Найти в Дзене
Шемякин дизайн

«Неоновая» техника Михаила Шемякина

Оглавление

Мы уже неоднократно рассказывали о поражающем воображение разнообразии техник Михаила Шемякина, среди которых графика, скульптура, живопись, коллаж и многое другое; а также о его строгой верности своему мировоззрению и вере в силу искусства. Так что неудивительно, что работы на тему «Метафизический бюст» появляются в разные периоды работы художника и не похожи друг на друга. Мы видели метафизические головы и бюсты ленинградского периода 1960-х годов. Совсем иначе смотрится «Метафизический бюст» 2003 года, выполненный акрилом и пастелью по чёрной бумаге.

«Неоновая» техника

Впервые к изображению цветными линиями и точками на тёмной бумаге Шемякин приходит в 1980-е в эмиграции. Причём она кажется полной противоположностью живописи и графики ленинградского периода. Цвета выворачиваются, будто в фотонегативе, вместо формы появлятся отрывистая линия и точки, вместо отсылок к наивному искусству древних цивилизаций – модернистическая абстрактная плоскость. Неожиданная перемена объяснялась многими причинами, среди которых – впечатление от неоновых вывесок в ночи неспящего мегаполиса, попадание в поле современного искусства, или возможность купить более дорогие материалы, которые были недоступны в Ленинграде для неофициального художника. Однако чем рассуждать об источниках вдохновения, гораздо интереснее смотреть на результат.

-2

Ещё в теории цвета мы говорили о том, как оптические опыты преломляют свет на цветные лучи, и что такого же не происходит в пигментах. Однако в искусстве у белого цвета есть свойство визуального поглощения цвета, а у чёрного, наоборот - его «выталкивания». Одна и та же краска на белой бумаге будет как будто мягче, будет больше сочетаться с другими цветами; на чёрной бумаге она будет ярче, резче, и сочетать с другими цветами её сложнее. Михаил Шемякин использует это свойство, делая свои цветные линии ещё более выразительными. Они будто в самом деле наэлектризованы и вибрируют в оптическом пространстве, напоминая иллюзию раздражённого впечатлительного взгляда. Но масса их движения в итоге обрисовывает форму - и здесь мы узнаем бюст.

-3

Сложные «простые» линии

Раз изображение - плоскостное, то бюст мы можем назвать силуэтом. Отсутствуют тени выпуклого объёма, чтобы выделить его из плоскости бумаги. Эффект, когда узнаваемая форма одновременно выступает из орнамента и утопает в нём, создан благодаря мастерским владением цветовыми сочетаниями и плотным переплетением линий, которое на самом деле является управляемым хаосом. Динамика создается за счёт чередования горизонтальных коротких и вертикальных длинных прямых, причём последние постоянно преломляются, создавая случайные углы - острые, подсознательно сообщающие о необходимости быть внимательным и осторожным. Чем ближе к центру, тем больше цвета, причём художник смело использует основные чистые цвета. Зелёный и красный появляются в виде линий, заметных между синими только при близком разглядывании, затем появляются большие участки «спокойного» зелёного, около фигуры заметен яркий красный, и, наконец, в самом бюсте - жёлтый, который является дополнительным к синему и потому привлекает взгляд. Сам силуэт Шемякин дублирует прерывающейся белой линией. Стилизованные и упрощённые, но всё же идеально воспроизведенные пропорции помогают нашему сознанию дорисовать те участки, что провалились в массу синей паутины. Жёлтый, зелёный и красный лучами исходят из макушки головы, придавая одухотворённость и даже торжественность композиции. Такие же элементы по углам композиции уравновешивают распределение цвета и собирают то, что кажется произвольным и интуитивным, в практически математически высчитанную гармонию.

Линии и эмоции

Ещё Кандинский писал об эмоциональных свойствах чистых форм и цвета. В своих трудах «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости» он не только создал теоретическую базу абстрактного искусства, но и нашёл закономерности, по которым художники до сих пор создают свои произведения. Шемякин изучал эти труды и блестяще использует оптические эффекты. Так, что сочетания линий, точек, цветовых пятен, дополнительных цветов и их эмоциональных симфоний не просто создают фон для бюста, но связывают их вместе. Именно поэтому каждый участок картины интересен сам по себе. По этому принципу – ценности каждого элемента и важной для Михаила Шемякина темы – работа «Метафизический бюст» и была выбрана (и одобрена художником) для использования в линейке аксессуаров «Метафизическая голова» бренда Шемякин Дизайн.

Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»