Найти в Дзене

Парадокс нашего времени: чем уродливее современное искусство, тем оно дороже. Почему это так - кто может ответить?

Оглавление
Коллаж автора из представленных в статье изображений.
Коллаж автора из представленных в статье изображений.

Часто современное уродливое искусство в 1000 раз дороже нормального. Вопрос: почему колченогое сооружение или кое-как размазанная по холсту краска стоят куда больше достойных работ?

Такой вопрос я и сам иногда себе задаю и пытаюсь понять – почему оно так. Тем более мне это интересно, что по одному из своих образований я художник. И более полувека интересуюсь изобразительным искусством, много чего видел и читал по этому поводу.

Итак, попытаемся разобраться с этим странным феноменом.

Существует негласное правило: на рынке искусство продать что-то дорого можно, если соблюдены два условия:

  • Объект создан в авторском стиле, имеющим некие быстро узнаваемые характеристики и черты, при этом должна быть новизна, то есть творение должно быть создано автором впервые.
  • Автор должен быть обсуждаем – и чем больше, тем лучше. То есть он должен быть «на слуху» и раскручен.

И эти два пункта очень хорошо работают.

Примеров тому полно.

Как человек, регулярно следящий за современными главными (и просто интересными) аукционами искусства, привожу примеры одного из ведущих аукционов в мире такого рода – Christie’s.

Вот некоторые проданные там недавно «гениальные» произведения искусства. Посмотрите - какие там за них цены!

Шарлотта Перриан. Консольный стенд из ели.

Адрес изображения: https://clck.ru/3BoHJT.
Адрес изображения: https://clck.ru/3BoHJT.

Продажная стоимость 35 000 евро.

Джоан Митчелл. «Без названия». Масло, холст.

Адрес изображения: https://clck.ru/3BoFTn.
Адрес изображения: https://clck.ru/3BoFTn.

Продажная стоимость 730 000 евро…

Пабло Пикассо. «Арлезианка (Ли Миллер)».

Адрес изображения: https://clck.ru/3BoL8w.
Адрес изображения: https://clck.ru/3BoL8w.

Продажная стоимость 13 000 000 долларов...

Сай Твомбли. «Без названия». Масло, холст.

Адрес изображения: https://clck.ru/3BoJup.
Адрес изображения: https://clck.ru/3BoJup.

Продажная стоимость этого «шедевра» аж 46 000 000 долларов!

Ну и так дальше. Примеров тому море, все приводить нет смысла. Но тенденция, по-моему, ясна.

Не ясно одно: почему покупают вот ЭТО и за ТАКИЕ деньги, и почему художник, долго и упорно учившийся и постигший многие нюансы, достигший высокого уровня мастерства, создающий очень достойные работы - продать их толком не может. Хотя при этом художник вполне известен.

Так что те два критерия, которые я привел в начале статьи, по-моему, не всё объясняют. Это, так сказать, видимая часть айсберга. Та, что скрыта от первого взгляда на проблему, мне кажется куда важнее видимой верхушки. А она, эта скрытая часть, такова: искусство это, в первую очередь, ИНВЕСТИЦИИ. Что-то сродни ценной бумаге, акции или золоту. И не важно каков сам объект – важнее сколько он будет стоит через 5, 10 или 20 лет.

Поняв это, мы и поймем (простите за тавтологию) - почему люди покупают за огромные деньги откровенную «дичь» современного искусства, у образцов которой, рассуждая рационально, должна быть вообще отрицательная стоимость.

Как написал Виктор Пелевин в своем пятнадцатом романе «iPhuck 10»:

«Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает — или не дает — das Kapital. И только он один. Но перед этим художнику должны дать формальную санкцию те, кто выступает посредником между искусством и капиталом. Люди вроде меня. Арт-элита, решающая, считать железку с помойки искусством или нет».

И это очень точно сказано.

А помните детскую книгу Николая Носова «Незнайка на Луне»?

«От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят, да ещё и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить».

В общем, если поразмыслить, то вроде бы всё становится на свои места: сейчас искусство это просто инвестиции. И его качество совершенно не имеет значение, если оно инвестиционно привлекательно. Это прискорбно, но факт. И вряд ли с этим что-то можно поделать. Приходится принимать это как данность. Мы же не возмущаемся, что снег холодный, а включенная на кухне конфорка может нас обжечь.

Но вот один вопрос, ответа на который у меня так и нет: почему вкладываются в уродство, а не в настоящих мастеров и их достойное искусство?

А ведь таких примеров хорошего современного искусства полно. И когда люди говорят, что современные художники не могут увидеть красоту мира и не желают создавать что-то достойное внимания и прекрасное, то ответ тут один – это вовсе не так.

Это заставляет меня вспомнить мой давний разговор с сыном, когда тот еще учился в начальной школе и однажды пожаловался на то, что мало с кем можно в классе дружить (признаться первая школа, где он учился, и вправду была та еще). На что я ему сказал: «А ты отойди от помойки, тогда и навозных мух не будет, а будут только красивые бабочки и стрекозы».

Он послушал моего совета (я всегда старался не поучать его, а просто по-человечески с ним разговаривать, что было много полезнее в смысле результата). И нашел хороших друзей, с которыми дружит и по сей день спустя много-много лет после того разговора.

Так и с искусством (и не только с современным, кстати). Если нам в нем что-то не нравится, то надо попытаться в этом разобраться, а если не получается - то просто отвернуться, уйти и искать что-то достойное. Кстати, я на своем канале и пытаюсь время от времени рассказывать о проблемах современного искусства и о том, и сегодня есть много настоящих мастеров (ссылки на подобные статьи о современном искусстве вы можете найти под этой публикацией).

Так что по-настоящему интересного и хорошего искусства сейчас полно. Как говорится: кто ищет, тот найдет.

Но вопрос так и остается открытым: почему хорошее современное искусство (коего много) стоит в десятки, сотни и тысячи раз меньше, чем все эти мной сегодня приведенные образцы «гениальности»? Почему не вкладываются в хорошее и красивое, а вот в этот мусор?

Ответа у меня как не было, так и нет.

А у вас есть? Что Вы думаете по этому поводу? Почему хорошее искусство сейчас ценится гораздо меньше, чем вся эта откровенная убогость? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на предыдущие публикации о современном искусстве:

Как я увидел одних из самых лучших современных художников, которые заставят вас поверить, что настоящее искусство никогда не умрет. Часть 20

Самый необычный, преуспевающий и известный в мире современный отечественный художник Владимир Куш

Необычный талантливый художник Михаил Хохлачев, доказывающий, что современное искусство может быть очень интересным

Три главных заблуждения по поводу современного искусства и три стратегии того, как его воспринимать и понимать. Часть 3 (заключительная)