В искусстве часто встречаются два важнейших эстетических понятия — Прекрасное и Возвышенное. Эти понятия глубоко исследованы философами и имеют важное значение в понимании эстетических ценностей.
Прекрасное
Прекрасное ассоциируется с гармонией, симметрией и ощущением удовольствия. Это то, что вызывает у нас восхищение без какого-либо желания обладания.
Иммануил Кант описывал прекрасное как опыт формы, которая имеет завершённость, некоторый конец. В прекрасном человек находит удовлетворение в наблюдении объекта, который целиком понятен и ограничен. Например, летний луг, усыпанный цветами, вызывает радужные мысли и успокаивает человека.
По Канту прекрасное целесообразно без цели. Хоть оно и не имеет конкретной цели, но воспринимается так, словно идеально организовано для какой-то цели. Однако, сама эта «цель» заключается в поддержании красоты. Прекрасное как будто следует какому-то правилу, однако это правило не формализовано, и его невозможно определить рационально.
Более того, прекрасное вызывает всеобщее одобрение, но это одобрение не требует объяснений или концептуального понимания. Оно рождается из нашей непосредственной реакции на объект.
Возвышенное
Возвышенное, напротив, вызывает чувство бесконечности и величия, которое может подавлять и поражать воображение. Кант описывал возвышенное как опыт бесформенности, где человек ощущает своё бессилие перед чем-то огромным и необъятным. Возвышенное связано с чувством страха, опасности и трагедии, но одновременно восхищает и вызывает уважение.
Кант делит Возвышенное на два типа: математическое и динамическое. Математическое Возвышенное связано с ощущением бесконечности и грандиозности, как, например, вид звездного неба. При этом наше восприятие ощущает, что мы не можем охватить всю эту величину, что вызывает чувство беспокойства и осознание собственного ограничения. Но это беспокойство сопровождается чувством величия нашего разума, способного постулировать бесконечное.
Динамическое Возвышенное связано с мощью и могуществом природы, как, например, зрелище бури или водопада. Мы ощущаем собственную ничтожность перед лицом этих стихийных сил, что также вызывает дискомфорт. Но, как и в случае с математическим Возвышенным, это ощущение компенсируется осознанием нашего духовного превосходства, которое позволяет нам сопротивляться этим силам, пусть даже лишь мысленно.
Если прекрасное можно понять и познать, то возвышенное преодолевает нашу способность познания. Но мы можем испытывать некое негативное удовольствие от сверхчувственного, от того что превалирует, восхищает, сильнее наших способностей познания. Мы испытываем ощущение, что чувствам не совладать с некоторой формой. Вот эта форма — и есть возвышенное.
Примеры в искусстве
Романтизм обращался к возвышенному. Это художественное направление стремилось передать возвышенное через изображение драматических и экстраординарных событий. Возвышенное в романтизме выражалось в стремлении выйти за рамки повседневного, в поиске сильных эмоций и переживаний.
Классицизм, напротив, сосредоточен на прекрасном. Он стремится к гармонии и упорядоченности. Классический человек желает вести жизнь, полную красоты и покоя, избегая мыслей о страданиях и смерти. В классических картинах все гармонизируется и приводится к порядку в поисках прекрасного.
Прекрасное и Возвышенное по-разному влияют на наши чувства. Прекрасное гармонизирует и умиротворяет нас, вызывает чувство покоя и наслаждения. Оно приятно и не требует глубоких раздумий. В искусстве это может быть живопись, изображающая идеальные ландшафты, цветы или грациозные фигуры.
Возвышенное, напротив, возбуждает и вызывает беспокойство. Оно потрясает нас своей мощью и величием, заставляя задуматься о наших ограничениях и возможностях. Примеры Возвышенного в искусстве — это картины бурь, мощных водопадов или сцены, изображающие силу природы или космоса.
Кстати, британский мыслитель Эдмунд Берк даже выделил Прекрасные и Возвышенные цвета. Прекрасными, согласно Берку, являются светло-зелёный, голубой, розово-красный. А возвышенными — чёрный, коричневый или темно-фиолетовый. Связано это в том числе с тем, что темные цвета напоминают о смерти. Смерть всегда возвышенна, в то время как жизнь — прекрасна!
Сравнение Прекрасного и Возвышенного
Сходства:
- Эстетическая природа: оба понятия относятся к области эстетического восприятия и вызывают эмоциональный отклик.
- Связь с субъективностью: и Прекрасное, и Возвышенное зависят от субъективного восприятия и ощущений.
Различия:
- Характер удовольствия: Прекрасное вызывает незаинтересованное, положительное удовольствие. В то время как Возвышенное вызывает сложное, часто негативное удовольствие.
- Влияние на чувства: Прекрасное гармонизирует и умиротворяет, тогда как
Возвышенное возбуждает и вызывает беспокойство, компенсированное чувством величия. - Целесообразность и форма: Прекрасное связано с целесообразностью без цели и формальной гармонией, а Возвышенное — с ощущением бесконечности и могущества, которые выходят за пределы наших чувственных и интеллектуальных возможностей.
Заканчиваю
Прекрасное и возвышенное — две стороны эстетического восприятия в искусстве. Прекрасное привлекает гармонией и завершённостью, вызывая чувство удовольствия и покоя. Возвышенное же поражает величественностью и бесконечностью, пробуждая восхищение и страх. Эти две категории помогают глубже понять природу художественных произведений и те эмоции, которые они вызывают в нас.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам было интересно, вот ещё несколько статей, которые могут вам понравится: