Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Что такое контражур?

Контражур (от французского à contre-jour — «против света») — прием освещения в живописи, фотографии и кинематографе, при котором сильный источник света расположен позади объекта. С его помощью создают резкие очертания темного силуэта.

Владимир Лагранж. Голубятники. 1972 год. Галерея Люмьер, Москва
Владимир Лагранж. Голубятники. 1972 год. Галерея Люмьер, Москва

Фотографы любят съемку против света за резкую контрастность. Она придает композициям особый драматизм и загадочность. Фигуры на фоне заката, темные очертания объекта в ярком проеме окна — классические примеры контражура.

Художественную роль света и тени стали осмыслять уже в эпоху Возрождения. Огромную работу в изучении оптических эффектов в зависимости от источника света провел знаменитый Леонардо да Винчи. В «Трактате о живописи» он давал наставления живописцам:

Для усиления рельефности в картине имей привычку класть между изображенной фигурой и той видимой вещью, которая получает ее тень, луч яркого света, отделяющего фигуру от затененного предмета.
Рембрандт. Заговор Юлия Цивилиса. 1661. Национальный музей Швеции, Стокгольм, Швеция
Рембрандт. Заговор Юлия Цивилиса. 1661. Национальный музей Швеции, Стокгольм, Швеция

В полную силу драматизм контрастов начали использовать в пышную эпоху барокко. Тогда же расцвел и контражур как художественный прием. С XVII века он появлялся на полотнах многих живописцев. Так, у Рембрандта фигуры в контровом свете можно увидеть на полотнах «Заговор Юлия Цивилиса» или «Поклонение пастухов», а у Яна Вермеера — на картине «Офицер и смеющаяся девушка».

Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка. Около 1657. Частное собрание
Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка. Около 1657. Частное собрание

Позже этот прием применяли и романтики, и реалисты. Например, немецкий художник Каспар Давид Фридрих постоянно изображал фигуры людей в контражуре. Одна из его показательных работ «На паруснике» хранится в Государственном Эрмитаже. Среди русских художников контражур особенно любил Иван Айвазовский: он часто изображал темные силуэты кораблей на фоне закатного света.

В ХХ веке многих поражали художественные фотографии Александра Родченко. С помощью контражура он создавал снимки, похожие на плакаты: объекты на его работах отличались ясными формами, четко очерченными силуэтами и необычными ракурсами. Среди знаменитых русских фотографов, которые также любили этот прием, выделялся «главный фотограф оттепели» Владимир Лагранж.

Александр Родченко. Пожарная лестница. Из серии «Дом на Мясницкой». 1925 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Александр Родченко. Пожарная лестница. Из серии «Дом на Мясницкой». 1925 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

С распространением кинематографа эффект контражура стали применять и в операторской работе. В мелодраматических сериалах даже появилось своеобразное клише жанра: если снимать модель в контражуре, особенно с распущенными волосами, то края подсвеченных прядей словно создают ореол — что придает героиням и их кавалерам особую романтичность.