Игры БРИКС: На старт! Внимание! Стоп! Не торопимся. Поразмышляем. Основания для этого есть.
Спорт вошёл в нашу жизнь настолько, что уже увязан с политикой. Есть «правильный» спорт и «неправильный». Но мы не об этом — та дискуссия бессмысленна. Потому что решения в спорте принимают не спортсмены, а специально созданная бюрократическая элита: комитеты, судьи, союзы и федерации и т.п. Дело спортсменов — «выше, дальше, больше, сильнее…».
Вот жили себе люди на нашей планете, развивались интеллектуально, морально, физически. И как-то незаметно вместо «танцуют все» пришло «играют все». Еще не умеющим ходить младенцам заботливые родители и бабушки суют смартфон и указательный палец ребенка ведет игру. А старшие тоже играют, да так, что заигрываются и возникает впервые в истории человечества тяжелая зависимость, разрушающая хомо сапиенса.
Однако до нас доносятся аплодисменты восхищенной публики, которую в цирках позапрошлого века удивляли силачи. В середине прошлого века вдохновленный чехословацким бегуном Эмилем Затопеком, Гордон Пири бежит дальше и быстрее — он разработал новую спортивную обувь. Популярность этой обуви такова, что в ней сегодня не грех и выйти с лекцией на университетскую кафедру. Щуплый профессор понимает удобство этой обуви в быстротекущей или быстролетящей жизни. Я про кроссовки, которые начал выпускать Ади Дасслер (Адидасс) на основе разработок Гордона Пири.
Так символично спорт и его атрибуты стали неотъемлемой частью жизни любого современного общества. И вот тут-то общество и повлияло…
Оно потребовало зрелищ. И его услышали. Появился как бы брат спорта — спортивные игры, Олимпийские игры. Стать Олимпийским чемпионом уже престижнее, чем рекордсменом мира. Потому как рекорды — все, абсолютно все — бьются, и это только вопрос времени. Поэтому все рекордсмены мира становятся бывшими. А вот стать Олимпийским чемпионом — это навсегда.
Иными словами, наряду со спортом появилось шоу на тему спорта. Ну а это означало внесение элементов субъективности, которые неизбежно стали превалировать.
Возьмем несколько примеров. Спортивные бальные танцы. Когда-то однозначно относились к искусству и проводить какие-либо спортивные соревнования в них было равносильно чемпионату мира по балету. Но вот реальность. Когда по телевидению во всех странах мира возникла программа «Let’s dance», «Танцы со звездами» и т.п., о спортивных бальных танцах высказался известный словацкий хоккеист Йозеф Голонка.
Йозеф Голонка участвовал в первой этой программе, организованной телеканалом «Маркиза», и громогласно заявил: нагрузка в танцах не ниже, а подчас и выше, чем в хоккее.
К чему это я? К тому, что в результате эволюции в сторону к шоу спорт стал привлекать зрелищностью и это требовало все большего и большего напряжения. В результате возник парадокс: вместо укрепления здоровья спорт стал разрушать его. Карьера в спортивных бальных танцах практически завершается после 35 лет — спортсмен переходит в категорию «сеньоров» … То есть в «Войне и мире» Андрей Болконский почти как «пенсионер» кружит с Натальей Гончаровой.
Однако вспомним балет: Галина Уланова и в 60 и в 80 лет надевала пуанты и выходила на сцену. Это о возможностях человека, которые может прервать спорт. Обратите внимание: сейчас возраст спортсменов с мировым именем уменьшается. Зато возрастает нагрузка.
Опять парадокс: призванный укреплять здоровье, спорт способен и делает это — ухудшает, подрывает здоровье. И наши спортсмены всё раньше заканчивают карьеру и спортивные тренеры становятся всё моложе. Особенно это заметно в фигурном катании.
Отсюда и возникает вопрос: какой спорт нам нужен? Вопрос не праздный и всё чаще слышим призывы остановиться и обратить внимание не на чистый спорт, а на физическую культуру. Которая более полезна для хомо сапиенса.
Вот в первом в мире парке культуры и отдыха — нынешнем Центральном парке культуры и отдыха им. М.Горького в Москве это прекрасно понимали и 100 лет назад открыли популярные спортивные секции, где целью были не метры и килограммы, а здоровье обычного человека.
Вот так поумнел хомо сапиенс и его подвид, любимец Татьяны Черниговской — хомо сапиенс сапиенс. Человечество за 100 лет научилось бегать 100-метровку на 1 (одну) секунду быстрее. «И что с того?» — спросим мы. Насколько у человечества прибавилось счастья и здоровья?
Словом, парадоксы и противоречия, политика и гонка за цифровыми показателями неизбежно потребовали создания новых форм в спортивной тематике.
Взять шахматы, вокруг которых так и не завершенный спор: что это? Спорт? Наука? Искусство? Обыгравший чемпиона мира по шахматам компьютер скромно железным голосом, не терпящим возражений, выносит своё суждение. Человек — противоположное. Кого слушать? Победителя или проигравшего?
Поскольку в спорте главенствуют цифровые показатели, то, казалось бы, цифры объективны. Но… мы же не за цифры, а за справедливость! А справедливость она такая сложная, потому что складывается как бы из восьми миллиардов справедливостей каждого человека. А эти справедливости разные.
И вот получите: спортивные бальные танцы никак не удается включить в программу Олимпийских игр. А те же спортивные бальные танцы на колясках включены в Паралимпийские игры. Шахматы не спорт, а преферанс спорт. И там есть свои гроссмейстеры.
Всяческое вмешательство политики в спорт, дискриминации и неправедные решения естественно рождают новые формы, одной из них стали Игры БРИКС.
Важно сделать принципиальное замечание. Эти игры носят не соревновательно-политический характер. Хотя по сути своей они охватывают территорию, которая выступает за глобальные политические цели установления на нашей планете справедливых равных отношений между народами и государствами. В этом позиции БРИКС и глобального Запада различны.
По аналогии приведу пример: вот Ансамбль песни и пляски Советской армии, который имел необычайную популярность даже в странах НАТО. Однако представить «ансамбль песни и пляски НАТО» — уже слышу смех.
К чему это я? К тому, что Игры БРИКС пока самые мирные. Самые свободные, самые справедливые и самые-самые (допишите сами). Они молоды. Только-только прошли. Быстрые на руку журналисты, блогеры настучали на клавиатуре свои оценки. Разные. Очень разные.
А я бы повременил. И после команд «На старт!», «Внимание!» опустил бы пистолет перо вниз и сказал «Стоп!»: давайте размышлять.
Игры БРИКС прошли в Казани не случайно. Именно здесь в феврале-марте 2024 состоялись первые Международные игры будущего и заявил о себе во весь голос новый тип спорта, фиджитал-спорт.
В этом же направлении пошли новаторские Игры БРИКС.
Поэтому, несмотря на проведение Игр в один год с летней Олимпиадой в Париже, в столицу Татарстана приехали сотни сильнейших иностранных спортсменов и в Играх БРИКС приняло участие 86 стран.
В 27 видах спорта выступили 4,6 тыс. участников. Соревнования прошли на 17 объектах в Казани, а также в академии спорта «Динамо» в Москве, где 23 июня определились победители в брейкинге и акробатическом рок-н-ролле.
Частично формат фиджитал-спорта Игр будущего был перенесен на Игры БРИКС в виде двух дисциплин — футбольного и баскетбольного двоеборья, где были совмещены виртуальные и реальные соревнования.
В IT-парке соревновались шахматисты, среди участников были звездные гроссмейстеры.
Отличительной особенностью стал дух свободы — в Играх приняли участие и спортсмены не из государств, входящих в БРИКС. Таким путем было продемонстрирована аполитичность, миролюбивый и дружелюбный характер прошедших соревнований.
За Играми БРИКС будущее. Поэтому, в добрый путь, Игры БРИКС!
Больше читайте здесь