Часто современное уродливое искусство в 1000 раз дороже нормального. Вопрос: почему колченогое сооружение или кое-как размазанная по холсту краска стоят куда больше достойных работ?
Такой вопрос я и сам иногда себе задаю и пытаюсь понять – почему оно так. Тем более мне это интересно, что по одному из своих образований я художник. И более полувека интересуюсь изобразительным искусством, много чего видел и читал по этому поводу.
Итак, попытаемся разобраться с этим странным феноменом.
Существует негласное правило: на рынке искусство продать что-то дорого можно, если соблюдены два условия:
- Объект создан в авторском стиле, имеющим некие быстро узнаваемые характеристики и черты, при этом должна быть новизна, то есть творение должно быть создано автором впервые.
- Автор должен быть обсуждаем – и чем больше, тем лучше. То есть он должен быть «на слуху» и раскручен.
И эти два пункта очень хорошо работают.
Примеров тому полно.
Как человек, регулярно следящий за современными главными (и просто интересными) аукционами искусства, привожу примеры одного из ведущих аукционов в мире такого рода – Christie’s.
Вот некоторые проданные там недавно «гениальные» произведения искусства. Посмотрите - какие там за них цены!
Шарлотта Перриан. Консольный стенд из ели.
Продажная стоимость 35 000 евро.
Джоан Митчелл. «Без названия». Масло, холст.
Продажная стоимость 730 000 евро…
Пабло Пикассо. «Арлезианка (Ли Миллер)».
Продажная стоимость 13 000 000 долларов...
Сай Твомбли. «Без названия». Масло, холст.
Продажная стоимость этого «шедевра» аж 46 000 000 долларов!
Ну и так дальше. Примеров тому море, все приводить нет смысла. Но тенденция, по-моему, ясна.
Не ясно одно: почему покупают вот ЭТО и за ТАКИЕ деньги, и почему художник, долго и упорно учившийся и постигший многие нюансы, достигший высокого уровня мастерства, создающий очень достойные работы - продать их толком не может. Хотя при этом художник вполне известен.
Так что те два критерия, которые я привел в начале статьи, по-моему, не всё объясняют. Это, так сказать, видимая часть айсберга. Та, что скрыта от первого взгляда на проблему, мне кажется куда важнее видимой верхушки. А она, эта скрытая часть, такова: искусство это, в первую очередь, ИНВЕСТИЦИИ. Что-то сродни ценной бумаге, акции или золоту. И не важно каков сам объект – важнее сколько он будет стоит через 5, 10 или 20 лет.
Поняв это, мы и поймем (простите за тавтологию) - почему люди покупают за огромные деньги откровенную «дичь» современного искусства, у образцов которой, рассуждая рационально, должна быть вообще отрицательная стоимость.
Как написал Виктор Пелевин в своем пятнадцатом романе «iPhuck 10»:
«Грязный секрет современного искусства в том, что окончательное право на жизнь ему дает — или не дает — das Kapital. И только он один. Но перед этим художнику должны дать формальную санкцию те, кто выступает посредником между искусством и капиталом. Люди вроде меня. Арт-элита, решающая, считать железку с помойки искусством или нет».
И это очень точно сказано.
А помните детскую книгу Николая Носова «Незнайка на Луне»?
«От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят, да ещё и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить».
В общем, если поразмыслить, то вроде бы всё становится на свои места: сейчас искусство это просто инвестиции. И его качество совершенно не имеет значение, если оно инвестиционно привлекательно. Это прискорбно, но факт. И вряд ли с этим что-то можно поделать. Приходится принимать это как данность. Мы же не возмущаемся, что снег холодный, а включенная на кухне конфорка может нас обжечь.
Но вот один вопрос, ответа на который у меня так и нет: почему вкладываются в уродство, а не в настоящих мастеров и их достойное искусство?
А ведь таких примеров хорошего современного искусства полно. И когда люди говорят, что современные художники не могут увидеть красоту мира и не желают создавать что-то достойное внимания и прекрасное, то ответ тут один – это вовсе не так.
Это заставляет меня вспомнить мой давний разговор с сыном, когда тот еще учился в начальной школе и однажды пожаловался на то, что мало с кем можно в классе дружить (признаться первая школа, где он учился, и вправду была та еще). На что я ему сказал: «А ты отойди от помойки, тогда и навозных мух не будет, а будут только красивые бабочки и стрекозы».
Он послушал моего совета (я всегда старался не поучать его, а просто по-человечески с ним разговаривать, что было много полезнее в смысле результата). И нашел хороших друзей, с которыми дружит и по сей день спустя много-много лет после того разговора.
Так и с искусством (и не только с современным, кстати). Если нам в нем что-то не нравится, то надо попытаться в этом разобраться, а если не получается - то просто отвернуться, уйти и искать что-то достойное. Кстати, я на своем канале и пытаюсь время от времени рассказывать о проблемах современного искусства и о том, и сегодня есть много настоящих мастеров (ссылки на подобные статьи о современном искусстве вы можете найти под этой публикацией).
Так что по-настоящему интересного и хорошего искусства сейчас полно. Как говорится: кто ищет, тот найдет.
Но вопрос так и остается открытым: почему хорошее современное искусство (коего много) стоит в десятки, сотни и тысячи раз меньше, чем все эти мной сегодня приведенные образцы «гениальности»? Почему не вкладываются в хорошее и красивое, а вот в этот мусор?
Ответа у меня как не было, так и нет.
А у вас есть? Что Вы думаете по этому поводу? Почему хорошее искусство сейчас ценится гораздо меньше, чем вся эта откровенная убогость? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации о современном искусстве:
Самый необычный, преуспевающий и известный в мире современный отечественный художник Владимир Куш