Здравствуйте.
Адаптацию к детскому саду часто проходят не только дети, но и сами родители, в особенности мамы, так как обычно они находятся рядом с ребёнком очень длительное время. За этот промежуток взрослые привыкают к тому, что:
- знают, что ребенок накормлен, одет, обут;
- знают, как лучше его успокоить, привычки ребёнка;
- знают, что их ребёнок под присмотром, так как он все время на виду;
- просто привыкают, что он рядом;
- они видят, что ему хорошо, он доволен и счастлив.
А тут возникает ситуация, когда все эти пункты не работают, соответственно возрастает тревога, особенно, если сам взрослый к ней склонен.
Есть много ситуаций, когда мама или папа очень быстро адаптируются. Процесс адаптации зависит от разных факторов:
- четко осознается потребность в детском саду, например, надо выйти на работу, заняться своим здоровьем, отдохнуть полноценно;
- высокий уровень саморегуляции и низкий уровень тревоги: мама переживает, но при этом тревога не нарушает её самочувствие и жизнедеятельность;
- взрослый доверяет садику, у кого-то из родителей или у обоих, хороший личный опыт посещения детского сада.
Каждая реакция имеет место быть. Но иногда возникает ситуация, когда родителям сложно справится со своими чувствами. Проявляется это обычно следующим образом:
- высокая чувствительность на эту ситуацию (слезы, тоска, грусть);
- невозможность себя занять дома (ходишь, смотришь на часы, очень трудно переключить себя на какую-то деятельность. Такое может быть и тогда, когда родители нормально прошли адаптацию. Через пару дней они начинают спокойно заниматься своими делами. А вот когда неделю, вторую взрослый так и не может себя занять, тогда стоит об этом задуматься);
- постоянные мысли «а нужно ли отдавать ребёнка в детский сад»;
- чрезмерная тревога (головой понимаешь, что всё хорошо, а чувство беспокойства никуда не девается).
Такое состояние может передаваться ребёнку, может усугубляться, если ребёнок адаптируется со слезами (например, плачет при расставании), а может даже быть и в тех случаях, когда ребёнок с удовольствием ходит в детский сад.
В любом случае, с этим состоянием необходимо работать, так как оно останавливает всю деятельность человека. Для этого надо проработать эмоциональную составляющую, логической часть, а также начать составлять планы без учета ребёнка.
1. Эмоциональная составляющая:
А) Работа с тревогой.
Чтобы увидеть свою тревогу, она должна быть актуализирована. Причем не просто в голове, а проговорена или написана. Так она словно бы становится осязаемой и более решаемой.
Б) Работа с чувством вины: отдали в садик – плохо (ребёнку нужно быть с матерью, социализации в садике нет, никакого развития индивидуальности), не отдали в садик – плохо (ребёнку надо социализироваться, а в школу тоже с ним пойдешь, такие дети не приспособлены к общественной жизни, не хочешь сама работать).
Какой вариант не выбрали бы родители – среди них нет идеального. Всегда найдется тот, кто скажет, что это неправильно. Поэтому, чувство вины, если взрослые решили отдать малыша в садик, может очень сильно проявляться, усиливая дезадаптацию родителя:
Чувство вины крайне непродуктивно. Его также необходимо актуализировать и аргументировать. Принимать решения из-за чувства вины приведет только к усугублению проблемы. Можно зайти на работу с этим чувством с обратной стороны: представьте, если бы Вы сделали так, как «вина» вам говорит:
Любое решение никогда не будет в данном случае исключительно правильным, поэтому принимайте то, которое подходит вашей семье.
Также помните, что для принятие каких-то вещей, требуется время. Если очень грустно и хочется поплакать – позвольте выплеснуть свои эмоции, поговорите с кем-то, кто без осуждения выслушает и поддержит. Это позволит чувствовать себя лучше.
2. Логическая составляющая.
Поработайте с положительными сторонами. Отрицательные можете в данном случае не трогать (если надо именно помочь себе адаптироваться к принятому решению). Так как отрицательные стороны и так вертятся в голове.
Будьте сами с собой окровенены. Не оценивайте свои ответы в рамках положительности и отрицательности с чей-то стороны, кроме своей собственной. К примеру, «отдых от ребёнка». Находится с ребёнком постоянно – это очень тяжело. Находится в целом с кем-то на протяжении длительного времени 24 часа в сутки – тяжело. Если детский сад позволяет чувствовать себя лучше, прийти в себя и заняться с собой – значит для вас это положительная сторона.
С помощью такой таблицы можно поработать и с обратной стороной: если не отдаете ребёнка в детский сад, но при этом испытываете сильный дискомфорт.
3. Постановка планов и целей.
Первое время трудно занять свободные часы (если ещё не надо выходить на работу). Напишите список того, что хотели бы сделать, но откладывали из-за ребёнка. От ухода за собой до генеральной уборки. Может быть это хобби, сериал, возможность одной посетить кафе. Пропишите не менее 10 пунктов и постепенно их реализуйте. Наполняйте свою жизнь собственными делами и целями. Если трудно расслабиться, пусть это будут дела, требующие физического участия. Главное – не сидеть и не думать постоянно о том, как там ребёнок.
4. Заменяйте негативные мысли: пришла в голову мысль – он там плачет, скажите себе в слух, что он там играет: катает машинку. Представьте себе радостное лицо ребёнка, максимально визуализируйте процесс катания на машинке: какая она, как он её катает, что говорит при этом. Так Вы сами настраиваетесь на позитивное восприятие нахождения ребёнка в детском саду.
Запись на консультацию, группа в вк:
Телеграмм канал: