После событий «Аватара» возвращение людей было всего лишь вопросом времени. Однако Джейк Салли настолько погряз в заботах о появившемся семействе, что прибытие новой партии «звёздного десанта» становится для него неприятным сюрпризом. После непродолжительной войны длиною в год, дело становится для Джейка особенно личным, когда охоту на него открывает вернувшийся с того света полковник Куоритч.
О том, что история синих человекоподобных гуманоидов продолжится, заговорили буквально на следующий день после премьеры первого «Аватара». Ну, не удивительно – ибо как можно отказаться от идеи продолжения столь доходной темы? Впрочем, после просмотра сиквела понимаешь, что первый «Аватар» - это ещё вполне себе кино, а вот «Путь воды» - уже чистой воды предприятие. Но обо всём по порядку.
Что бы там не говорил Кэмерон – а он в последние годы стал большой любитель нахваливать сиквелы «Терминатора» и вообще выражать всякие странные идеи – сейчас очевидно, что никаких набросков для продолжения у него и в помине не было, разве что выброшенные элементы из сценария первого фильма. В общем, пока в интернетах дата премьеры сиквела всё отодвигалась, Кэмерон нырял в Марианскую впадину за вдохновением. Встреченные за несколько часов плавания в кромешной тьме три медузы да две креветки мало что дали. Судя по новостям стало понятно, что идей нет.
Кэмерон, в одиночку написавший свои главные passion projects – «Бездну», «Титаник» и «Аватар» в итоге нанял уйму сценаристов. Как утверждается сейчас – чтобы разрабатывали его наброски. В итоге эта «комната» сократилась до пяти авторов, включая самого Кэмерона. Можно конечно поспорить о качестве работ этих авторов. Но как минимум нахождение в титрах такого бракодела как Шейн Салерно («Чужой против Хищника: Реквием») сильно удручает.
Всё это время Кэмерон, если не городил в интервью очередную чепуху про то, как решить проблему с посещением туалета во время просмотра трёхчасового фильма, то распекал о том, что спецэффекты второго фильма превзойдут то, что мы видели в первом – для чего актёров облепили датчиками и заставили подолгу находится под водой.
И вот, премьера, в интернетах пошли ровным счётом те же отзывы, что были и на первый «Аватар» - дескать, зрелищно, но сюжета нет. Читая это складывается такое предубеждение, что рецензенты либо не пересматривали первый «Аватар» перед знакомством со вторым, либо не поняли, до какой же степени плох оказался второй.
И так, начало, нам сентиментально напоминают, за что мы полюбили первый Аватар, и вводят в курс дела. На Пандоре без особых перемен – разве что Джейк утратил атлетичный плоский живот, став батей, да обзавёлся кучей детей. Земляне вернулись. Экран гаснет. И появляется надпись: год спустя. Эту надпись опосля вспомнишь ещё не раз, поскольку многие туманные сценарные решения сокрыты именно в подобных ленивых ходах сценаристов – что-то откуда-то за год возникло на Пандоре, как, почему – не важно, за год всё может случиться.
Дальше нас ждёт от 60 до 90% содержания сюжета первого фильма – с аналогичной структурой сценария, абсолютно теми же темами, только теперь на воде. Руки тянутся к смартфону, чтобы с ужасом обнаружить, что фильм только-только добрался до середины хронометража, а желание повеситься от скуки уже невыносимо. Увы, язык не поворачивается назвать «Путь воды» фильмом. Это больше напоминает сериал. Причём сериал из тех, где нет свободно текущего повествования захватывающей истории. В общем, один из тех сериалов, где есть чёткая и предсказуемая структура. Поначалу хотелось назвать в качестве примера «Декстера», где точно можно знать, что очередная серия закончится тем, что Декстер уединится с очередным преступником в полиэтиленовой комнате, и, разумеется, выйдет оттуда живым только он. Но нет. Недостойное сравнение.
«Путь воды» заставляет вспомнить «Могучих рейнджеров» - бравые парни обращаются рейнджеров, потом собираются в Мегазорда и побеждают зло. Затасканность драматургических приёмов первого «Аватара» во втором просто поражает. Поражает, в первую очередь, тем, насколько же наглым стал Джеймс Кэмерон, если позволяет себе творить подобное на экране. Полфильма для семейки Салли клан Меткаина разжёвывает особенности местной флоры и фауны – и едва ли оседлание местных плезиозавриков чем-то отличается от схожих сцен с икранами, как и побег от местного подобия мозазавра – от танатора.
Компьютерное животное драматически погибает под надрыв духовых из партитуры Джеймса Хорнера, которую его соратник, Саймон Франглен (в первую очередь – музыкальный продюсер, а уже во вторую – композитор) включает в кульминационные моменты. И это не производит слезовыжимательный эффект, а скорее раздражает настолько бессовестной попыткой манипулировать зрителем, словно пытаясь его развести на тот же трюк во второй раз. Ближайший пример – «Мир Юрского периода 2», где с таким же упоением топили компьютерных динозавров.
А когда же наступает момент для долгожданной эпичной битвы, то логика вообще покидает чат, вместе со всем войском клана, которое магически испаряется с поля боя ради того, чтобы мы могли сопереживать мытарствам семьи Салли. Финальная сцена между Пауком и Куоритчем – вообще неимоверная глупость, исполненная без намёка на какой-либо драматизм. Кстати говоря, Куоритч и Джейк – единственные персонажи фильма, которые вызывают какой-то интерес. Все остальные актёры натужно изображают дикарей.
Куда смотрел Кэмерон – вероятно, на свою новую уникальную подводную камеру. На сей раз ему не интересны не только персонажи, но и актёры. Похоже, чем больше лет становится Кэмерону, тем меньше его интересует что-то человеческое в принципе – он может ещё выдать адреналиновую сцену перестрелки или сражения – но в остальном его способности резко скукожились до формального воспроизведения отработанных тем и мотивов, приёмов и форм.
Смотреть-то может быть это всё можно, и третью часть и четвёртую тоже посмотрим – но это уже не кино, и даже не «дистиллят» кино, как у Тарантино. Это тупо конструктор, который пересобрали и пытаются выдать за совершенно другой набор. Первый «Аватар» действительно был в по-своему выдающимся произведением. После его сиквела «Аватар: Путь воды» можно вообще навсегда попрощаться с кино, потому что в лице данного продукта кино точно достигает своего дна во всех возможных смыслах. Это всё равно что смотреть «Психо» Гаса Ван Сента.
«Аватар: Путь воды» слабо пытается расширять мифологию первого фильма и даёт несколько толковых эпизодов с экшн-сценами. Но всё это скреплено максимально посредственной драматургией. Рекомендовать к просмотру можно только из-за спецэффектов - но едва ли кому-то захочется три часа подряд смотреть на достижения графики, наложенные на откровенно глупый сценарий. Уж лучше принять мысль, что в первом фильме история закончилась.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.