Найти в Дзене
Гуляем и смотрим

"Золотые россыпи Нижегородских промыслов" - яркое разнообразие на небольшой выставке в Туле

Нижегородская земля славится своими мастерами. Почти треть всех сохранившихся народных промыслов России развивается именно здесь. Бесспорно каждый из них достоин своего рассказа и музея. Но если у вас нет возможности отправиться в путешествие, сегодня в Тульском музее декоративно-прикладного и народного искусства можно полюбоваться многообразием яркого творчества нижегородских мастеров-художников.

  • хохлома
-2

Народный промысел по росписи деревянной посуды и мебели зародился в селе Хохлома в XVII веке. Сегодня он сосредоточен в двух центрах - городе Семёнов (фабрики "Хохломская роспись" и "Семёновская роспись") и деревне Сёмино ("Хохломской художник"). Для него характерны три вида узоров - "под ягодку", "пряник" и "травка", выполненных в жёлтом, красном, зелёном и чёрном цветах.

Мне кажется, что среди многообразия народных промыслов России, хохлома относится к самым легко узнаваемым. Думаю, что у многих дома есть хоть одна деревянная ложка, расписанная "под хохлому". А мы стояли у витрин и рассматривали ягодки в сплетении листьев. Лично мне больше всего малина понравилась.

  • городецкая роспись по дереву
-4

Городецкая роспись деревянных панно, шкатулок, сундуков, прялок, мебели и даже оконных ставень известна с середины XIX века. Помимо ярких красок, её отличают контурная обводка деталей и белые штрихи. Фабрика городецкой росписи находится в городе с одноимённым названием.

-5

К сожалению, именно городецкой росписи на выставке совсем мало. А мне очень понравились изящные тонконогие лошади. Что ж, вот и появился повод отправиться в Городец.

  • нижегородский гипюр

Технология, по которой в конце XIX века в Васильевской слободе Нижнего Новгорода начали изготавливать вышивку по выдергу нити (ажурной основе), была разработана ещё в XVII веке и подразумевает исключительно ручную работу. Сегодня этим занимаются в ЗАО "Гипюр".

Мама моей одноклассницы владела такой техникой, и меня всегда поражало, с какой точностью она понимала, какие именно нити из ткани нужно продёрнуть, чтобы в результате получился ровный и довольно сложный узор.

  • полховско-майданская роспись
-8

Изготовлением и росписью матрёшек, пасхальных яиц, грибов-копилок и деревянной посуды занимаются в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское. Художники рисуют цветы, птиц, животных и пейзажи. У местных матрёшек под платком видны локоны-завитки. Вот только это не волосы, а пёрышки селезня, которыми раньше украшали головные уборы местные красавицы.

Сегодня я вдруг поняла, что раньше никогда не задумывалась о том, какими бывают традиционные русские матрёшки. Не те, с лицами политиков или "звёзд", к которым нас в 90-е приучили московские вернисажи и сувенирные магазины, а вот такие, в которые сто лет назад играли наши бабушки. Каюсь, я была почти уверена, что главное в матрёшке - форма, а уж как её раскрасить, решает художник. Так что спасибо этой выставке, которая научила меня присматриваться к мелочам, чтобы увидеть в них важное.

  • городецкое золотное шитьё

Фабрика "Городецкая золотная вышивка" бережно хранит и использует более ста усложнённых вариантов вышивки золотой и серебряной нитью в технике узорных прикрепов и особого петельного шва, прославившейся ещё в XVII веке. Украшенные таким образом платки и одежда издавна считались весьма статусными и передавались нижегородскими купчихами по наследству.

-11

Я сама немного вышиваю, поэтому знаю, насколько сложнее делать это именно металлизированными нитями. И пусть для меня такие изделия скорее просто декоративные, но, думаю, кто-то был бы рад иметь такие для того, чтобы носить.

  • балахнинское кружево
-12

Город Балахна с начала XVIII века славится мастерицами плетения кружев на коклюшках. Ими украшали носовые платки, манжеты, вуали, подзоры простынь, скатерти и полотенца, ценность которых зависела от веса, количества использованных коклюшек и чистоты плетения. Сегодня производством занимаются мастера ООО "Балахнинские кружева".

Когда-то в детстве я пробовала плести кружева, используя коклюшки. Такое занятие требует большой усидчивости и терпения. Но и результат получается невероятно красивым.

  • семёновские матрёшки
-14

Фабрика "Семёновская роспись" была создана в 1932 году в городе Семёнов. Местные матрёшки отличаются более тонким верхом, резко переходящим в широкий низ, и букетами крупных сказочных цветов на фартуке. Самая большая состоит из семидесяти двух штук, высота её - один метр, а диаметр - полметра.

  • казаковская филигрань
-15

Ювелирная техника создания в металле кружевных изделий из скани прославила село Казаково с 1939 года. Мастера ЗАО "Казаковское предприятие художественных изделий" занимаются изготовлением посуды, шкатулок, ювелирных изделий и церковной утвари, вручную свивая завитки скани, накладывая их на рисунок, паяя и серебря. Именно здесь был создан первый филигранный подстаканник, знакомый каждому жителю СССР.

Именно витрина с казаковской филигранью сразу же привлекла моё внимание, хотя она и расположена не у самого входа. Среди ярких красок, присущих большинству представленных на выставке народных промыслов, она выделяется своей сверкающей серебром монохромностью. К тому же у меня ностальгическая любовь к подстаканникам. Есть какая-то магия в том, как они из обычного стакана делают элегантный чайный сервиз.

Яркие краски пусть и небольшой, но очень насыщенной выставки перекликаются с летним солнцем за окном. Я понимаю, что в такую жару, которая установилась у нас в июле, все стремятся за город, поближе к природе. Но если у вас нет такой возможности, просто прогуляйтесь вечером по Металлистов, окунитесь в музейную прохладу и полюбуйтесь розами, которые радуют глаз совсем рядом.

-17