Найти тему

Из темной глубины веков...Смута (36)

Появление на свет сына придало Ярославу сил. Теперь он усиленно готовился к неизбежной атаке Мстислава на Новгород. Хотел защитить не себя, не народ, который и ни к чему брату его, а то единственное, что осталось у него в этой жизни - Ирину и сына. Хоть жена и поддерживала его всячески, но Ярослав заметил, что Ирина ни разу не предложила ему укрыться у своего отца. Оттого ли, что не хотела тревожить родителя, а может потому, что не желала появляться на родине с опозоренным мужем? Тем не менее, король Олаф, узнал в каком положении оказались его дочь и зять, сам прислал им золота и воинов, за что Ярослав был ему весьма признателен.

Солнечным, морозным днем, к Ярославу привели гонца. Одет был по простому, тепло, в руках сжимал свиток.

-Говорит, что от князя Мстислава прибыл! - доложили Ярославу.

Князь молча протянул руку, взял свиток. Сердце в груди гулко заколотилось, ожидая от брата объявления последней войны. Он не сразу понял написанное, прочитал несколько раз: "Ярослав, брат! Не ради власти и места отцовского пошел я с войною на тебя, а чтобы показать - ни один ты силен, не только ты храбр! Есть силы и большие! Нет во мне жажды править Киевом - не любил никогда этот город за напыщенность и высокомерие, и впредь не полюблю! Ты мой старший брат и, имея к тебе уважение, говорю - правь в Киеве и в земле, что по ту сторону Днепра. Мне же отдай Чернигов и его сторону!"

Ум отказывался верить в то, что читали глаза. Мстислав хотел мира!? После того, как так успешно разгромил войско брата и мог бы двинуться и дальше, и Русь прогнулась бы под ним, ведь был он также, как и Ярослав, был потомком славного рода князя Рюрика!

Ярослав велел увести и накормить посла, чем очень удивил своих воинов, а сам отправился к Ирине, все еще не зная, как воспринять странное послание Мстислава.

Ирина прочитала протянутое ей мужем письмо, удивилась не меньше него, однако сомнений в искренности намерений Мстислава не выказала.

-Ни к чему ему юлить перед тобою, да на хитрость идти! Он уже победил тебя, а дальше нападать не стал! Значит и правда мира ищет! - сказала она Ярославу.

-Но ведь напал тогда вероломно, без предупреждения!

-Предупреди он и не видать ему тогда победы, ты бы разбил его! Война - дело грязное, черное - тут не до чести! То ли дело мир! Для того, чтобы заключить его, смелости больше надобно!

В который раз подивился ее, не по годам, мудрости, но уже принял ее сторону, согласился с ней. Вез гонец Мстиславу обратное письмо, в котором Ярослав клялся брату, что ни до того, ни теперь, не чаял в душе нападать на него. Не сделает этого и впредь. Готов отдать без борьбы все, лишь бы на земле воцарился мир. И сразу стало легко на сердце.

Регилинда сидела у гроба отца, выставленного в большой зале. От чада множества горящих свечей тяжело было дышать. Ода, занимавшая это место до нее, ушла отдыхать. Регилинда смотрела на восковое лицо короля Болеслава и искала в душе своей хоть каплю горя и жалости. Не находила! Долгие годы проведенные в бесславном заточении, ожесточили ее душу. Одна, брошенная и забытая всеми, провела она долгие годы, а отец, здесь, жил в свое удовольствие! Женился, сделал полюбовницей русскую княжну. Даже когда Регилинда наконец оказалась дома, почти не замечал ее. Заметила, что и Ода, не горевала по мужу. Порой в глазах мачехи, Регилинда видела даже торжество - Ода теперь считала себя свободной, хоть Регилинда и понимала, что она скоро поймет, как ошибается. "Горюет ли о тебе та, которую ты так полюбил в конце жизни?" - спрашивала она мысленно у отца. Она хорошо помнила эту холодную, неприступную красавицу, смотревшую высокомерно на нее, бывшую тогда, пусть и недолго, княгиней Киевской!

"Что ж! Теперь Предслава в моей власти! Я унижу ее так же, как она когда-то унизила меня! Вот только предадим земле отца..." Ее мысли прервал вошедший в зал брат Мешко. Высокий и статный, но уже вышедший из возраста молодости, Мешко очень походил на отца.

-Безприм и Оттон прибыли? - спросила Регилинда о двух других своих братьях.

Мешко скривился, словно у него внезапно заболел зуб.

-Безприм уже много лет не был в Польше и вряд ли прибудет! А Оттон, вероятно, на подходе - жаждет получить деньги!

-Оттон имеет право и на трон! - поддела брата за живое Регилинда, прекрасно знавшая, чего он опасается. Мешко боялся претензий братьев на власть. Болеслав сделал Польшу королевством, а его нельзя было поделить, как княжество, но братья могли заявить свои претензии, несмотря на волю отца.

-Оттона интересуют лишь развлечения! Власть слишком тяжелая ноша для него!

-Но не для тебя, братец? - в голосе Регилинды звучала издевка.

-Отец уже давно передал мне бразды правления, так что лучше меня обо всем в королевстве не знает никто!

-Посмотрим кого в итоге коронуют!

-Меня! И первым делом я отдам тебя замуж, сестрица, а то слишком много времени проводишь ты в праздных раздумьях! - серьезно сказал Мешко и Регилинда прикусила язык, понимая, что зашла слишком далеко, а брат не шутит.

-Не обижайся, Мешко, я не со зла! - сменила она тон, -Просто столько всего навалилось!

Мешко примирительно кивнул головой.

-На Ледницком острове все еще живут русские княжны? - сменила она тему, - Что ты намерен с ними делать? Отправишь в Киев?

-Не решил еще, но вряд ли!

-Зачем они тебе? - удивилась Регилинда, - О них давно уже все забыли, так что выгоды тебе от них никакой!

-Это мое дело! - отрезал Мешко и дальше распространяться на эту тему не стал.

Регилинда не знала, что вечером того дня, когда король Болеслав сделал свой последний вздох, Мешко плавал на остров пленниц, маленький и аккуратный, как женщина. Был он, как и женщина открыт, и одновременно недоступен.

Княжна Предслава поняла все без слов. Опустила голову, отвернулась к узкому окну.

"Плачет?!" - подумал Мешко, но когда она наконец повернулась, понял, что это не так.

-Мне бы надо выразить сочувствие, но жертва не скорбит о палаче! - сказала она и Мешко поразился стойкости этой женщины. Он понимал, почему отец не смог устоять перед ней. Она была красивой и гордой, не потерявшей достоинства, несмотря на то, что жила в унижении.

-Какая же участь ждет нас теперь? - спросила Предслава у продолжавшего молчать Мешко.

-Пусть придет твоя сестра, хочу сообщить об этом вам обеим!

Сердце Предславы заныло, опасаясь недоброго для Добронеги. За себя уже не боялась, давно похоронила душу за толстым слоем отчуждения.

-2

Мешко смотрел на молоденькую девушку, пришедшую по зову Предславы. Она была не так красива, как старшая сестра, но миловидное ее личико выражало эмоции, не то что застывшая на лице Предславы суровая маска безразличия.

До прихода сюда, Мешко намеревался проявить милость и отпустить княжон на родину, но теперь он передумал это делать. За много лет, князь Ярослав, занятый вечной борьбой за власть, так и не озаботился вызволить сестер из плена, вряд ли они нужны были ему и теперь. Разве что, только дабы выдать их замуж? Но кто возьмет порченую, не молодую уже Предславу? Да и о том, что Добронега не была опозорена, знал достоверно лишь Мешко. А вот ему самому породниться с князем Киевским не помешало бы! Сын за отца не в ответе, а он, Мешко, воевать с Русью не собирался и до того на Русь не нападал. Мысли о том, чтобы самому взять одну из княжон в жены он не допускал. Любил по настоящую свою жену, Рыксу, родившую ему сына и двух дочерей. А вот для сына его, Казимира, Добронега была подходящей невестой, хоть и старше по возрасту. В ней чувствовалась сила воли, в сочетании с добротой сердца.

-Пока вы обе останетесь здесь! Будете жить как и прежде!

-Мы не вещи, чтобы переходить по наследству от отца к сыну! - вскричала Предслава, не верно поняв его слова.

-Пальцем вас никто не тронет -слово даю! - ответил Мешко, - И пребывание ваше здесь не продлится долго!

-Но что ты намереваешься делать дальше! И для чего позвал Добронегу?

-Скоро узнаете все! - отрезал Мешко и ушел.

Вернувшись в замок, он отправился к жене. Добрая, тихая Рыкса с детьми, старалась не покидать отведенных ей комнат, как только они прибыли в замок, узнав о болезни короля Болеслава. До того Мешко с Рыксой жили отдельно и были счастливы. Едва переступив порог замка и наткнувшись на неприветливый взгляд Оды и на колючий - Регилинды, Рыкса поняла, что покоя ей тут не будет!

-Я нашел для нашего сына Казимира невесту! - объявил Мешко жене.

-Не рано ли? - удивилась Рыкса, взглянув на сына, безмятежно игравшего со старшей сестрой в деревянные чурбачки.

-Я нашел ему жену знатного рода! И хочу, чтобы ты одобрила ее!

-Кто же она?

-Русская княжна, одна из пленниц отца.

Рыкса промолчала. Она никогда не делала поспешных выводов, и язык ее был сдержан, в отличие от других женщин.

-Мне надо посмотреть на нее, прежде чем сказать свое слово!

-У тебя будет такая возможность после похорон отца! - заверил ее Мешко.

Только теперь Мешко заметил, что рядом с его младшей дочерью, сидит белокурая малышка Матильда, приходившаяся ему сестрой.

-А Матильда почему тут? - спросил Мешко к жены.

-Привела нянька, говорит, что у королевы Оды голова от нее болит. Пусть побудет с нами.

-Наверное потому, что больше уже и не королева! - усмехнулся Мешко. - Пусть остается, конечно!

Мешко возился с детьми, когда к нему пришел поверенный слуга и доложил, что на Ледницкий остов пытался прорваться человек, прятавший под одеждами остро наточенный меч. Выяснять, кто направил убийцу на остров Мешко не стал, лишь вдвое усилил охрану княжон...

Из темной глубины веков...Смута | Вместе по жизни | Дзен
Из темной глубины веков... Владимир. Все части. | Вместе по жизни | Дзен

Из темной глубины веков... | Вместе по жизни | Дзен

Поддержать автора:

Юмани карта: 2204120116170354

или по кнопке:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц