Найти тему

«Танкред и Эрминия» Никола Пуссена: начало классицизма

Оглавление

Картина «Танкред и Эрминия» — работа Никола Пуссена, французского художника, который считается одним из основателей классицизма в европейской живописи. И само полотно характерно для времени формирования эстетики этого направления в искусстве.

Никола Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620х - начало 1630х (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Никола Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620х - начало 1630х (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Сюжет

Картина основана на практически современном художнику произведении, недавно написанной рыцарской поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Пуссен в целом был увлечен этим произведением с волшебными приключениями и неожиданными поворотами, поэтому многие его полотна навеяны стихами Тассо.

Здесь же перед нами драма о любви, самопожертвовании и долге. Мы видим девушку по имени Эрминия, влюбленную в рыцаря Танкреда. Она находит его раненым после поединка с великаном. Оруженосец Танкреда приподнимает с земли его неподвижное тело, а Эрминия, отсекает мечом свои волосы, чтобы перевязать ими раны возлюбленного. В этом жесте мы видим как чувство долга возобладает над страстями, это жест самопожертвования во имя ближнего, во имя любви.

Признаки классицизма

Помимо высокого, патетического и поучительного сюжета мы можем отметить, что фигуры и лица персонажей идеализированы и абстрагированы, перед нами скорее собирательные образы, чем конкретные выразительные персонажи.

В целом, классицизм приемлет эмоциональность и чувственность, но в очень ограниченной дозе. На картинах этого художественного направления мы будем ощущать накал, но не увидим в его в лицах персонажей. Также и тут, на полотне Пуссена — Эрминия сильная, смелая, не проронила ни слезинки, её лицо почти безмятежно.

-2

В картине главенствует рисунок, при этом заметна мягкость форм, что характерно лишь для короткого периода в творчестве Пуссена.

Ещё одни признак классицизма — использование трехцветной схемы: желтый, красный, синий, в эти цвета одеты три главных персонажа. Чистые цвета в целом воспринимаются классицистами как единственно допустимые для изображения высшего, лучшего и патетического, а смешанные цвета — выражают противоположную идею грязного и нелицеприятного.

Вторая версия картины

Как я упоминала выше, Пуссену нравилась поэма Торквато Тассо. Поэтому, к одному из её эпизодов художник обращался дважды. А именно — к этой самой сцене с Танкридом и Эрминией.

Один из вариантов картины — тот, о котором мы говорили выше — хранится в Эрмитаже. Полотно было приобретено для музея в Париже в 1766 году из собрания художника, знатока и торговца произведениями искусства Жака-Андре-Жозефа Аведа. Картина была куплена вместе с другим полотном Пуссена «Ринальдо и Армида» (сейчас хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), так как картины долгое время считались парными.

Кстати, Эрмитаж проводил реставрационные работы. В отчете говорится, что «благодаря реставрации удалось восстановить авторский колорит и выявить цветовые отношения оригинальной живописи, присущие знаменитому художнику».

-4

Вторая картина на аналогичный сюжет хранится в Институте изящных искусств при Университете Бирмингема. Это более позднее и более известное полотно. На нем мы можем видеть, что мягкость форм, заметная на первом полотне, исчезла: рисунок стал более четким и конкретным. Мы видим присущие классицизму три плана и три основных цвета. Классицистические каноны всё очевиднее.

 Никола Пуссеню. Танкред и Эрминия. 1630-1635 (Институт искусств Барбер, Бирмингем)
Никола Пуссеню. Танкред и Эрминия. 1630-1635 (Институт искусств Барбер, Бирмингем)