Найти тему
Бронзовое кольцо

Алый цветок папоротника. Глава 33

Начало. Глава 1

- Сейчас оденусь и уйду, но приходить буду. Ты ничего с этим не сможешь поделать, у меня здесь дети, которых я вырастил, выкормил. Они должны быть мне благодарны и обязаны уважать меня!

- Ага, сейчас! Вырастил, выкормил и предал, променяв их на девицу легкого поведения.

Волнительны те дни, когда в городе проходят выпускные вечера. В трамваях и троллейбусах воздух пропитан ароматом пионов и сирени. Это благодарные ученики, идущие прощаться со школой и со своими учителями, несут в руках букеты цветов. Пассажиры оглядываются на них, улыбаются, вздыхают, вспоминая свою молодость, слегка завидуя, какие они юные и счастливые!

Сания с матерью доехали до школы и влились в поток выпускников и их родителей, входящих в ворота школьного двора, где будет проходить тожественная линейка. К Сание тут же подбежала Настена в белом гипюровом платье с кружевами по подолу и рукавам

- Сания! Ты чего так долго? Здравствуйте, Халида апа! Саниюшка! Какое платье, наверно, миллион отвалили за него? Ой белые пионы! Сания, подруга, давай, сменяемся букетами, мне твой букет больше подойдет. А то белое платье, и розовые пионы, ни к селу, ни к городу.

Сание не хочется отдавать свой букет, но и отказывать подруге она не привыкла. Зато Халида давно научилась этой премудрости.

- Настенька! Ты полагаешь, что розовые пионы лучше подойдут к желтому платью, чем к белому? У тебя изумительно красивое платье, и розовый цвет только подчеркивает его белоснежность. Правильный ты выбрала букет, уверяю тебя, букет из белых пионов будет выглядеть блекло.

- Правда? А ведь точно, я и не подумала. Сания, чего мы стоим, бегом в школу! Зинаида Михайловна там рвет и мечет. Ей нужно дать нам наказы, приказы, как себя достойно вести на выпускном.

Халида прошла в учительскую, где коллеги поздравили ее с серебряной медалью дочери и посочувствовали, одна лишь четверка отделила от золотой. Уж можно было как-то проверить ее сочинение, всего-то две нелепые ошибки. Просто девочка сильно волновалась и проглядела их. Халида только улыбнулась

- Ну, что вы! Я рада, что у моей дочери вообще есть медаль. Пусть серебряная, она заслуженная. Сания сама говорит, что не знает предмет Русский язык на отлично. Она будет поступать в Финансово-экономический, там профилирующий предмет, математика.

Прошла торжественная линейка, на котором директор школы и учителя поздравили выпускников, выпускники благодарили родную школу и любимых учителей, засыпав их букетами цветов. Родители утирали слезы, учителя, стоя отдельной группой, крепились. Им тоже впору плакать, они выпускают своих птенцов в большой полет. Волнуются, как-то сложится жизнь их учеников, в которых они вложили свою душу?

Крепились, пока не зазвучал Школьный вальс и двенадцать пар юношей в костюмах и девушек в светлых платьях не закружились в вальсе посредине школьного двора. Господи! Как они юны и прекрасны! Для каждой матери своя дочь самая лучшая! Халида видела только свою Санию, только ею любовалась. Какая стройная ее доченька, как легко кружится в вальсе, ножки ее едва касаются земли, глаза сияют, счастливая улыбка не сходит с лица. Как тут удержаться от слез радости за дочь.

Не одна Халида любовалась Санией. С нее не сводил глаз Виктор, двоюродной брат Настены, напросившийся к сестренке на выпускной. Очень уж ему захотелось побывать в своей родной школе, заодно посмотреть на маленькую девочку Санию, Сашеньку, Санечку. Однако, это уже не та девочка, которую он развлекал, удивляя своими байками. За такое короткое время она превратилась в настоящую красавицу. Стройный стан, прямая спинка, хорошенькая головка на высокой шее, все в ней прелестно, и девушка неимоверно соблазнительна. Виктор смотрел на танцующую девушку, его восхищало каждое ее движение, каждый поворот головы. Да! Хороша! А паренек, с которым Сания в паре, явно влюблен в нее, похоже она тоже неравнодушна к нему, иначе не улыбалась бы ему такой нежной улыбкой. Что-то похожее на ревность кольнуло в сердце, но Виктор одернул себя: «Какое тебе дело до Сании, у тебя есть девушка, будущая жена, вот ее и ревнуй»

Закончился танец, раздались аплодисменты, танцоры смешались с толпой своих одноклассников. Настя с Женей и Алик с Санией еще не могли отойти от их Школьного вальса. Алик несмело взял Санию за руку. Она не то чтобы пожалела парня, просто не захотелось портить ему и себе настроение. Не отняла руку, пусть на этот вечер Алик побудет ее парнем.

Виктор пробрался сквозь толпу к компании сестренки

- Привет, ребята! Ну, вы и дали, было классно и очень красиво! Настена! Вы с Санией лучшие, ваши партнеры тоже.

- Привет, братан! Значит, тебе понравилось? Здорово! Мы очень волновались, правда Сания? Сания, ты помнишь, это мой брат, Виктор?

Сания только на мгновение задержалась с ответом, но Виктор увидел в ее глазах замешательство. Вспомнила! Конечно, Сания вспомнила. Зеленые глаза, глядящие со снисходительной нежностью, ямочка на подбородке, широкая улыбка. Такой он был и сейчас такой же.

- Разумеется, помню! Мы встречались Восьмого марта, погуляли.

- Да, встречались, только Сания почему-то не захотела продолжить наше общение, правда, Сания?

- Правда, не захотела. Некогда было, да и не зачем.

Сания старалась смотреть прямо в глаза Виктору, и не показывать, что смущена. Только это ей плохо удавалось, под смуглой кожей выступил неяркий румянец, темные глаза едва заметно повлажнели, улыбка сошла с лица.

- Ребята, пойдемте, нам пора. До свидания, Виктор! Приятно было с Вами увидеться.

Виктор даже немного разозлился. Вот, пигалица какая! Смотрит в глаза и заявляет при всех, что не захотела с ним встречаться

- До свидания, милая Сания! Надеюсь, мы с тобой еще встретимся и не раз.

Для вручения аттестатов перешли в актовый зал. Директор школы, Евгений Васильевич, первыми вручил аттестаты обладателям золотых медалей, после серебряных, дальше по алфавиту. Он заметно волновался, но находил для каждого ученика теплые напутственные слова.

После торжественной части был небольшой концерт школьного ВИА, после начался сам Бал. Родители потихоньку покидали зал, в котором танцевали их дети, не желая смущать их своим присутствием. Виктор немного понаблюдал за танцующей Санией. Да, она все время вместе с этим пареньком, Алик, кажется. Ну что ж, повезло парню, что еще тут скажешь. Пусть танцуют, а Виктору пора, его ждет Галина, невеста его.

После окончания бала ребята пошли встречать рассвет на набережную, к Кремлю. Халида заставила дочь переобуться

- Доченька, все ноги собьешь, надень старые туфли, ночью никто и не заметит, зато ноги будут целы.

- Ладно, мам! Мамочка, ты не волнуйся, я приду с Аликом и Женькой. Только я уж сегодня до утра буду гулять. Хорошо!

- Хорошо, дочка, гуляй! Это же твой выпускной, веселись, доченька!

На лето Халида с детьми перебралась на дачу. Ребята взяли с собой учебники, оба серьезно готовились к вступительным экзаменам, но и про работу на земле не забывали. Для Сании это дело привычное, ну а Азат просто удивлял мать. Никаких походов на озеро, только работа и учеба, разве вечером поиграют с ребятами в волейбол. Участок сейчас не такой запущенный, каким он достался Сании, но дел тут делать, не переделать.

Халида вставала с рассветом, успев до завтрака поработать до устали. Дети вставали часов в восемь, когда мама пожарит оладушки или блинчики. Все вместе завтракали на террасе, поедая мамину вкуснятину с ягодами или со свежим вареньем. Ребята расходились по комнатам заниматься, Халида оставалась на террасе с каким-нибудь рукоделием.

Конечно, ей больше нравилось вышивать, но вязать заставляла необходимость. Ее дети должны быть одеты не хуже других. Она связала Азату модный жилет, сейчас вязала желто-коричневое болеро для Сании. Однако, долго отдыхать не приходилось, надо готовить обед, после собирать урожай, варить варенье или солить соленья. Ближе к закату в огород выходили ребята. Их дело поливать, полоть, рыхлить.

К первому августу, в самый разгар заготовок, пришлось вернуться в город. У детей начинались вступительные экзамены. Нагрузившись сумками с банками, семья двинулась домой. Это еще была малая толика. Основные запасы хранились в подвале дачи. Войдя в квартиру, Халида услышала шум воды в ванной.

- Ребята, слышите, в доме кто-то есть! Я даже знаю, кто это. Я же не забрала у него ключи!

- Конечно, кто еще полезет в нашу ванную? – Азат поставил сумку в прихожей на пол, постучал в двери ванной – Эй, выходи! Кто тебе разрешил пользоваться нашей ванной?

Шум воды прекратился. Из ванной вышел Шайдулла, замотанный по пояс розовым махровым полотенцем Сании.

- Здорово! Чего это вы вздумали приехать, до осени далеко.

Халиду трясло от возмущения

- Забыл, детям поступать нынче. Ты почему пришел сюда, я не понимаю. Кто тебе разрешил открывать нашу квартиру?

- Так ведь в доме нет ванной, там даже водопровод не работает. Вот я и подумал, ничего страшного, если у себя в квартире иногда помоюсь. Я не каждый день буду приходить.

- Ты совсем тупой или прикидываешься? Нет у тебя квартиры, ты выписан из нее и из нашей жизни выписан. Навсегда. Понял? Где ключи, отдавай мне их!

- Я заработал эту квартиру, мне ее дали от завода, ты бессовестным образом выселила меня из нее. Я буду приходить сюда, когда хочу и сколько раз хочу.

- Я тебя выселила? Ты ничего не путаешь? Ты сам съехал, когда нас даже не было дома, съехал, забрав, как последний вор-грабитель мебель своих детей. Не тебе говорить о совести! Одевайся и выметайся. Еще полотенце Сании взял, совестливый такой.

-Сам покупал ей это полотенце, я его покупал, понятно.

- Помню, как ты его дарил Сание на День рождения. Видимо, у тебя такое правило возвращать себе свои подарки. Забирай свое полотенце тоже. Моя дочь после тебя им пользоваться не станет.

- Что так? Хорош был, пока ее растил, теперь брезгуете мной?

- Можно и так сказать! Ну, чего ты стоишь тут перед нами полуголый. Думаешь одеваться или нет?

- Сейчас оденусь и уйду, но приходить буду. Ты ничего с этим не сможешь поделать, у меня здесь дети, которых я вырастил, выкормил. Они должны быть мне благодарны и обязаны уважать меня!

- Ага, сейчас! Вырастил, выкормил и предал, променяв их на девицу легкого поведения.

- Не тебе бы рот раскрывать, Халида! Всем, что сейчас есть у тебя, ты обязана мне. Я подобрал тебя с ребенком, дал ей свою фамилию, выучил тебя, вот в эту квартиру поселил.

- Спасибо тебе огромное! Я по гроб жизни буду благодарна тебе. Ты очень хороший человек, никогда меня моей девочкой не корил. Ну, видимо, судьба твоя такая, поломатая. Сейчас следующую женщину с ребенком подобрал, ее дочку удочери, еще и ей алименты будешь платить, когда твоя Викуля тебя из отремонтированного дома выселит.

- Не суди по себе! У нас с ней настоящая любовь! Виктория, женщина мечты любого мужчины. Я с ней счастлив.

- Рада за тебя, а теперь вон из нашей квартиры! Больше к ней не приближайся.

Шайдулла оделся в комнате Азата, вышел на кухню, где все семейство собралось за столом

- Сынок, может ты скажешь отцу доброе слово! Мы с тобой так дружно жили!

- Это было давно и неправда! Ты нас никогда не любил, сам только что сказал. Раз у тебя теперь настоящая любовь, там, с ними и живи. К нам не приходи, я не собираюсь с тобой общаться. Ключи можешь не отдавать. Мы сменяем замки здесь и на даче, а то вывезешь наши заготовки.

- Ты за кого принимаешь меня, родного отца?

- За того, кто ты есть. Уходи, я сказал, а то милицию вызову.

Ушел. Халида не могла смотреть в глаза своим детям. Шайдулла унизил ее прямо при них. Все-таки напомнил, все-таки укорил. Сания подвинула свой стул к материному, взяла ее за руки

- Мамочка, все хорошо, это он со злости. Ты ведь тоже не уступила. Видимо, не все хорошо в его новой семье, если он такой дерганый.

- Дочь, мне все равно. А замки на самом деле нужно менять, он ключи не отдаст, хотя бы из вредности.

Замки сменили. Ребята оба поступили, Сания в Финансово-экономический институт, на один курс с Аликом и Гузель. Азат поступил в строительный техникум. Халида вышла на работу, отпуск ее закончился. На дачу приезжали наскоками, в выходной Сании, только урожай собрать.

Дети отдыхали, Азат с ребятами гонял футбол, играл в волейбол, допоздна сидел во дворе, дренькая на гитаре. Евгений с Настей, как и планировали, уехали поступать в Москву, да там и остались. Сания скучала по Насте, но сдружилась с Гузель, и они втроем, Алик, Сания и Гузель вместе ходили в кино, гулять на набережную или в центр на улицу Баумана. Бывали ребята и на танцевальных площадках, и на концертах различных ВИА. Короче говоря, есть ребятам чем вспомнить это лето.

Первого сентября Халида проводила своих детей, поглядев вслед из окна. Алик опять дожидается Санию, стоя напротив подъезда. Эх, Сания, не видишь рядом с собой хорошего парня. Зато Гузель его разглядела. Заберет его себе, вспоминать будешь Алика, но поздно будет.

Продолжение Глава 34