентированные на поддержание здорового образа жизни. Постепенно тренд перешел и в сферу жилой застройки.

Что такое wellness-концепция?

В буквальном переводе это концепция хорошего самочувствия. «Wellness» означает «благополучие», как физическое, так и ментальное. Именно поэтому застройщики употребляют этот термин, а не «ЗОЖ», в первую очередь ассоциирующийся у большинства со здоровьем физическим.

Впервые эту формулировку использовал в 1950-х американский врач Хальберт Данн. В своей работе «Высшая степень оздоровления человека и общества» он описал, на что опирается wellness-концепция человеческой жизни:

  • регулярные занятия спортом (не обязательно профессиональным — речь о простом поддержании хорошей физической формы);
  • интеллектуальные занятия, постоянное развитие;
  • правильное, осознанное питание;
  • качественный отдых;
  • поддержка важных социальных связей: с партнером, родственниками, друзьями, приятелями.

Подобные пожелания заказчиков стали основными ориентирами и для некоторых современных застройщиков. А часть из них начала рассматривать понятие wellness как отличный маркетинговый ход.

Визуализация клубного дома TURGENEV: оформление внутреннего двора. Источник: turgenev-dom.ru
Визуализация клубного дома TURGENEV: оформление внутреннего двора. Источник: turgenev-dom.ru

Маркетинг или реальность?

Подобные постройки появляются в основном в сегменте элитного жилья. Хотя последние несколько лет, по словам Анастасии Иващенко (директора по продажам строительной компании Hansa Group), элементы философии wellness встречаются и в более бюджетных проектах.

При планировании таких ЖК застройщики стараются учитывать все то же самое, что в любых современных комплексах высокого класса. Обычно это двор без машин, оборудованная придомовая территория, наличие охраны. Для отделки точно так же используются дорогостоящие материалы. Как правило, есть большой выбор квартир под любые пожелания покупателя: 1-, 2-, 3-комнатные, двухуровневые.

Элитный жилой комплекс в Монреале. Источник: Shutterstock
Элитный жилой комплекс в Монреале. Источник: Shutterstock

При этом основной запрос покупателей wellness-жилья — создать атмосферу и условия, в которой можно будет легко и естественно придерживаться здорового образа жизни. Увы, это достаточно расплывчатое требование. Четкого регламента для такой категории жилья нет.

Как раз об этом рассказал изданию «Деловой Петербург» Илья Сотонин, основатель онлайн-платформы для автоматизации УК и ТСН Doma.ai.

«На мой взгляд, концепция wellness-кварталов ничего принципиально инновационного в себе не несет. Это скорее новое слово для обозначения уже существующего продукта. Девелоперы используют красивое название, чтобы увеличить стоимость квадратного метра. Кто-то заложит в проект помещение под небольшой фитнес-зал, а кто-то наполнит весь жилой комплекс инфраструктурой для спорта и развлечений. Но и тем, и другим это позволит продавать квартиры дороже».
Wellness-квартал «Никольский». Источник: «ЭНКО»
Wellness-квартал «Никольский». Источник: «ЭНКО»

Мы собрали список особенностей, которые должны быть учтены еще на уровне застройки, чтобы жилой комплекс мог относиться к категории wellness. Если застройщик готов реализовать лишь один пункт из пяти, есть вероятность, что вы просто столкнулись с маркетинговым ходом.

Чистый воздух и чистый район

К сожалению, это не синонимы. Есть немало элитных ЖК, расположенных в центре крупного города — это очень удобно в плане транспортной доступности, но не соответствует wellness-концепции, даже если на территории есть небольшой внутренний сад.

«Для wellness-кварталов нужны большие земельные участки, подходящие условия. Идеальный пример — Кипр. Климат один из лучших в Европе, большая территория, нет пробок, красивая и современная архитектура. Россия в этом плане Кипру уступает, однако стоит ожидать, что в ближайшее время и у нас рынок «здоровых домов» будет расширяться», — сообщила основательница агентства «Antaria Real Estate Марина Поповиду.
Визуализация клубного дома TURGENEV: оформление внутреннего двора. Источник: turgenev-dom.ru
Визуализация клубного дома TURGENEV: оформление внутреннего двора. Источник: turgenev-dom.ru

В ЖК такого типа должен быть чистый, свежий воздух. Это возможно, только если неподалеку расположен лесной массив или разбит небольшой парк. На территории самого комплекса могут находиться:

  • обустроенная прогулочная зона,
  • закрытый двор-сад без машин,
  • отдельные оазисы с зелеными насаждениями.

Использование энергоэффективных технологий

Мы перечислим основные технологии, которые используются в современном строительстве. В подобных ЖК должна быть реализована хотя бы часть подобных решений: сама концепция wellness предполагает разумное потребление.

  • Вместо обычных ламп — энергосберегающие (они потребляют в 4-5 раз меньше электроэнергии, светодиодные — в 12 раз).
  • Экономичные бесшумные лифты — требуют на 40-60% меньше электроэнергии.
  • Датчики движения в местах общего пользования — холлах, коридорах, на лестничных клетках. Это позволяет уменьшить затраты на электроэнергию в 50 раз.
  • Вместо устаревших насосов — современные, с частотным регулятором.
  • Зарядки для электромобилей, установленные на паркингах.
  • Конденсационные газовые котлы (снижают потребление газа до 20%).

Необходимо, чтобы был организован раздельный сбор мусора на территории.

Дизайн мест общего пользования в ЖК «Хвоя»
Дизайн мест общего пользования в ЖК «Хвоя»

Своим мнением о роли энергоэффективности в wellness-философии поделился Алексей Хоменок, гендиректор архитектурного дизайнерского бюро G5 Architects:

«Нужно понимать, что речь идет не только о wellness, но и об eco-friendly. «Здоровый дом» — это, в первую очередь, зеленый дом, с минимальными выбросами, ресурсо- и энергоэффективный, автоматизированный».

Комфортный спорт

Мы уже упоминали основной критерий покупателя при выборе: велнес-концепция предполагает, что в ЖК будет легко вести здоровый образ жизни. Это касается и спортивных занятий. Часто на территории комплекса оборудуют:

  • велосипедные дорожки,
  • креативные спортивные площадки,
  • спортивные центры с возможностью регулярных занятий с тренером,
  • дорожки для бега. В отдельных случаях могут проводиться групповые пробежки по утрам и вечерам — места должно быть достаточно, чтобы у жителей была возможность самоорганизоваться.
Спорт на лужайке — очень хорошо, но еще лучше, когда оборудована специальная площадка. Shutterstock
Спорт на лужайке — очень хорошо, но еще лучше, когда оборудована специальная площадка. Shutterstock

Pet-friendly пространства

В прошлом году американские исследователи выяснили, что общение с домашними питомцами поддерживает когнитивные способности людей в возрасте. А немецкие и австрийские исследования доказали, что люди, у которых есть питомец, в целом имеют меньше проблем со здоровьем, чем те, кто не содержит животных.

Одним словом, домашние любимцы очень благотворно влияют на самочувствие хозяев — и wellness-ЖК обустроены таким образом, чтобы хозяева чувствовали себя комфортнее. Обычно на территории оборудуют зоны для выгула животных, игровые площадки, пространства для безопасных тренировок и общения с другими животными.

В парке удобно выгуливать собак, но еще лучше, если для выгула предусмотрена отдельная зона. Источник: Shutterstock
В парке удобно выгуливать собак, но еще лучше, если для выгула предусмотрена отдельная зона. Источник: Shutterstock

Максимум полезного пространства и больше солнца

В ЖК такого типа обычно предусмотрены функциональные планировки, позволяющие использовать каждый метр. Это тоже имеет отношение к философии бережного отношения к вещам и ресурсам. Уже на этапе строительства закладываются отдельные места для хранения вещей.

При планировке учитывается и площадь остекления. Застройщик, стремящийся создать «здоровый» ЖК, старается увеличить количество света, проникающего в помещения. В некоторых элитных домах предусматриваются большие панорамные окна, зенитные фонари на восьми этажах и в целом увеличенная площадь остекления.

Визуализация клубного дома TURGENEV: фасады. Источник: turgenev-dom.ru
Визуализация клубного дома TURGENEV: фасады. Источник: turgenev-dom.ru

Само освещение тоже подбирается очень тщательно. Некоторые застройщики, особенно в ЖК бизнес-класса, стараются синхронизировать его с циркадным ритмом человека. Утром в общественных пространствах включается более яркий свет, вечером — более мягкий, способствующий выработке мелатонина.

Экологически чистые материалы

Максимально безопасными считаются кирпич, керамические блоки, газобетон или пенобетон, цемент, металл, дерево. Даже клей можно выбрать натуральный, с наименее токсичным составом, взять экологичную краску на основе растительных пигментов и натуральных масел.

Если говорить об отделке, самый надежный и безопасный вариант покрытия для стен и пола — керамогранитная плитка. Именно на ней останавливаются многие застройщики. Можно выбирать продукцию любых брендов, у каждого производителя и у каждой коллекции есть свои особенности. Например, бренд Onlygres выпускает:

  • блестящий, полированный керамогранит с зеркальным эффектом — с рисунком под мрамор,
  • выносливый утолщенный керамогранит, идеально подходящий для любой погоды — с рисунком под камень или цемент.

Свои мраморные, цементные, древесные коллекции есть и у нашего премиального бренда Ametis by Estima. Среди них — керамогранит Supreme.

Дизайн входной группы в жилом комплексе «Фамилия», керамогранит Supreme
Дизайн входной группы в жилом комплексе «Фамилия», керамогранит Supreme

Сложности wellness-сегмента

Само по себе распространение концепции «здоровых ЖК» всеми экспертами воспринимается как позитивный тренд, и действительно есть надежда, что в ближайшие десятилетия он будет становиться все более популярным. Однако есть два сложных момента.

Об одном мы уже упомянули — если планируете брать квартиру в ЖК, которое позиционируется как полностью отвечающее требованиям wellness, обращайте внимание на детали и соответствие названия содержимому: это может быть просто маркетинговой уловкой.

Второй момент, менее очевидный — застройщик может подойти к делу чересчур ответственно. Один из подобных проектов, рассчитанный на вегетарианцев, был реализован в Санкт-Петербурге. На территории было запрещено пить алкоголь и курить, все жители должны были соблюдать определенный режим питания. Перед приобретением жилья клиенты проходили обязательное собеседование. В результате распродать все квартиры не удалось даже за несколько лет.

При этом, несмотря на отдельные сложности, появление «здоровых ЖК» кажется логичным шагом в развитии строительного рынка и в целом считается положительной тенденцией. На это же обратила внимание Вера Бурцева, директор Научно-исследовательского института устойчивого развития в строительстве:

«Подход, который базируется на создании благоприятной и здоровой для человека среды, называется устойчивое развитие (sustainability) в строительстве. Он заключается в поиске баланса между тремя сферами: человек, экология и экономика. То есть при создании девелоперского проекта девелопер думает не только об экономике и своей прибыли, но и о человеке ,  для которого он создает квадратные метры, и об окружающей среде  —  что демонстрирует зрелость девелопера, высокую социальную ответственность».