Когда Мстители отправились в прошлое, чтобы помешать Таносу собрать Камни бесконечности, Тессеракт угодил в руки поверженного Локи, и тот сбежал. Но тут же был схвачен и буквально убран из своей реальности. Его схватили сотрудники организации «Управление временными изменениями», поскольку побег Локи не входил в часть тех событий, что должны были произойти. Тем не менее, бог Обмана может сослужить Управлению хорошую службу. Ведь те как раз пытаются поймать его двойника из другого измерения...
Забавно, что персонаж, начинавший как шекспировский антагонист в «Торе», в итоге быстро обрёл бешеную армию фанатов. Хотя не сказать, чтобы для этого принимались какие-то сказочные усилия. В «Торе» был простой, но драматичный конфликт, в «Мстителях» герой уже приобрёл большее могущество, излишний пафос и карикатурность. В «Царство тьмы» он уже заехал на правах антигероя. И начиная с того момента, персонаж был откровенно заруинен для многих – хотя в то же время начинается и рост его фан-базы.
Как бы там ни было, «Рагнарёк» сделал из него клоуна, так же как и всех остальных персонажей. И сериал поначалу придерживается именно тех начинаний. Отчего можно сразу разочароваться – ибо как смотреть сериал, титульный персонаж которого откровенно не нравится? Ну какой из него бог обмана и озорства? Если в первом «Торе» на него можно было повесить табличку «Парень, который предаст команду», то здесь и в табличке нет необходимости.
Критики самозабвенно ласкают труды Хиддлстона, объясняя это тем, что впервые в жизни Локи оказывается там, где его фокусы не работают и никого ими не удивить. Увы – нет. Посредственное объяснение. Посредственное уже в том, что самвлюблённый Локи как минимум должен был бы предпринять что-то гораздо более многоходовочное и хитрое, чем так глупо ринуться напролом и всячески капризничать. Словить юмор с пародии на бюрократию можно было и без этих мытарств.
Самое забавное – Хиддлстон вроде бы и кривляется, но прямо таки с определённым профессионализмом, отчего к нему постепенно привыкаешь. Хуже то, что вскоре ему в партнёрши достаётся женская версия Локи – только ещё более озлобленная, и к тому же очень скверно сыгранная натужной театралкой Софи Ди Мартино. Благо, что среди персонажей второго плана есть агент Мёбиус – Оуэн Уилсон сыграл, вероятно, самого душевного персонажа во всей киновселенной Marvel.
Уилсон заставляет ожить всё, с чем появляется в кадре – квирляке (оговорка по Фрейду, но Локи теперь вполне можно так называть) Хиддлстону выпадает шанс хотя бы как-то быть оттенённым и разделить дольку юмора. А с персонажем Гугу Мбата-Роу у Мёбиуса и вовсе прекрасный дуэт (даже с учётом того, что его партнёрша тоже сдаёт). Что касается сюжета, явно навеянного «Волшебником страны Оз» - то поначалу всё это воспринимаешь крайне скептично, несмотря на занятные реверансы в различные эпохи – например, расправа над агентами под «I’m holding out for a hero» Бонни Тайлер.
Сказывается проклятый баланс сил – у Marvel это вечная проблема. Мало-мальски владеющий рукопашным боем герой без способностей обязательно выносит всех с одного удара, а любой обладатель лазеров из глаз с ходу претендует на место самого могущественного персонажа. Что же происходит на этот раз? На этот раз Локи (и его тупая подружка) просто-напросто забывают абсолютно про все свои способности – чтобы выдавать нелепые рукопашные пируэты.
Пока в мир Оза вкрадывается частичка Матрицы, невольно задаёшься вопросом – а это точно Локи из 2012-го года? Однако же Marvelслишком озабочены ведением сего локомотива к непредсказуемой развязке, которая задаст вектор движения в новой фазе киновселенной. Оттого снова идёт парад бессмысленных драк и бессмысленных спецэффектов. И ладно, мы к этому привыкли, у нас на 5 минут даже Мёбиус объявляется, чтобы зритель хоть раз улыбнулся.
Однако же в Локи мы сталкиваемся с той проблемой, которая подкосила «Ванду/Вижна» - разжёвывание. Первая и вторая серии уходят на разъяснение матчасти всего, что связано со временем (хотя объяснять там по сути не шибко много нужно – это просто «Особое мнение»), но чем дальше движутся герои, тем больше непонятных вещей происходит, тем больше приходится снова пускаться в разъяснения. Особенно, когда речь заходит о каких-то вещах, которые агентство за все годы своего существования ещё не видывало.
Апогей наступает в долгожданном финале, который оборачивается – самой скучной серией. Пока в агентстве происходят непонятные вещи, суть которых может быть объяснят во втором сезоне (а может и не объяснят), Локи и Сильвия находят ответы в лице – очередного клоуна. Истерия, связанная с персонажем Джонатана Мейджерса, оказалась преждевременной. В следующих ипостасях актёр выступал всё хуже и хуже, а ведь было куда расти, коль скоро впервые он появился на экране как тупой кривляка, которого от ужимок Локи отличает разве что огромная любовь к мхатовским паузам между репликами.
Воистину, любовь студии Marvel выставлять обезумевших персонажей идиотами рано или поздно сыграет злую шутку со восприятием аудитории. Не понятно, отчего кривляния Мэйджерса вызвали такие бурные восторги у западной аудитории. А нет, понятно, ибо всё, к чему прилагается ярлык "эксцентрика" в понимании зрителей мгновенно заслуживает Оскара. Наконец если отмотать историю чуть назад, то новый виток в проблемах для супергероев создаётся из крайне дурацкого развития событий – кто-то уже успел пошутить про угрозу для вселенной в виде игрушечек маленькой Сильвии.
«Локи» конечно не выглядит настолько конченным продуктом как «Сокол и Зимний солдат», но едва ли претендует на занимательное зрелище – слишком слаб темп, слишком бессмысленные спецэффекты, слишком глупы герои. Конечно ещё понадобится расхлёбывать этот треклятый клиффхэнгер в новом сезоне, но…
Но увы, прошло два года, и Marvel, катастрофически идущая в последнее время ко дну, выпустила обещанное продолжение, дабы их стриминг хоть и вяло, но как-то покрывал миллионные убытки. Повествовательная структура стала ещё хуже и ещё тягомотнее. Снова уйма топтаний на месте с объяснением вымышленных терминов и явлений, снова бессмысленная беготня со спецэффектами.
Локи пережил ряд чудесных метаморфоз, которые были призваны вернуть его образу целостность после всех авторских интерпретаций в разных фильмах. В связи с этим персонаж наконец поглощён единой целью, а на Хиддлстона, прекратившего кривляться, теперь приятно смотреть. Хотя его запыханное дыхание после прыжков во времени и кульминационных моментов всё-таки раздражает.
Поскольку проблемы идентичности Локи остались в прошлом, его нынешнее взаимодействие с другими героями этой истории в общем сводится к попыткам устранить последствия истеричного решения его женской версии. Мёбиус уже больше не столько персонаж, сколько деталь механизма сюжета, и даже Оуэн Уилсон немного сник в исполнении.
Ожидаемо, что ключом к решению проблем становится их источник. Герои с разными целями гоняются за Виктором Таймли, который очень напоминает Джона Коннора по своим сюжетным функциям. Однако на рождении от временной петли и знаний о будущем, это будущее приближающим, сходства заканчиваются. Джонатан Мэйджерс играет уже третью ипостась Канга Завоевателя и делает это ещё хуже, чем в предыдущие два раза.
Разумеется, не надо быть стоумовым, дабы понять, что изначально роль Таймли в сюжете была крупнее. Более того, по ходу просмотра сериала даже начинаешь отмечать, что авторы сознательно пытаются завуалировать шокирующий твист, который будет связан с этим персонажем. Сейчас можно только догадываться о том, что изначально было уготовано Кангу.
Стал ли Таймли спасителем, который позже обратится погибелью для всего живого; остался ли его вариант в данной временной ветви и как это связано с тем, что временная петля, породившая Виктора Таймли, каким мы его знали, была разомкнута. Но факт есть факт - у Marvel в запасе было целых полгода, чтобы полностью переделать последние два эпизода. При этом, авторы даже остались в выигрыше - как и в «Квантомании», очередной Канг вроде бы и выписан за скобки истории, однако вполне может вновь появится из-за них.
Ну а если всё-таки Мэйджерса признают виновным и отменят - то всё осталось в таком раскладе, при котором легко уйти прочь от истории Канга. При этом, хотелось бы, чтобы и к некоторым другим персонажам этой истории никогда не возвращались. Например, к Сильви, которую Софи Ди Мартино так и не научилась делать хоть сколь-нибудь привлекательной для зрителя. Сам Локи настолько преисполнился в своём познании, что его финальные приключения попросту должны удивить зрителя до такой степени, чтобы не оставалось вопросов. Судьба мультивселенных, получается, решается любым, кто осмелится её написать сызнова? В таком случае, можно смело утверждать, что Танос был на полпути к успеху.
Возвращаясь к сюжету второго сезона, стоит признать, что он проигрывает даже первому, который был далеко не шедевром. Первый сезон по своей структуре вполне напоминал видеоигру, с подробным гайдом и различными уровнями, с той разницей, что финал лишь предлагал выбор, а не битву с большим боссом. Во втором же сезоне практически все события кажутся бессмысленными, добравшись до финальной точки.
Персонажи как угорелые носятся и вот друг с другом, ради того, чтобы на их стороне оказался идиот Виктор Таймли. При этом, каждый участник погони пытается усидеть сразу на двух стульях. Взять ту же Сильви, которая жаждет убить Таймли, а в итоге позорно сливается вся в слезах, чтобы позже мигом переобуться.
Возможно что для кого-то этот неудобоваримый микс из кровожадного ИИ, мессий, мстителей, путешественников во времени и их приспособлений, доппельгангеров с душой и без, с бесконечно надоедливым использованием слова «time» действительно покажется чем-то типа «Вау!» Однако рассматривать этот сериал отдельно от киновселенной Marvel никак не выйдет, а в её рамках едва ли он представляет собой что-то ценное и выдающееся.
Финал истории забавным образом перекликается с потаённым желанием каждого кинодеятеля киновселенной. Которая пустила кучу ростков в никуда, а ныне грозит потопить основной каркас. Возможно, что переписи и пересъёмки действительно не способы изменить положения вещей. Тут или быть всемогущим как Локи, железною рукой определяя будущее, или стирать всё к чертям и создавать заново.
Может быть это всё и звучит как ныне популярное брюзжание «marvel уже не тот». Но несмотря на всю выдумку сценаристов сериала, это 12-тисерийное полотно всё равно воспринимается как жутко затянутое, а самое главное - ненужное приложение к основной вселенной. Тем более, с поставленным в заглавную роль персонажем, которому просто повезло угодить вкусу публики. Вряд ли сценарист опереточных «Мстителей» рассчитывал на столь продолжительное будущее для Локи.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.