В этой статье мы разберем исповедные росписи, расскажем и покажем, что они из себя представляют, какую полезную информацию можно в них найти о своих предках и как работать с этими документами в архивах.
Исповедные росписи — это отчетные церковные документы, которые составлялись ежегодно во всех православных приходах Российской империи в период с XVIII до начала XX в. Также они именуются исповедальными ведомостями, духовными или великопостными росписями. Исповедные росписи включают в себя посемейные списки всех прихожан того или иного храма.
Когда и зачем появились исповедные росписи
Самое первое упоминание такого типа документов относится еще к концу XVII в. В 1697 г. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом были приняты «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям». В них говорилось о том, что каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедаться и причаститься. Священнику надлежало отслеживать, чтобы все его прихожане исполняли это правило. Списки уклонявшихся от исповеди он обязан был отправлять в Патриарший приказ. Так планировалось выявлять раскольников. То есть изначально исповедные ведомости были задуманы с целью противостояния старообрядчеству.
Внедрить повсеместно практику подачи отчетных списков о добросовестном исполнении прихожанами важнейших православных обрядов удалось лишь несколько десятилетий спустя. В 1716 г. Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила и о положении на раскольников двойного оклада». Нарушителей царской воли наказывали рублем.
В 1722 г. Синод выпустил еще несколько законодательных актов, которые окончательно закрепили необходимость ведения исповедных росписей. Все православные жители Российской империи начиная с 7‑летнего возраста раз в год должны были исповедоваться если не во время Великого поста, то хотя бы в дни трех других постов — Петрова, Успенского или Рождественского. Тем же, кто в эти дни находился в отлучке, надлежало исповедаться в любом другом ближайшем православном храме. При этом проводивший исповедь духовник обязан был предоставить подтверждающее факт исповеди «заручное письмо», которое прихожанин по возвращении домой передавал своему священнику.
Как и до какого времени велись исповедные росписи
Первые несколько десятилетий исповедные росписи велись в относительно свободной форме. Они представляли собой три списка. В первый из них вносились все пришедшие на исповедь прихожане, во второй список — не явившиеся на исповедь, а в третий — раскольники. Только в 1737 г. при императрице Анне Иоанновне структуру исповедных росписей доработали и усложнили, установив при этом единый стандарт их заполнения. Именно в таком виде эти документы просуществовали вплоть до окончания практики их ведения.
С 1740-х гг. исповедные росписи, как и метрические книги, стали составляться в двух экземплярах. Один из них хранили в самой церкви, а второй в середине сентября каждого года отправляли в консисторию. Там
полученные из разных храмов документы подшивались в толстые тома по городам или уездам.
Исповедные росписи в случае отсутствия метрических книг имели юридическую силу. Их использовали при определении возраста, разрешении брачных и земельных конфликтов. Понимая это, священнослужители старались подходить к заполнению подобного рода
документов ответственно. К тому же этот процесс контролировался вышестоящим духовным правлением. Нерадивое заполнение исповедных росписей грозило священнику строгим наказанием, вплоть до лишения сана.
Ведение документов подобного типа прекратилось после Революции 1917 г., но отдельные священники продолжали составлять исповедные росписи на протяжении еще нескольких последующих лет.
Какова структура исповедных росписей и какие сведения они содержат
Исповедные росписи состоят из нескольких структурных
частей. В первой, вступительной части помимо заглавия документа содержится название церкви с указанием духовного правления, епархии и административно-территориальных единиц, к которым она относится. Здесь же, как правило, отмечено имя заполнившего документ духовного лица.
Вторая, структурная часть является основной. Она представляет собой посемейные списки. Прихожане вносились в них по сословиям. Отдельно записывались представители духовенства, военные, статские, купцы, мещане, цеховые и городские обыватели, дворовые люди и крестьяне.
Семьи вносились в каждый сословный раздел в алфавитном порядке под номером дома или двора. При этом указывался полный состав семьи, включая ее главу, его супругу, их детей, внуков и других проживавших в этом доме персон.
Каждый прихожанин был записан в исповедной росписи под определенным номером. При этом для мужчин и женщин велась раздельная нумерация. Без номера в документ вносились только неправославные.
Каждая персона характеризовалась сразу по нескольким параметрам. Прямо в списке указывалось родственное отношение к главе семьи, для крестьян отмечалась их владельческая принадлежность, записывалось название населенного пункта, в котором человек проживал (в случае если к приходу относилось сразу несколько селений), иногда упоминался даже род занятий. В отношении взрослых отдельно могли быть отмечены особенности семейного положения (холост, вдов).
Особенно важно, что для каждого прихожанина в исповедных росписях непременно указывались его «лета от рождения», то есть возраст. Однако далеко не всегда эти данные были точными. Особенно большая погрешность, как и в метрических записях о смерти, допускалась при указании возраста пожилых людей.
Что касается детей, то в исповедные росписи их обычно вносили после достижения годовалого возраста. И это несмотря на то, что исповедоваться полагалось только с семи лет.
Следующая после списков прихожан структурная часть исповедных росписей представляет собой итоговую статистическую таблицу. В ней приводились общие сведения по приходу за год, в том числе:
- общее количество православных в каждом сословии (раздельно мужчин и женщин);
- число исповедовавшихся и причастившихся;
- исповедовавшихся, но не причастившихся;
- не явившихся на исповедь «по малолетству», «по отлучке» или по иным причинам.
Помимо этого, отдельно отмечалось число раскольников, а также приводился их поименный список.
Завершающая структурная часть исповедных росписей содержит подтверждение верности предоставленных сведений и заверение в том, что все указано «без укрывательства». В заключение документ подписывался не только священником, но и всем причтом.
Исповедные росписи можно по праву считать источником ценнейших генеалогических сведений, который позволяет проследить состав семьи на протяжении двух столетий. Документы этого типа полезны не только профессиональным историкам и архивистам, но и восстанавливающим свою родословную генеалогам-любителям.
Подробную статью об исповедных росписях, а также где их искать и чек-лист в помощь генеалогу читайте в статье в нашем блоге Famiry.
Понравилась статья? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на наш канал – впереди ещё много интересного – о генеалогии простым языком, традиции и особенности быта разных времен и народов, необычные семейные истории известных и уникальных людей и многое другое!