В наши планы не входило посещение родины Ломоносова, только само село Холмогоры. Заранее почитали, не поверили, что "делать там нечего", что все плохо, что "Холмогоры – сумерки севера" и свернули с трассы. Откуда начинать в незнакомом месте? Конечно же с музея.
Он есть, Холмогорский краеведческий музей в особняке Д.Ф. Берденникова, и наверное, в нем интересно, но не сложилось. В музее принимают только наличные, но сдачи с 500 рублей нет. Если честно, впервые на Севере столкнулись с недоброжелательностью и незаинтересованностью. Сотрудниц в музее было две, одна старалась как-то решить вопрос, а вот вторая как-будто возненавидела нас сразу и бесповоротно, может быть, отвлекли ее от чего-то интересного, а возможно характер такой. Здесь стоило бы спросить, зачем нужен музей, в котором не рады посетителям, но спишем на жизненные неурядицы холмогорки. Никакой резьбы по кости увидеть не довелось.
Не могу сказать, что настроение испортилось, однако, гулять по Холмогорам расхотелось, тем более, смотреть там, если честно, особо нечего, за исключением ансамбля архиерейского двора. А когда-то...
С начала 12 века на месте современного села стоял дальний новгородский Ивани-погост, упомянутый в грамоте о поступлении дани в 1138 году. Собственно Холмогоры, тогда Колмогоры впервые упоминаются в 1335, и было это как принято на севере не селение, а название целого куста деревень.
Объяснений происхождения имени тьма, на любой вкус, никаких гор здесь нет, сплошная равнина и масса островов образованных извилистыми протоками и рукавами Северной Двины. Один из них, Курополка, и способствовал короткому взлету города. Скорее всего, "холм" в названии говорит о холмистой местности, на островах которой селения и располагались, а "гора" означает то же, что и "угор", берег то есть.
В конце 14 – начале 15 века в Холмогорах появился первый деревянный кремль. Следующий четырехугольный с пятью башнями, 1613 года, успешно выдержал осаду польско-литовского войска, но был размыт половодьем. В 1621 поставили новый, уже с 11 башнями, который сгорел через столетие и на этом, как я поняла, строительство кремлей прекратилось.
В 1492 отсюда вышел караван судов с зерном для продажи в европейских странах, с которым в Данию отправилось и посольство Ивана 3, сохранились документы, фактически указывающие на дату рождения Российского торгового флота. Холмогоры до постройки Архангельска был единственным торговым портом Московского княжества. Здесь открывались иностранные конторы, склады, разгружались товары с иностранных судов. Именно в Холмогорах начала работать первая в стране канатная фабрика. Но до устья Северной двины почти 100 км и ближе к устью строится порт Новые Холмогоры (с 1693 Архангельск), что, впрочем не остановило развитие города.
Через 100 лет без малого после первого каравана в европу, высадился неподалеку уже экипаж заморского судна «Эдуард Бонавентура» под командованием шкипера Ричарда Ченслора, – Лондонская Московская компания искала Северный морской путь в Китай. Эта Московская компания получила монополию на торговлю с Россией через Холмогоры, действовавшую вплоть до 1698 года, то бишь, окно в Европу открыли за столетие до Петра 1.
Расцвет города пришелся на конец 17 века. Вся торговля шла тогда через Архангельск, а рукав Курополка оказался очень удобным для зимовки кораблей. Глубокая протока позволяла зимовать судам, защищая их от весеннего ледохода
– льды во время него из Северной Двины в протоку не заходят.
Холмогоры долго были столицей Беломорья, пока центр не сместился в Архангельск. Здесь многое случилось впервые – в 13 верстах от города, в деревне Вовчуга в середине 17 века построили первую на севере лесопилку, первую в стране корабельную верфь. Петр 1 даже посадил в честь этого кедр на острове Городище. В 1681 году прибыл в город первый глава Холмогорской епархии Афанасий и развернул бурную строительную деятельность в камне.
С какого именно времени существовал в Холмогорах Спасо-Преображенский собор, сведений не сохранилось. Каменному предшествовало как минимум 3 деревянных. Наверное, именно в этом месте и стояли холмогорские крепости, на "городище" кроме Преображенской были еще 2 церкви – Воздвиженская и св. апостола Иакова, брата Господня, обе деревянные, шатровые, с трапезами. При Воздвиженской церкви имелись в начале 17 в. две кельи для нищих. При церкви ап. Иакова проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь сгорела одновременно с Преображенской и не восстанавливалась, церковь во имя св. апостола Иакова существовала до времени Афанасия, когда была перенесена в архиерейский дом на сени и называлась "сенной" или Крестовой.
Афанасий же обустроил Архиерейское подворье. Вначале в камне возвели соборную колокольню, во втором ярусе ее располагались книгохранительная палата, стараниями Пр.Афанасия в Холмогорах собралась внушительная библиотека, наверху располагались часы.
По ее окончанию приступили к пяти-купольному собору. В 1693 в Холмогоры прибыл Петр 1, законченный собор посетил и пожертвовал денег на новый иконостас. При жизни Преосвященного Афанасия Преображенский собор стал "самым благоукрашенным храмом на Двине". Тогда же, в 17 веке, зародилась в Холмогорах великолепная иконописная школа, иконы нового иконостаса – работы ее мастеров, город стал центром уникального народного промысла – резьбы по кости. Собор один из самых больших храмов беломорья, по размерам и красоте сравним с Успенским собором Московского кремля. Был...
После перевода архиерейского подворья в Архангельск, содержание церкви осуществлялось приходом, в конце 19 в. благолепие поддерживалось только благодаря пожертвованиям о. Иоанн Кронштадтского. В 1920 собор закрыли и устроили на его территории Северный лагерь особого назначения, один из первых. До 1924 здесь содержались 20 тыс. офицеров и солдат Белой армии, ополченцев, бывших чиновников и полицейских. Проходили массовые расстрелы и все было печально. Потом какое-то время территорию занимал совхоз.
Как я прочитала, проект, документация по восстановлению были готовы еще в 2021, частично восстановлена колокольня (на ней, между прочим, была когда-то первая в стране обсерватория, оборудованная все тем же владыкой Афанасием). Не стоит обманываться наличием лесов, во-первых, это совсем не благо для здания, во-вторых, рабочих я там не видела (выходной, наверное), да и с собственно храма их сняли. Возможно ли еще восстановление Преображенского собора, сохранились ли в нем захоронения (храм был усыпальницей архиереев), не знаю. Но это точно один из самых больших наших позоров.
Надвратная церковь Сошествия Святого Духа была построена в 1865 г. на месте разобранной надвратной церкви апостола Иакова во втором ярусе колокольни Успенского монастыря. Точная дата основания обители неизвестна, архиепископ Афанасий перенес ее за 5 верст от Холмогор в посад Курцово, где она несколько раз горела и восстанавливалась. В 1786 году по Высочайшему повелению монастырь был сначала упразднён, а в 1798 году восстановлен и переведён в Холмогоры в бывший архиерейский дом. К началу 20 века был крупнейшим монастырем епархии, закрыт в 1920, все тот же лагерь, потом совхоз. Большая часть построек сохранилась, используется под жилье.
Как видно, врат никаких нет, как и ограды. Как поняла, церковь реставрируется и возможно действующая.
В 1781-1782 гг. при архиепископе Варсонофии построена зимняя церковь 12 апостолов, которая чудом пережила годы разрухи и запустения, она в самом приличном состоянии.
Наконец, архиерейские палаты. Появились они одновременно с собором и выглядели куда как наряднее, но в целом сохранились лучше всего. В палатах жил сам Афанасий. В личном кабинете он учил братьев Стафуцких строить собор, в Крестовой палате принимал иностранных купцов, в подвале содержались арестованные раскольники, многих из которых владыка убедил в смене веры. В палатах обедал Пётр 1, который трижды приезжал в город.
В истории же известность Холмогорам принесло пребывание в палатах венценосного семейства. С 1744 по 1780 год здания архиерейского двора были определены в качестве места заключения Брауншвейгского семейства – после свержения Елизаветой однолетнего императора Ивана 6 Антоновича и его регента, матери Анны Леопольдовны в 1741 году, все семейство было сослано в Холмогоры. Иван 6 (кстати, всю жизнь был уверен, что он Григорий, но о своем статусе знал) содержался в отдельной комнате с кормилицей, родители не видели его никогда, в 1756 переведен в Шлиссельбургскую крепость, где в 1764 году был убит и где, как считается, похоронен.
Останки скончавшейся в 1746 году Анны Леопольдовны увезли в Санкт-Петербург, она погребена в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры. Герцог Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский, скончавшийся в в 1774 году, похоронен возле Архиерейских палат (точное место неизвестно). В 1780 году дети Анны Леопольдовны и Антона Ульриха – рожденные уже в Холмогорах Алексей и Пётр, и дочери Екатерина и Елизавета – Екатериной 2 были отпущены, а если честно, то высланы к родственникам в Данию. Но счастливы там не стали. Екатерина Антоновна писала Александру 1 с просьбой о возвращении в Россию, но ответа не последовало. Она стала последней из рода Брауншвейгских, содержавшихся в Дании фактически под арестом, с запрещением заводить семьи.
Архиерейские палаты после отъезда Брауншвейгских заняла первая в России Мореходная школа торгового флота.
В 2008 при сносе водонапорной башни обнаружили останки, как вначале посчитали, Антона Ульриха, потом предположили, что Ивана 6, для определения требуется генетическая экспертиза. В том же году установили памятный крест о пребывании семейства в подворье.
Сейчас подворье возвращено церкви, здания находятся под охраной государства, следов восстановления не видно.
А что же Холмогоры? В 1674 году в Холмогорах была построена Казённая каменная палата – первое каменное строение. С 1686 года Холмогоры стали называться городом, хотя царского указа еще не было. Только в 1781 года Екатерина 2 подписала указ об отнесении Холмогор к городам России. В конце 19 века город начал хиреть, стал совсем бедным, в 1923 лишился статуса и стал селом.
Еще одна гордость холмогорцев – на основе местного скота в Архангельской области была выведена Холмогорская порода коров, всемирно известная рекордными удоями молока. Был в городе племенной завод (возможно и есть, не могу сказать) и конечно же памятная доска.
Моя мама всегда говорила: "Нет слова "не могу", есть слово "не хочу". Холмогорцам стоит для начала "захотеть", и все у них вновь расцветет, как в лучшие годы. Пока же, добраться туда легко из Архангельска, но имеет смысл только вместе с посещением Сийского монастыря и Ломоносово.
Совсем рядом, в Хетке, храм Воскресения Христова, может быть и не в идеальном состоянии, но радует глаз целостностью. Это тоже 17 век. Церковь закрывалась на короткий срок, использовалась под склад. Тем не менее, утраты за несколько лет были значительные, восстанавливалась с 1948 года силами и на средства прихожан, может просто они "захотели"?