Найти в Дзене

Адаптация родителей к детскому саду.

Здравствуйте.

Адаптацию к детскому саду часто проходят не только дети, но и сами родители, в особенности мамы, так как обычно они находятся рядом с ребёнком очень длительное время. За этот промежуток взрослые привыкают к тому, что:

- знают, что ребенок накормлен, одет, обут;

- знают, как лучше его успокоить, привычки ребёнка;

- знают, что их ребёнок под присмотром, так как он все время на виду;

- просто привыкают, что он рядом;

- они видят, что ему хорошо, он доволен и счастлив.

А тут возникает ситуация, когда все эти пункты не работают, соответственно возрастает тревога, особенно, если сам взрослый к ней склонен.

Есть много ситуаций, когда мама или папа очень быстро адаптируются. Процесс адаптации зависит от разных факторов:

- четко осознается потребность в детском саду, например, надо выйти на работу, заняться своим здоровьем, отдохнуть полноценно;

- высокий уровень саморегуляции и низкий уровень тревоги: мама переживает, но при этом тревога не нарушает её самочувствие и жизнедеятельность;

- взрослый доверяет садику, у кого-то из родителей или у обоих, хороший личный опыт посещения детского сада.

Каждая реакция имеет место быть. Но иногда возникает ситуация, когда родителям сложно справится со своими чувствами. Проявляется это обычно следующим образом:

- высокая чувствительность на эту ситуацию (слезы, тоска, грусть);

- невозможность себя занять дома (ходишь, смотришь на часы, очень трудно переключить себя на какую-то деятельность. Такое может быть и тогда, когда родители нормально прошли адаптацию. Через пару дней они начинают спокойно заниматься своими делами. А вот когда неделю, вторую взрослый так и не может себя занять, тогда стоит об этом задуматься);

- постоянные мысли «а нужно ли отдавать ребёнка в детский сад»;

- чрезмерная тревога (головой понимаешь, что всё хорошо, а чувство беспокойства никуда не девается).

Такое состояние может передаваться ребёнку, может усугубляться, если ребёнок адаптируется со слезами (например, плачет при расставании), а может даже быть и в тех случаях, когда ребёнок с удовольствием ходит в детский сад.

В любом случае, с этим состоянием необходимо работать, так как оно останавливает всю деятельность человека. Для этого надо проработать эмоциональную составляющую, логической часть, а также начать составлять планы без учета ребёнка.

1. Эмоциональная составляющая:

А) Работа с тревогой.

-2

Чтобы увидеть свою тревогу, она должна быть актуализирована. Причем не просто в голове, а проговорена или написана. Так она словно бы становится осязаемой и более решаемой.

Б) Работа с чувством вины: отдали в садик – плохо (ребёнку нужно быть с матерью, социализации в садике нет, никакого развития индивидуальности), не отдали в садик – плохо (ребёнку надо социализироваться, а в школу тоже с ним пойдешь, такие дети не приспособлены к общественной жизни, не хочешь сама работать).

Какой вариант не выбрали бы родители – среди них нет идеального. Всегда найдется тот, кто скажет, что это неправильно. Поэтому, чувство вины, если взрослые решили отдать малыша в садик, может очень сильно проявляться, усиливая дезадаптацию родителя:

-3

Чувство вины крайне непродуктивно. Его также необходимо актуализировать и аргументировать. Принимать решения из-за чувства вины приведет только к усугублению проблемы. Можно зайти на работу с этим чувством с обратной стороны: представьте, если бы Вы сделали так, как «вина» вам говорит:

-4

Любое решение никогда не будет в данном случае исключительно правильным, поэтому принимайте то, которое подходит вашей семье.

Также помните, что для принятие каких-то вещей, требуется время. Если очень грустно и хочется поплакать – позвольте выплеснуть свои эмоции, поговорите с кем-то, кто без осуждения выслушает и поддержит. Это позволит чувствовать себя лучше.

2. Логическая составляющая.

Поработайте с положительными сторонами. Отрицательные можете в данном случае не трогать (если надо именно помочь себе адаптироваться к принятому решению). Так как отрицательные стороны и так вертятся в голове.

-5

Будьте сами с собой окровенены. Не оценивайте свои ответы в рамках положительности и отрицательности с чей-то стороны, кроме своей собственной. К примеру, «отдых от ребёнка». Находится с ребёнком постоянно – это очень тяжело. Находится в целом с кем-то на протяжении длительного времени 24 часа в сутки – тяжело. Если детский сад позволяет чувствовать себя лучше, прийти в себя и заняться с собой – значит для вас это положительная сторона.

С помощью такой таблицы можно поработать и с обратной стороной: если не отдаете ребёнка в детский сад, но при этом испытываете сильный дискомфорт.

3. Постановка планов и целей.

Первое время трудно занять свободные часы (если ещё не надо выходить на работу). Напишите список того, что хотели бы сделать, но откладывали из-за ребёнка. От ухода за собой до генеральной уборки. Может быть это хобби, сериал, возможность одной посетить кафе. Пропишите не менее 10 пунктов и постепенно их реализуйте. Наполняйте свою жизнь собственными делами и целями. Если трудно расслабиться, пусть это будут дела, требующие физического участия. Главное – не сидеть и не думать постоянно о том, как там ребёнок.

4. Заменяйте негативные мысли: пришла в голову мысль – он там плачет, скажите себе в слух, что он там играет: катает машинку. Представьте себе радостное лицо ребёнка, максимально визуализируйте процесс катания на машинке: какая она, как он её катает, что говорит при этом. Так Вы сами настраиваетесь на позитивное восприятие нахождения ребёнка в детском саду.

Запись на консультацию, группа в вк:

ВКонтакте | ВКонтакте

Телеграмм канал:

Терехова Альбина: детская и подростковая психология