Здравствуйте дорогие подписчики и читатели моего канала!
Не так давно Илон Маск озвучил цену запуска своей системы "Старшип" в совсем смехотворные для космической индустрии - 10 млн $, но далее товарищ Маск удивил и шокировал всех еще больше. Он заявил что и эта цена в конечном итоге будет снижена, до 2 млн $ за полет. Попробуем сегодня с Вами разобраться в этом вопросе!
"Старшип" - многоразовая система которую разрабатывает компания SpaceX для реализации плана по колонизации Марса. Услышав это многие скажут - Но ведь это очень дорого! SpaceX это частная компания, поэтому у нее нет и не будет ежегодного стабильного финансирования как у государственных учреждений, таких как например НАСА. Поэтому для осуществления и выполнения своих программ компания должна снижать затраты.
Одной из стратегий компании SpaceX является оптимизация затрат. И компания уже много лет использует данную стратегию. Например на ракете "Фалькон-9" повторно используются первая ступень и головные обтекатели. Но по словам Илона Маска, с ракетой "Старшип" такой подход нужно применять еще более тщательнее. Стоимость запуска "Старшип" в будущем должна составить менее чем 10 млн $. Но далее основатель компании делает куда более смелые заявления, уверенно говоря о том что стоимость запуска может быть снижена до 2 млн $. Звучит конечно как безумие!
Но давайте взглянем на ракету SLS - детище НАСА. После многих лет разработки и всего с одним полетом в послужном списке, НАСА потратило на ее разработку 23,8 млрд $. Из которых только стоимость одного запуска SLS составила 4 млрд $.
Стоимость запуска ракеты "Фалькон-9" составляет 67 млн $ за запуск, а стоимость запуска ракеты "Фалькон Хэви" - 97 млн$. В настоящее время ракета "Фалькон-9" может отправить 23 тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, в то время как "Фалькон Хэви" - 64 тонны. Но "Старшип" может отправить от 100 до 120 тонн полезной нагрузки.
В своей недавней презентации Илон Маск представил ракету "Старшип" версии-3 "Starship V3", которая будет способна выводить на орбиту до 200 тонн полезной нагрузки. И это в 8 раз больше чем ракета "Фалькон-9" и в 3 раза больше чем "Фалькон Хэви".
Конечно многие люди скептически относятся к озвученной Маском цене запуска "Старшип". Пока система "Старшип" находится на стадии разработки, и конечно текущая цена запуска еще не достигла вышеупомянутой цели. Согласно расчетам компании "Payload", которая специализируется на исследовательских операциях для аэрокосмической отрасли - на сегодня стоимость запуска каждого корабля "Старшип" примерно равна стоимости запуска ракеты "Фалькон Хэви", и составляет 90 млн $. И конечно большая часть затрат ложиться на производство двигателей. И это понятно - двигатель является самой сложной системой в ракете. Также на затраты влияет производственное обслуживание и оплата труда работников. Все это приводит к увеличению стоимости запуска "Старшип". Кроме того, компания SpaceX вкладывает деньги в строительство новых стартовых площадок, монтаж топливозаправочной инфраструктуры и многое другое. По расчетам "Payload" - на весь проект "Старшип" компания SpaceX затратила 10 млрд $; 5 млрд из которых были затрачены в 2023 году.
Наш же вопрос заключается в том - Достижима ли цена запуска которую озвучил Илон Маск?
С начала разработки системы "Старшип", мы стали свидетелями того как компания SpaceX сделала первый шаг к сокращению затрат за счет использования новых конструкционных материалов - нержавеющей стали, и нового вида топлива - метана. Нержавеющая сталь не только легче и долговечнее чем углеродное волокно, которое в SpaceX используют в производстве ракет семейства "Фалькон", но и ее цена также очень низкая - всего около 3 $ за килограмм. В то время как цена углеродного волокна составляет 200$ за килограмм. Метан является не только хорошим топливом, но и произвести его гораздо легче чем керосин, поэтому затраты будут также снижены.
Еще одним преимуществом системы "Старшип", по сравнению с другими ракетами компании SpaceX, заключается в повторном использовании всех ее ступеней. Полная многоразовость - это ключ к сокращению большого количества затрат. Она поможет снизить общую стоимость запуска "Старшип".
Как уже было сказано мной выше; двигатель - одна из частей всей ракетной системы из-за которой стоимость запуска ракеты становится высокой. Для сокращения затрат в компании SpaceX применяют два решения. Первый метод это упрощение. Мы можем видеть это на различных версиях двигателя "Раптор". Вторая версия двигателя стала не только мощнее, но и сама его конструкция стала намного проще, благодаря чему снизилась и масса.
Итоговая цена производства одного двигателя составила 1 млн $. К примеру каждый двигатель RS-25 для ракеты SLS стоит 100 млн $, а двигатель BE-4 компании Blue Origin стоит 7 млн $ - что тоже довольно-таки дешево, но скорость их производства очень низка.
Второе решение, которое применяют в компании SpaceX для снижения затрат при производстве двигателей - увеличение скорости производства. Благодаря упрощению конструкции компания SpaceX производит по одному двигателю "Раптор" в день. Компания стремится к массовому производству. Конечная стоимость одного двигателя должна снизится до 200 тыс $. Это значит что 39 двигателей "Старшип" будут стоить около 8 млн $. Все это вполне соответствует стоимости запуска в 10 млн $ озвученную Маском. Не нужно забывать, что двигатели будут также повторно использоваться до 100 раз, и это также сэкономит средства на производство новых двигателей в результате общая стоимость запуска будет продолжать сокращаться.
Но может ли стоимость запуска в 2 млн $ стать реальностью?
Кроме уже озвученных мною сокращений затрат, можно снизить затраты на запуски за счет увеличения их частоты. Об этом много раз упоминал Илон Маск. Так в октябре прошлого года Маск поставил цель - запускать тысячи "Старшипов" каждый год. Не будем забывать и о планах межконтинентальных полетов "Старшипов".
Сбудутся ли планы Илона Маска и компании SpaceX по сокращению затрат? Лично я не буду делать никаких прогнозов, все покажет время. Ну а что думаете по этому поводу Вы? Пишите ваши комментарии и мысли - обязательно их обсудим!
Ну а на сегодня всё! Всего самого наилучшего! И спасибо за внимание!