Найти в Дзене

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе: что это такое и как её развить

Оглавление
Подготовка ребёнка к школе охватывает различные сферы жизни будущего первоклассника.

Выделяют пять основных направлений школьной готовности: физическую, личностную, социально-психологическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе является одной из самых важных, поэтому поговорим в статье о том, что такое интеллектуальная готовность к школе и как помочь ребёнку уверенно войти в школьную жизнь.

Определение интеллектуальной готовности к обучению звучит следующим образом — это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. В процессе учебной деятельности ребёнок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами, разрешать возникающие противоречия не только в учебной деятельности, но и в школьной коммуникации.

Наиболее важным показателем интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе является уровень развития его речи, так как речь показывает насколько у ребёнка развито мышление.

Поэтому интеллектуальная готовность напрямую связана с процессами созревания структур головного мозга. Другими словами, обучаемость ребёнка зависит от нейронных связей мозга.

Основные показатели интеллектуальной готовности:

  • Развитие логического мышления. От уровня его развития зависит, как быстро ребёнок будет находить сходства и различия между предметами, сможет ли он объединять предметы в отдельные группы по ключевым признакам, устанавливать связи между явлениями и предметами.
  • Развитие произвольного внимания. Считается нормой, если первоклассник способен удерживать внимание на выполняемой задаче в течение 15-20 минут.
  • Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания и речи.
  • Сформированность предметно-специфических знаний, которые необходимы для обучения в школе (речевая подготовка, математические представления, пространственно-графическая подготовка).

Важно! Интеллектуальная готовность к школе не предполагает наличие у ребёнка каких-то конкретных навыков, например, умения решать в уме сложные математические задания. Решающее значение имеет уровень развития познавательных процессов, т.е. желание учиться и слушать учителя.

Диагностика интеллектуальной готовности к школьному обучению

-2

Существуют множество методов и техник, позволяющих объективно оценить уровень интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Большинство из них разработаны на основе трудов выдающегося советского психолога и профессора Л.А. Венгера, который в течение длительного времени руководил НИИ дошкольного воспитания.

Суть диагностик сводится к тому, что ребёнку дают различные задания:

  • сравнить две картинки с предметами между собой и объяснить, чем они отличаются;
  • повторить по памяти несколько слов (обычно до 10), не имеющих между собой никаких связей;
  • дорисовать неполные геометрические фигуры;
  • найти в цепочке слов лишнее слово и т.д.
На основе результатов тестов и определяется уровень интеллектуальной готовности ребёнка к школе.

Эффективность этих методик никто не ставит под сомнения, однако у них есть один весомый недостаток: они не показывают истинный интеллектуальный потенциал ребёнка и не объясняют, почему он не может выполнить то или иное задание. Также родителям часто не понятно, что конкретно нужно делать, чтобы повысить интеллектуальную готовность ребёнка к школе.

Ответы на эти вопросы может дать биометрическое исследование! Потому что биометрия узоров пальцев рук:

  • позволяет ответить на вопрос, почему ребёнок испытывает трудности с обучением и не может, например, в течение длительного времени освоить навыки чтения и письма;
  • показывает уровень согласованности в работе полушарий мозга, от которого напрямую зависит обучаемость ребёнка в школе;
  • выявляет сильные и слабые стороны личности;
  • даёт понимание, какие методы обучения лучше всего подходят ребёнку с учётом индивидуальных особенностей работы его мозга.
То есть после прохождения биометрического исследования родители будут знать, как они могут самостоятельно работать над формированием интеллектуальной готовности у своего ребёнка. Также они получают информацию о том, что нужно делать, чтобы в будущем ребёнок лучше учился.

Внимание! Биометрическое исследование можно проходить уже с трёх лет, тем самым получив ценные знания об особенностях личности ребёнка задолго до первого класса.

Что делать для развития интеллектуальной готовности к школе?

С учётом того, что уровень интеллектуальной готовности напрямую зависит от работы мозга и сформированности нейронных связей, то основной упор нужно делать на активизацию функций левого полушария мозга.

Доказано, что лучший способ, особенно для дошкольников, для запуска процессов по формированию новых нейронных связей и обеспечения согласованной работы мозга – это выполнение физических и психофизических упражнений. Какие конкретно упражнения делать – ответы в этих материалах:

Также для формирования интеллектуальной готовности ребёнка рекомендуется:

Для того чтобы освоить ключевые техники и упражнения, которые помогают не только повысить интеллектуальную готовность ребёнка к школе, но и предотвратить проблемы с обучением, достаточно всего несколько дней.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также приглашает на программу «Интеллектуальные выходные»,

которая длится всего три дня. За это время дети и родители получают ценные знания о работе мозга, на практике осваивают упражнения, которые развивают мозг ребёнка, а также помогают улучшить навыки письма, чтения и обработки информации.

Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru

Если понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на Telegram-канал учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе❤️