Февраль продолжает заметать снегом тульского мастерового, хитро улыбающегося со своего молота на улице Металлистов возле входа в Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Это прекрасный повод, чтобы зайти внутрь. И пусть основной нашей целью было посмотреть, что привезли в наш город представительницы трёх направлений народных промыслов на выставке "Три Татьяны", сегодня я хочу показать вам основную экспозицию этого небольшого музея.
Если вы хотите окунуться в уютную атмосферу, которую создавали в своих домах наши бабушки, вам точно нужно сюда зайти. В Тульской губернии существовало сорок четыре народных промысла и ремёсла. Лично я всегда вспоминаю свою бабушку Матрёну Егоровну, которая многое из этого прекрасно умела.
В музее всего два зала, в которых демонстрируются подлинные предметы из фондов ГУК ТО «Тульское музейное объединение». В последнее время мне всё чаще встречается подпись "реконструкция" под музейными экспонатами. В принципе, я не имею ничего против того, что предметы воссоздаются руками современных умельцев, чтобы мы могли иметь представление об их внешнем облике. Но согласитесь, любоваться подлинниками гораздо приятнее и интереснее. Тем более, что сегодня мы будем смотреть на вещи, некоторые из которых до сих пор бережно хранятся у нас дома как память о талантливых руках близких нам людей.
- мир крестьянской жизни
Это мой любимый зал. Он, кажется, твк и сияет праздничными красками. Начинается всё с витрины с игрушками. Тульская область славится филимоновской игрушкой, зародившейся в XVI веке вместе с гончарным промыслом в деревне Филимоново Одоевского района. Узнать её очень легко. В росписи используются всего три ярких акриловых краски: жёлтая - воздух и солнце, зелёная - весна и жизнь, красно-малиновая - тепло и красота.
Мне симпатично то, что вне зависимости от внешности женские фигурки именуются барынями, а мужские - кавалерами или солдатами. А ещё для всех обязателен головной убор: шляпка, платок, цилиндр или фуражка.
Тульская городская игрушка создавалась в XIX веке в слободе Большие Гончары не ради развлечения, а для украшения дома. Здесь уже и элегантные барышни с зонтиками, и гуляющие пары, и даже монахи. Меня удивляет, что до нас сохранились всего около сорока оригинальных городских игрушек. Промысел умирал, и возрождать его начали только в восьмидесятых годах прошлого века.
Вот теперь перейдём к тому, в чём моя бабушка была самой настоящей мастерицей. Белёвское кружево - геометрия из шёлковых, льняных или хлопчатобумажных нитей. Зародился этот промысел среди монахинь Крестовоздвиженского монастыря.
У меня дома хранятся кружевные воротнички и отделанные кружевом вышитые рушники. Поэтому и в музее я любовалась ими с особыми чувствами.
Я всегда с удовольствием любуюсь на народные костюмы. В нашем музее можно рассмотреть традиционный женский костюм Тульской губернии - понёвный комплекс. Девичья одежда состояла из холщёвой рубахи, украшенной обережной вышивкой, с поясом и головной повязки. Когда же её выдавали замуж, поверх рубахи одевалась шерстяная клетчатая юбка-понёва, а голова покрывалась платком.
И уже перед самым выходом из зала я с грустью вспомнила чугунный утюг, выброшенный когда-то при очередном переезде нами, неразумными внуками.
- быт состоятельных горожан
Эта часть музейной экспозиции смотрится особенно органично и уместно, поскольку само здание музея тесно связано с жизнью тульских мещан Сосиных. На первом этаже в XIX веке располагались две лавки, а на втором этаже, в этих самых комнатах, жили их семьи. В 1912 году особняком владели купцы Сушкины. В доме даже заседало Тульское купеческое собрание.
Этот зал лично для меня выглядит просто как собрание милых вещиц, которые мы постоянно встречаем в поездках по тульским (и не только) усадьбам.
Как дополнение к прекрасному камину, выложенному изразцами с оттенками зелени, в витрине выставлена коллекция бронзовых каминных часов и подсвечников, отделанных малахитом и ониксом.
Целых три полки в витрине занимает великолепный столовый сервиз. В любом музее я не могу пройти мимо посуды. Здесь она монохромная. И снова вспомнилась моя бабушка, которая всегда мечтала подавать первое именно в супнице. Её мечта исполнилась, когда мне уже было десять лет, и она тогда просто светилась от счастья.
Ещё хочу показать вам несколько керосиновых ламп с абажурами. Потому что цветное стекло меня тоже всегда привлекает. Жаль только, что нельзя увидеть, как горит в них огонёк.
Когда я рассказывала вам о Тульском музее самоваров, я, пожалуй, незаслуженно мало внимания уделила более мелким предметам - бульоткам и кофейникам, производимым мастерами на самоварных фабриках. Сегодня хочу заполнить этот пробел.
В Туле много музеев, что лично меня не может не радовать. И пусть некоторые экспозиции в чём-то повторяют друг друга, все предметы в них по-своему уникальны. Да и само слово "много" в отношении исторической красоты, на мой взгляд, не очень-то уместно. Поэтому будем продолжать гулять и смотреть.