В очередной раз Большой выложил новость о продаже билетов по специальным тарифам. Изначально были намерения пойти только на «Царскую невесту», но любопытство было сильнее и я просто посмотрела состав на «Кармен-сюиту». Планы резко изменились и я поняла, что просто обязана буду сходить 25-ого числа на балет. Состав оказался очень приятным для меня и в итоге я не пожалела, что отодвинула все дела и провела вечер в Большом. Во втором действии был также дивертисмент, но про него будет другая статья, так как «Кармен-сюиту» хочется обсудить отдельно.
В самом начале я хотела бы сказать, что Родион Щедрин — один из самых любимых моих композиторов. Его творчество очень грамотно сочетает какие-то "народные" элементы и ту классическую музыку, которую мы привыкли слышать. В случае «Кармен-сюиты» это действительно бережное отношение к оригиналу, но при этом особый взгляд на музыку, совершенно иной. В итоге получается очень многогранная мелодия с потрясающими соло, с грамотными для балета акцентами в нужных местах, чтобы создавать картину. Более того, нет ни секунды музыки, чтобы не ощущалось напряжение: это и подбор инструментов в целом, и нарастающее использование малого барабана. Конечно же нельзя забывать и об оттенках, когда идёт пианиссимо, а потом на один пассаж или пару нот — форте, а потом снова пиано. Тут восхищаешься не только мастерством оркестра, но и тем, как это вкусно написано композитором. Знаете, в этой всей работе чувствуется то, с какой любовью Родион Щедрин подошёл к инструментовке. Как итог, удивительный шедевр для своей жены Майи Плисецкой. Музыка, вызывающая мурашки даже в отрыве от хореографии.
После композитора естественно надо выразить восхищения и хореографии Альберто Алонсо. Удивительная "кукольная" хореография, которая меня, по ощущениям, отсылает к культуре дель арте. Хотя это вполне очевидно, учитывая вездесущие маски в постановке (общество масок, так называемое) и часть костюмов, которые чем-то похожи на одежды Арлекина (Труффальдино). После спектакля я поймала себя на мысли, что хореография 1967 года даже сейчас смотрится очень свежо. Если взять современный танец, какие-то техники текущего танца, то «Кармен-сюита» не будет проигрывать тому, что покажут. Удивительный талант Альберто Алонсо сделать настолько яркую хореографию, которая спустя такое время будет цениться зрителем не за то, что это "классика", а за то, как построены линии, как интересно вплетены эти "кукольные" развороты стоп и перенос веса с одной ноги на другую. К этому всему окончательную точку в полном образе балета ставят декорации художника-постановщика — Бориса Мессерера. Арена, загон — очевидно, скажет кто-то, но красиво! Без этого всего в каких-то обычных декорациях невозможно представить страсть. Не оперу, не новеллу Мериме, а страсть «Кармен-сюиты», которая стала детищем вышеупомянутых мною гениев.
И вот теперь я могу перейти к тому, что было на сцене. Вступление с волшебным звуком колоколов, который наслаивается на плавные переходы аккордов струнных. Настоящее пробуждение города, занавес и взрыв музыки и эмоций от Алёны Ковалёвой. Я слышала, что многие говорили о том, что она должна была быть жёстче, но я не согласна с этим. Её Кармен получилась мягкой тягучей и плавной. Нельзя сравнивать с Майей Плисецкой, у которой была резкость, большая страсть. У Алёны Ковалёвой получилась более соблазнительная Кармен, но с тем же чёртом в глазах. Посмотрев на записи с Майей Плисецкой, даже в плохом качестве можно увидеть чуть ли не молнии из глаз и настоящего обворожительного дьявола. Это же есть в какой-то степени и у Алёны Ковалёвой. Как же я была рада, когда в Алёнином лице и движениях (даже с 3-его яруса) я разглядела настоящего чертёнка. Её взгляд меня точно пленил, а образ Кармен сложился полностью. Одно только её движение плеча делает из балерины настоящую цыганку. Мне очень симпатизирует Алёна Ковалёва, поскольку у неё шикарная растяжка, всегда есть эмоции и все движения, словно кошачьи (не только в этом балете, но и в других). Танец Кармен был очень эффектным и быстрым. Темп по слуху мне показался именно таким, каким он был тогда в 20-ом веке. А вот более современная запись 2019-ого года со Светланой Захаровой уступает по темпу "оригиналу".
На сцену выходит Коррехидор в исполнении Марка Орлова. Как же я рада видеть его не в кордебалете, а ближе к зрителю. Это ещё одна причина, почему я рванула на этот состав. Марк Орлов ввёлся в этот спектакль в 2024-ом, судя по сайту театра, даже сезона не прошло. Я могу с уверенностью сказать, что он выглядит прекрасно в этой роли. Конечно я жду, что ему дадут в какой-то момент ещё более значимую партию, но пока я готова радоваться и этому. Марк Орлов поражает своими линиями, его Коррехидор был натянутой струной, казалось, что вот-вот и она должна лопнуть. В этом напряжённом до каждой мышцы образе, в безэмоциональном лице (как того приписывает роль), я видела блестящие глаза, которые делают образ ещё более кукольным. В дополнение к точному попаданию в образ и настроение хореографии приходит ещё и шикарная техника. Пируэтом он ничем не уступает Денису Родькину. Когда на так называемом разводе караула они делали по очереди элемент, то Марк смотрелся очень уверенно. А потом в других фрагментах он показал и свою гибкость! Очень плавные движения поворотом корпуса, при этом охватывающие максимальную амплитуду. В этот вечер я точно убедилась в том, что одним из своих фаворитов выбрала талантливейшего танцовщика.
Очень красиво смотрятся вместе Денис Родькин и Алёна Ковалёва. В момент после драки табачниц их совместный танец был притягательным. Этот момент соблазнения казался отчасти даже интимным. Алёна Ковалёва буквально падала ему в руки. В моменте, когда Кармен обвила ногой Хозе, последний выразил всеми эмоциями милое смущение, отчего в зрительской душе всё расцвело. Это так прекрасно видеть тонкие детали образов, простые жесты, которые по итогу составят настоящую картину всей истории. До мурашек соло Дениса Родькина и финальный жест с закрытым лицом. Очень мягкий шаг по сцене, почти невесомый, но вопреки всей этой лёгкости чувствуется внутренняя сила.
Когда все герои уже были на сцене, наступает время проявить себя обычным "гражданам". Обожаю этот момент, когда под хлопки танцоров две девушки табачницы начинают движение. От самой идеи отстукивания ритма и создания таким образом мелодии прихожу в восторг, хотя идея-то отчасти тривиальна. Другое дело, какой ритм выбрать и что получится в итоге. Хлопки наслаиваются друг на друга, раздаются эхом по залу и вместе превращаются в мелодию, которая даже без гармонии дарит наслаждение. Затем добавляется мелодия болеро, которая завершается точками танцовщиком и без промедления наступает сцена Тореро. Денис Савин очаровывает своим Тореро и не удивительно, что Кармен обратила свой взгляд на него. Чёткость движений, развороты корпуса, гибкость и щеголеватость тореадора, любование собой.
Следует сцена Тореро и Кармен, на которой из-за музыки дрожит всё. Это такая надрывная по эмоциям мелодия, напряжённая, что просто из-за самой музыки чувствуется приближение кульминации. Накручивание нервов зрителя на максимум до мурашек по всему телу. В этом моменте безусловно обращаешь внимание на протяжные движения Алёны Ковалёвой, но в какой-то момент глаз цепляется за скольжение ноги Дениса Савина. Это движение, напоминающие разгон быка потом в поддержках будет повторяться в партии Кармен буквально спустя пару минут. Замечая подобные перекликания партий и в целом отсылку к культуре, к чему-то внешнему, «Кармен-сюита» перестаёт быть просто балетом. Она становится настоящей красочной историей, имеющей много нюансов, которые и делают постановку вечной.
Адажио Кармен и Хозе вызвало только трепет в душе, поскольку все заходы на поддержки, все спуски были мягкими и лёгкими. Касания друг друга в танце были плавными и за ними действительно читалась страсть, которая поглощает полностью человека. Сейчас, когда я пишу статью, то до сих пор у меня стоят некоторые фрагменты спектакля перед глазами и среди них то, как Хозе проводит рукой по бедру Кармен. Насколько это красиво и при этом совсем не пошло, как в некоторых современных постановках подобных танцев. Наоборот, в этом читается искренняя привязанность одного персонажа к другому, отчасти даже немного нездоровая. Последние более близкие поддержки пробуждают табун мурашек по коже. Во время спуска с последней поддержки, когда Алёна Ковалёва буквально "стекает", мне хотелось крикнуть: "Вот этого так не хватило в «Спартаке!»". Сложился идеальный образ и тут нечего добавить.
По-настоящему мистической выглядит сцена гадания. Тут наконец-таки можно лучше рассмотреть Ольгу Марченкову, которая совсем недавно мне понравилась в партии Гамзатти и запомнилась в «Четыре персонажа в поисках сюжета». При первом её появлении в «Кармен-сюите» обращаешь сразу внимание на гибкость и красивый жете, подчёркивающийся костюмом Рока. Чёрный стройнит, все это знают, но когда это комбинезон, да ещё и на танцовщице, то тело превращается в нечто инопланетное. Подчёркиваются рёбра, а поднятые руки и грим добавляют силуэт быка. Таким образом складывается внеземной образ, который дополняется мастерством танцовщицы и на сцене видна настоящая тень чего-то потустороннего. Движения Рока отзеркаливают то, что делает Кармен и по итогу печальный конец чувствуется окончательно предопределённым.
В финале потрясающая обработка марша тореадора Бизе, переработанного в тревожную мелодию. Привычная музыка на пару тактов сменяется страшными по эмоциям аккордами и вновь возвращается к привычной. Постепенно промежуток между аккордами уменьшается и главенствующее место занимает та самая прекрасная тревожная мелодия с нарастающим напряжением в перкуссии, которое подхватывают струнные. На сцене в это время видна потрясающая растяжка Ольги Марченковой и линии тела в складках в поддержках выглядят настоящим искусством живописи. Когда на сцене появляются Кармен и Хозе, видна вот эта жгучая ревность к Тореро. В совместном танце Денис Родькин буквально хватает Алёну Ковалёву в попытке удержать. Причём этот жест был сделан так резко, что врезался в мою память. Специально пересмотрела дважды финал со Светланой Захаровой и это так и не сравнилось с тем, что я увидела вживую. В дуэте с Алёной Ковалёвой этот жест был живым, словно он готов даже причинить боль, но остановить движение Кармен. Сейчас я понимаю, что это был один из тех элементов, которые подвели черту под этим выступлением и сделали его одним из самых лучших просмотров балета в принципе.
После этого ты думаешь: "Ну, куда же ещё?!" И вот в самом финале Рок отзеркаливает жест Кармен, которая попадает на кинжал Хозе, и точно также обмякает на руке Тореро, словно бык... А в завершении к этому в другой стороне сцены рука Коррехидора направляет движение Кармен, даёт импульс к этому действию. Та единственная рука, которая во всех моментах (исключая поддержки) двигалась в танце. Тут можно сказать о том, что это гениальность постановщика. Да. Однако это и талант артистов сделать так, чтобы замысел ожил, даже если до этого данная хореография исполнялась сотни раз и все её более-менее знают. С улыбкой на губах Кармен обмякает в руках Хозе, который боится её отпустить. Когда звучит последний аккорд и Денис Родькин поднимает голову, то с высоты третьего яруса можно увидеть лицо и то, как он действительно чуть не плачет.
Пишу этот текст и понимаю, что мои глаза вновь на мокром месте, а руки немного трясутся от эмоций. Этот состав оправдал все мои ожидания и даже больше. Никогда бы не подумала, что «Кармен-сюита» может меня настолько сильно покорить, что даже спустя некоторое время я буду её так эмоционально вспоминать. Да, к сожалению, было два минуса в этот вечер. Во-первых, не всегда артист завершал движение в аккорд оркестра, точнее будет сказать, что оркестр не всегда успевал подхватить танцовщика. Однако это не испортило ощущения от просмотра, так как в остальном всё для меня было идеальным. А во-вторых, аплодисменты зрителей в тот момент, когда музыка ушла на пиано. Я понимаю, хочется выразить эмоции артисту, но мелодия же не прервалась! Вот этот момент меня всегда жутко раздражает. Наверное, стоит сделать, как на концертах: предупреждать, что между частями не хлопают. Что скажете?
Оказалось, что «Кармен-сюита» стала для меня тем балетом, на который я ещё раз схожу с огромным удовольствием в Большой. Вполне готова потерпеть неудобства дешёвых билетов, чтобы просто насладиться этим шедевром. Однако я не совсем уверена, готова ли я к другому составу. С одной стороны, хочется получить новый опыт. А с другой стороны, хочется ещё раз пережить этот, ведь после спектакля мне было очень жаль, что мы не можем отмотать время назад. Хотелось бы вновь пересмотреть именно то, что было на сцене. На просторах интернета конечно были найдены записи из партера, но с моего места лица артистов были лучше видны, а близость к оркестру и сцене в принципе подарили этому вечеру особый шарм.
P.S. Марку Орлову не принесли цветов… Ужасная несправедливость! В следующий раз обязательно куплю ему букет)