Найти тему
Это Было Интересно

Как Британия потеряла"Арк Ройал" - свой лучший авионосец. И причём тут выстрел вслепую

Оглавление

Кто не слышал об одном из самых известных кораблей Второй мировой войны - Ark Royal? Ark Royal совершил множество выдающихся подвигов, но 13 ноября 1941 года его путь был внезапно прерван торпедой немецкой подводной лодки. Наследие этого знаменитого авианосца отмечено не только его достижениями, но и трагической иронией его гибели, которая вдохновила множество историй, включая юмористические рассказы командиров немецких подводных лодок и легенду о "Непотопляемом Сэме".

Второй в очереди, но первый по значимости

Хотя Британия стала пионером концепции авианосца во время Первой мировой войны, Ark Royal был лишь вторым кораблем, специально спроектированным для этой цели, после Hermes. Несмотря на это, он стал первым крупным специально построенным авианосцем британского флота, превзойдя своего предшественника по размерам и возможностям. В его конструкции было реализовано несколько инноваций, установивших новые стандарты для британского авианосца, включая двухуровневые закрытые ангары, интегрированные в корпус, закрытый "ураганный" нос и характерную кормовую выпуклость, увеличившую длину корабля почти на 25 метров. Арк Ройял" был также примечателен тем, что стал первым крупным британским военно-морским кораблем, в конструкции которого широко использовалась сварка.

Арк Роял
Арк Роял

Введенный в строй в конце 1938 года, "Арк Ройал" был первоначально направлен в Средиземное море для обучения, прежде чем присоединиться к основному флоту. В начале войны он вместе с кораблем Courageous составил ядро групп противолодочной борьбы, которым было поручено охотиться за подводными лодками в Атлантике. Первые признаки риска этой стратегии появились, когда 14 сентября 1939 года "Арк Ройал" едва избежал атаки U-39. Последующее уничтожение субмарины эскортными эсминцами укрепило уверенность Адмиралтейства в правильности этой стратегии, но потопление "Отважного" 3 днями позже заставило пересмотреть роль авианосцев.

26 сентября "Арк Ройал" был атакован Люфтваффе в Северном море, но уцелел, поскольку бомбы разорвались неподалеку. Тем не менее, Берлин преждевременно заявил, что он был потоплен. С октября 1939 года по февраль 1940 года "Арк Ройал" вместе с крейсером "Ренаун" преследовал немецкие рейдеры в Южной Атлантике. В апреле началась Норвежская кампания, в ходе которой авианосец сыграл решающую роль в противостоянии немецкому вторжению в Скандинавию. 10 апреля его пикирующие бомбардировщики, действуя с наземной базы, потопили немецкий легкий крейсер "Кенигсберг" в Бергене, что стало первым случаем, когда авиация потопила крупный военный корабль.

Арк Ройал
Арк Ройал

После эвакуации союзников из Норвегии "Арк Ройал" перешел к Гибралтару, присоединившись к силам адмирала Сомервилла. В составе этих сил он участвовал в атаке на французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года. В последующие месяцы авианосец проводил рейды в Западном Средиземноморье, нанося удары по итальянским авиабазам и сопровождая конвои на Мальту и в Александрию. 9 февраля 1941 года флот Сомервилла провел мощную воздушную и морскую бомбардировку Генуи, Специи и Ливорно, нанеся значительный ущерб их береговым объектам.

Операции "Арк Роял" выходили за пределы Средиземноморья. В сентябре 1940 года он принял участие в неудачной атаке на контролируемый Виши Дакар. В марте 1941 года его разведывательные самолеты обнаружили в Атлантике немецкие крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Несмотря на это, немецкие корабли достигли безопасного Бреста прежде, чем британцы смогли их перехватить. Два месяца спустя "Арк Ройал" столкнулся с флотом адмирала Лютенса, включая линкор "Бисмарк". 26 мая его торпедные бомбардировщики нанесли два критических удара по "Бисмарку", покалечив его и приведя в конечном итоге к потоплению британским флотом.

Потопление Бисмарка
Потопление Бисмарка

Летом и осенью 1941 года "Арк Ройал" вернулся в Средиземноморье, продолжая прикрывать конвои и доставлять самолеты на Мальту. В то время никто не знал, что карьера этого прославленного корабля близится к концу.

Атаки

В сентябре 1941 года Гитлер решил направить подлодки в Средиземное море для поддержки итальянского флота. Первые субмарины прошли Гибралтарский пролив в конце сентября - начале октября. К ноябрю последовала вторая волна "серых волков", в том числе Франц-Георг Решке на U-205 и Фридрих Гуггенбергер на U-81. Обе субмарины прошли пролив незамеченными во время новолуния 11-12 ноября.

U-81
U-81

Днем ранее "Сила Н" в составе линкора "Малайя", авианосцев "Арк Ройал" и "Аргус" и сопровождающих их эсминцев вышла из Гибралтара, чтобы доставить самолеты на Мальту. Выполнив эту миссию, 12 ноября "Сомервилл" повернул обратно, за которым наблюдали итальянские воздушные разведчики. Узнав об этом, командующий подводными силами Карл Дёниц приказал U-81 и U-205 перехватить британскую эскадру к востоку от Гибралтара.

U-205 впервые заметила британские корабли рано утром 13 ноября. Первоначально расстояние до целей было слишком велико для успешной торпедной атаки. Однако в 05:06 эскадра ненадолго изменила курс, сократив дистанцию стрельбы до 6 км. Несмотря на сложные условия, Решке выпустил 3 торпеды и заметил вдали "яркую вспышку", за которой последовали "2 металлических удара". Не будучи уверенным в успехе атаки, он воздержался от заявления о победе.

Позже, в 16:00, U-81 обнаружила "Силу H". Условия для атаки были сложными из-за расстояния и присутствия самолетов над головой. Тем не менее Гуггенбергеру удалось вывести Ю-81 на ударную позицию, выпустив в 16:36 4 торпеды по линкору с расстояния 3-4 километра. Он сразу же нырнул на глубину и не увидел результата, но через 6 минут раздался громкий взрыв, который поначалу приняли за попадание в "Малайю". Еще одна торпеда взорвалась почти через 8 минут. Учитывая, что торпеда пролетела более 6 километров, Гуггенбергер предположил, что она попала либо в эсминец, либо в один из авианосцев.

-5

Возникла комичная ситуация: ни Решке, ни Гуггенбергер не спешили сообщать о своих атаках, каждый ждал, пока другой сделает это первым. Тишину нарушил Дёниц, который сообщил подводным лодкам, что агентство Рейтер сообщило о потоплении "Арк Ройял", и потребовал сообщить, кто в этом виноват. Затем Решке заявил, что поразил "авианосец и эсминец", а Гуггенбергер сообщил, что нацелился на линкор и, возможно, еще одно судно. В результате Дёниц отложил дальнейшее расследование до возвращения подводных лодок на базу.

После возвращения U-81 и U-205 через месяц были просмотрены их журналы, и командующий пришел к выводу, что Гуггенбергер несет ответственность за потопление авианосца. 10 декабря 1941 года Гуггенбергер получил Рыцарский крест. Но было ли это признание заслуженным?

Гибель "Арк Роял"

Атака U-205 застала Сомервилла врасплох. Из-за плохой погоды скорость эскадры менялась. В 5:14 утра британцы обнаружили подводный взрыв за эсминцем Legion, вызванный одной из торпед Решке. На рассвете "Арк Ройал" запустил самолеты для защиты от подводных лодок. Вскоре после этого "Сила Н" получила радиосигнал о приближающейся подводной лодке. Сомервилл решил изменить курс и вернуться на базу новым маршрутом.

Обычно "Сила Н" возвращалась в Гибралтар вдоль испанского или марокканского побережья. Однако, получив предупреждение от подводной лодки, они решили подойти к Гибралтару непосредственно с востока. Этот выбор оказался катастрофическим, так как привел британские корабли прямо на путь Гуггенбергера.

-6

В 16:41 "Арк Ройал" был поражен в правый борт. Торпеда пролетела более 5 километров, что говорит о том, что Ю-81 промахнулась мимо линкора и непреднамеренно попала в авианосец. Тем не менее, торпеда Гуггенбергера нанесла достаточно повреждений, чтобы погубить корабль.

В момент попадания торпеды "Арк Ройал" накренился и резко отклонился влево. В результате этого маневра торпеда попала в трюмный киль и взорвалась в противоторпедном выступе, выведя из строя правое котельное отделение и главный распределительный щит. Исправить крен не удалось. К 18:00 центральное котельное отделение было затоплено, отключив питание насосов, вентиляции и вспомогательного освещения. Капитан Маунд приказал большей части экипажа перебраться на эсминцы, оставив на "Арк Ройял" только необходимый персонал для ремонта.

Королевский флот попытался спасти авианосец. Из Гибралтара были отправлены корабли с запасными частями, и два буксира прибыли, чтобы отбуксировать поврежденное судно в порт. Арк Ройал можно было бы спасти, если бы котельное отделение левого борта было вовремя затоплено и стабилизировало корабль настолько, чтобы его можно было отбуксировать. Однако к тому времени, как это было сделано, корабль был слишком сильно затоплен, и затопление котельного отделения привело бы к его немедленному затоплению.

Гибель "Арк Роял" с другого ракурса
Гибель "Арк Роял" с другого ракурса

Аварийная команда работала всю ночь, чтобы восстановить электропитание и запустить насосы. Но к пяти утра стало ясно, что спасти судно невозможно. Состояние судна продолжало ухудшаться. В 7 утра Маунд приказал ремонтной команде покинуть корабль. Через 13 минут "Арк Ройал" опрокинулся и затонул.

Потери экипажа были минимальными, погиб только один моряк. Однако настоящий удар был стратегическим: у Королевского флота не было немедленной замены "Арк Ройялу", в результате чего британский Средиземноморский флот остался без важнейшего воздушного прикрытия. За один удар U-81 нанесла больше ущерба, чем весь итальянский флот за 17 месяцев боев.

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.