8,6K подписчиков

Как школьный учитель обыграл чемпиона мира по шахматам

7,2K прочитали
Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.

Вот и после победы Александра Алехина над Хосе Раулем Капабланкой в 1927 году любители шахмат и профессиональные шахматисты не видели никого, кто бы составил достойную конкуренцию чемпиону мира из России.

Неожиданно для всех таким человеком стал обычный преподаватель из женского лицея в Амстердаме по имени Макс Эйве.

Как непобедимый Алехин мог проиграть школьному учителю? Что скрывал за собой их матч 1935 года? И в чем был секрет Макса Эйве?

На эти и другие вопросы ответим далее в статье. Обязательно дочитывайте до конца, будет как всегда интересно.

Алехин и Эйве до матча

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-2

С Алехиным все понятно. Он полностью доминировал на международной шахматной арене, побеждая в одном турнире за другим. Два победных матча с Боголюбовым доказали способность чемпиона отстоять свой титул.

Макс Эйве же никогда не считал себя профессиональным шахматистом. Он научился играть в шахматы в 4 годы, в юном возрасте побеждал на местных чемпионатах и вскоре стал чемпионом Голландии.

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-3

После громких неудач на своих первых международных турнирах молодой Эйве возвратился к своей основной деятельности – преподаванию.

Макс периодически “бросал” шахматы, что приводило в замешательство его спонсоров и всех жителей Голландии, которые ратовали, чтобы их представитель сразился в матче на первенство мира.

Первая встреча Алехина и Эйве случилась в их тренировочном матче, когда Александр готовился к битве за шахматную корону с Капабланкой. Неожиданно чемпион Голландии дал Алехину мощный отпор. Исход мини-матча решился в последней партии, в которой верх одержал все-таки Алехин.

Подготовка к главному матчу в жизни

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-4

1934 год. Алехин уже 7 лет как чемпион мира. В Амстердаме был организован клуб, который был готов выдвинуть Макса Эйве для матча на первенство мира. Четвертый чемпион мира принял вызов, однако голландцы смогли собрать денег лишь на гонорар Алехина (7000 долларов), так что Максу Эйве приходилось играть бесплатно.

К “поединку жизни” Эйве подошел со всей серьезностью. По сути, он стал первым претендентом на шахматную корону, который разработал систему подготовки к матчу с чемпионом мира.

Голландец выделил на это несколько месяцев. В подготовка включала в себя несколько составляющих:

  • штудирование дебютов – к матчу с Алехиным Эйве подготовил серьезную теоретическую базу, что сыграет важную роль в их противостоянии;
  • регулярные занятия спортом: бокс, плавание, бег – Макс уделял много внимания работе со своим телом;
  • выступления на международной шахматной арене – для практики и набора опыта.

Команда Макса Эйве включала в себя Сало Флора и его давнего учителя Гезу Мароци.

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-5

Александр Алехин и, в принципе, практически вся шахматная общественность не воспринимали шансы Эйве победить в матче всерьез.

Вот, что говорил сам Алехин по этому поводу:

“Я не верю в Эйве как в будущего чемпиона мира и не думаю чтобы даже после случайного выигрыша у меня, он был бы признан по существу лучшим игроком мира. Если наше состязание завершится его победой, то это только докажет, что в данный момент я оказался не на вершине моего творчества”.

Матч на первенство мира и “алкогольные” шахматы

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-6

В первой партии чемпион из России наголову разбил чемпиона Голландии и лишь убедился в своей непобедимости.

После десяти партий чемпион мира вел в счете +2 очка. А потом начало происходить нечто странное. Эйве достаточно быстро отыгрался и снова выровнял счет.

Гроссмейстер Флор рассказывал интересную историю: однажды перед партией Алехин выпил рюмку спиртного, после чего выиграл партию. На следующий день чемпион выпил уже две рюмки и проиграл. Подобные эксперименты негативно сказались на состоянии чемпиона.

В одной из своих победных партий Алехин в эндшпиле двинул не ту пешку, и позиция стала ничейной. В другой партии русский чемпион попросту не вышел из дебюта, отдав за так одну из центральных пешек.

В это время многие замечали, что Алехин стал часто проводить свободное время в баре. Однако довольно сложно оценить влияние количества выпитого им алкоголя на качество игры.

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-7

Например, сам Эйве утверждал, что никогда не видел Алехина в нетрезвом состоянии (не станет же он принижать статус своей победы, верно?). Однако другие замечали, что качество игры, как и состояние чемпиона мира резко ухудшились с течением матча.

Макс Эйве создавал своему оппоненту колоссальные проблемы в дебюте, предлагая ему на доске различные теоретические “дискуссии”, к которым, как оказалось, Алехин был не совсем готов.

К концу матча дела у Александра были совсем плохи. и он вспоминал, как в одной из последних партий Эйве сыграл против него его же дебют – защиту Алехина.

По воспоминаниям четвертого чемпиона мира, во время той партии он как будто бы завис, вдруг начав размышлять о всей своей карьере и считать этот бой против собственного дебюта кульминацией своего шахматного творчества. Ту партию Алехин проиграл.

Проблемы были и у Эйве. Несмотря на наличие в его команде таких знатоков эндшпилей как Флора и Мароци, голландец зачастую проигрывал Алехину именно в окончаниях. Даже в равных ладейных эндшпилях.

Однако упорство, крепкая нервная система и решимость во что бы то ни стало играть до конца дали необходимый результат – матч 1935 года окончился в пользу Эйве, и тот стал пятым чемпионом мира по шахматам.

Признав поражение в матче, Александр Алехин сквозь слезы поздравил своего оппонента и на весь зал объявил его чемпионом. Это заслуживает уважения.

В чем был секрет Эйве?

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-8

Ответственная подготовка, мощная теоретическая база и недооценка от соперника – все это повлияло на исход матча. Забавно, что Макс никогда не считал себя профессиональным шахматистом.

Можно долго говорить о проблемах Алехина с алкоголем о его не самой лучшей форме, но Эйве просто лучше играл в этом матче. Об этом говорит и десятый чемпион мира Борис Спасский:

“То, что Эйве играл матч 1935 года лучше, – совершенно очевидно. Факт, что он, будучи профессионалом, сумел все-таки Алехина тогда победить, должен расцениваться как спортивный и творческий подвиг. Да и качество партий было достаточно высоким”.

Став чемпионом мира, Эйве вновь вернулся к преподавательской деятельности, ведь нужно было как-то зарабатывать деньги. Как вы помните, за матч с Алехиным он не получил ни гроша.

В 1937 году Алехин вернулся с новыми дебютами, абсолютно трезвый, на кураже и спокойно забрал у Эйве обратно свой титул. Четвертый чемпион мира полностью осознал все свои промахи предыдущего матча и к новому противостоянию убрал все свои слабые стороны, что и привело к победе.

Согласитесь, сейчас трудно представить, что кто-то способен победить Магнуса Карлсена в полноценном матче в классику.-9

Вторая Мировая война разделила их. Алехин путешествовал по многим оккупированным европейским странам, играя в разных турнирах. Судьба его сложилась трагично.

Эйве же остался в Голландии, стал профессором, а после и президентом ФИДЕ, возможно, самым лучшим из всех.

Оценивайте статью лайком, если вам было интересно, и подписывайтесь на канал Chessmaster, чтобы не пропустить актуальные новости и интересные истории из мира шахмат!