Новосибирская налоговая обвинила сеть кондитерских «Кузина» в дроблении бизнеса. Это грозит компании крупным штрафом и доначислением – по оценке, в сумме они могут составить десятки миллионов рублей.
Сеть включает 66 кафе-кондитерских в Новосибирске, Бердске и Краснообске, а также Москве, Барнауле и Томске. Часть точек – собственные, часть – партнерские, часть – франчайзинговые. «Кузина» создана предпринимателем Эриком Шогреном и его бизнес-партнером Евгенией Головковой. Шогрен – личность уникальная: сообщается, что он гражданин США и России одновременно, в России работает с 1994 года. Нынешняя «Кузина» — уже второе воплощение бренда: в первом это были столовые.
Входящая в группу компания «Ресурсы питания» — это две производственные площадки «Кузины». В последние три года она боролась с Межрайонной ИФНС России № 18 по Новосибирской области за свою правоту и против позиции ведомства в арбитражном суде. Иск остался без удовлетворения. В законную силу решение пока не вступило и, как сообщили «Новой Сибири» в «Кузине», будет оспариваться. Формально вопросы налоговиков касались именно «Ресурсов питания», но речь шла обо всей группе «Кузина».
Дробление бизнеса (или «дробленка») – популярный среди бизнесменов способ минимизации налогов. Российские власти не считают его легальным — они видят признаки криминала там, где разделение единых производственных (а также хозяйственных или управленческих) процессов проводится искусственно – так, что ими руководят не самостоятельные, а подконтрольные единому центру лица. В таких случаях владельцам инкриминируют незаконный уход с общей системы налогообложения. Логика такова: бизнес делят, чтобы не платить НДС. ФНС суммирует все обороты, и на получившуюся сумму выручки насчитывает то, что положено платить. Получается много.
Наиболее громкое недавнее обвинение в дроблении бизнеса вылилось в уголовное дело об уклонении от уплаты более 900 млн налогов против блогера Елены Блиновской. Другое актуальное событие, связанное с «дробленкой», — внесенные правительством в Госдуму РФ поправки в Налоговый кодекс, которые введут «амнистию» на такие схемы путем «добровольного объединения доходов взаимосвязанных компаний для целей налогообложения». Владельцам и бенефициарам таких групп все простят, если они до 1 января 2025 года признаются, что у них есть такой секретный (или не секретный) список работающих на упрощенке ИП и юрлиц, которые выглядят независимыми. И, разумеется, сразу приведут все в порядок, то есть сделают их звеньями одного и того же субъекта налогообложения.
История с «Ресурсами питания» тянется долго. Выездную проверку, с которой все началось, налоговики провели в компании в 2021 году: они тогда проверяли «правильность исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период c 01.01.2018 по 31.12.2020». Заодно выяснили, как все устроено в группе Эрика Шогрена.
«Ресурсы питания» — это производственная структура, которая большую часть своей продукции отгружала ООО «Кузина» и ООО «Кузина Рост». Как отмечается в материалах проверки, средства на свою деятельность в компанию приходили от ООО «Кузина». Причем перечислялись деньги с назначением платежа «за товар, заем», но потом не было ни процентов, ни возврата. При этом все структуры группы управлялись из единого центра, имели счета в одном и том же банке «Акцепт», пользовались торговыми знаками «Kuzina» и «Кузина», которые принадлежат ООО «Нью-Йорк Пицца Франчайзинг» — еще одной структуре Эрика Шогрена.
«Таким образом, установлено, что денежные средства перечислялись безвозмездно. Указанное свидетельствует о том, что займы выдавались на условиях, не типичных для кредитно-заемных правоотношений», — написала ИФНС по итогам проверки. А суд заключил: «Разделение бизнеса может быть обусловлено организационными, экономическими целями, в т.ч. и получением налоговой выгоды, что само по себе не является противозаконным. Однако если такое разделение произведено формально, а не в действительности, полученная налоговая выгода не может быть признана обоснованной, а поведение налогоплательщика по ее получению – добросовестным».
Позицию «Ресурсов питания» суд отразил довольно лаконично: «Налоговым органом не представлено доказательств получения обществом налоговой экономии».
Однако суду представленного ИФНС оказалось достаточно. Список доказательств огромен, а насколько они весомы – видимо, будут рассматривать уже следующие инстанции.
В списке: использование одних и тех же ip-адресов и одного номера телефона, единые рекламные акции, единые объявления о поиске сотрудников. Сюда же пошло и то, что на вывеске производственного цеха специфическим начертанием было написано «Кузина», а все повара были одеты в фирменные фартуки с известным логотипом. И при этом «Ресурсы питания» не платили за использование бренда. В заседании Денису Привалову, который являлся директором компании, предъявили этот важный, с точки зрения инспекторов, признак фиктивности разделения, и спросили: почему? «А потому что правообладатели не возражали», — прямо ответил тот.
Еще налоговики привлекли свидетелями бывших работников группы. Те подтвердили: их трудоустройство и увольнение «осуществляли должностные лица одного и того же ООО по одному и тому же адресу». Там же хранились и их трудовые книжки.
Инспекция даже провела под протокол осмотр помещений: нашла шесть закрытых на ключ железных стеллажей с документами всех ООО группы. А на столе менеджера по персоналу – фирменные бланки «Кузины» с анкетами сотрудников «Ресурсов питания».
Воспользовались налоговики и информацией из уголовного дела. Оно было возбуждено в мае 2022 года и принято к производству следователем Заельцовского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Новосибирской области. Когда компании по итогам проверки доначислили налоги, она продолжила работу, а чтобы не обескровить деятельность, Денис Привалов написал в ООО «Кузина» письмо: мол, прошу полагающиеся нам средства направлять нашим поставщикам с формулировкой «….за ООО «Ресурсы питания». В постановлении о возбуждении уголовного дела это обстоятельство трактовалось как то, что директор, «преследуя цель сокрытия денежных средств организации в крупном размере, заведомо зная, что на расчетный счет выставлены инкассовые поручения, а также приняты решения о приостановлении операций по счету в банке», сделал это с плохим умыслом — сокрыть средства, «за счет которых должно было производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов». Соответственно, «Кузину» назвали организацией, вовлеченной в криминальную схему.
Зачем налоговикам понадобилось столь обстоятельное исследование – не понятно. Для того, чтобы понять, как устроена «Кузина», не обязательно было шариться по металлическим шкафам и столам сотрудников – в разделе «Инвесторам» на сайте группы все и так описано, потому что группа является эмитентом облигаций. Схем аорганизации группы прозрачна настолько, ансколько этогог требует закон о рынке ценных бумаг.
И тем не менее заключение Арбитражного суда Новосибирской области в итоге получилось таким: «Совокупность вышеизложенных обстоятельств подтверждает выводы налогового органа о том, что Шогрен Э.Д., являясь учредителем (бенефициаром), и ИП Головкова Е.А. (управляющая ГК ООО «Кузина»), осуществляя единое управление взаимозависимыми организациями, осуществляющими производство и реализацию товаров под единой торговой маркой «Кузина», формально разделили деятельность на несколько юридических лиц с целью сохранения возможности применения специальных режимов налогообложения и получения налоговой экономии».
Все согласованные действия участников группы компаний в глазах закона теперь выглядят как создание схемы «дробления бизнеса» и приведение к искажению сведений о фактически полученных доходах.
«Новой Сибири» пока не удалось выяснить, собирается ли «Кузина» предпринимать какие-либо меры по защите бизнеса и на каких аргументах будет строить защиту в последующих судебных инстанциях. Нет информации и о дальнейшей судьбе уголовного дела в отношении бывшего директора «Ресурсов питания» и о размере штрафа, а также о масштабах грозящих доначислений. Евгения Головкова, управляющая компаниями, на детальный запрос «Новой Сибири» до публикации материала не ответила. Однако заявила: компания считает, что, не разобравшись в специфике организации бизнеса, налоговая необоснованно увидела в ней признаки дробления.
«Новая Сибирь» намерена следить за развитием событий.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»