Довольно часто у молодых родителей возникают вопросы, которые на первый взгляд напрямую здоровья как бы и не касаются, и потому могут показаться незначительными. К примеру, может ли ребёнок молчать до трёх лет без каких-либо последствий? Ну или, почему выговаривать все звуки нужно научиться ещё до школы?
Поэтому сегодня мы поговорим о трёх звоночках, которые прозрачно намекают, что пора обращаться к логопеду.
Дело в том, что появление речи или правильнее сказать, своевременное появление речи, это один из важнейших показателей нормального развития ребёнка. Именно по этой причине все родители так ждут сначала, так называемого «гуления» новорождённого, а затем уже и лепета младенца. Ну и конечно же, первого слова и первых простых предложений.
При чём желательно, чтобы первыми словами были «папа» или «мама», но далеко не всегда так получается. К примеру, у нашего младшего первое слово было «салфеточка», естественно в его вольной интерпретации.
Но, чтобы правильно понимали родители, каждый ребёнок развивается в своём собственном, индивидуальном темпо-ритме. Кто-то произносит первые слова уже в 10 месяцев, а кто-то делает тоже самое, но в год и три. Одни малыши уже в два, во всю болтают и читают стихи. А другие только начинает говорить. И тем не менее, все эти варианты являются нормой. Но, несмотря на такое разнообразие норм и допусков, всё равно существуют определенные критерии, благодаря которым можно таки понять, когда ребёнок медленно, но верно развивается, а когда уже пора начинать переживать и записываться на приём к логопеду. И так, что же является «звоночками» о том, что с развитием малыша что-то идёт не так?
И начнём по порядку.
Звоночек №1 Если у малыша в два с половиной года бессвязная речь, скудный для его возраста словарный запас и в целом, на протяжении нескольких месяцев, речь не развивается и не усложняется, то это значит, что есть все основания, чтобы показаться логопеду. При чём, в данном конкретном случае, даже не стоит ждать до двух с половиной лет. Достаточно того, что в два года вы вдруг заметите, что малыш мало разговаривает и отстаёт по общительности от сверстников. И если такое произошло, то сходите к логопеду и получите рекомендации. При чём, чем раньше вы придёте с этой проблемой к специалисту, тем проще будет её решать.
Да, действительно так бывает, что задержка речевого развития в этом возрасте проходит самостоятельно, как по волшебству, молчал-молчал, а потом вдруг как заговорит. При чём бывает, что не просто заговорит, а аж целыми фразами. К слову, со мной в детстве, именно так и было.
Но надо правильно понимать, что во-первых, это исключение, а не правило. А во-вторых, что скорее всего у таких детей всё равно будут какие-либо логопедические проблемы. Кстати, я по сей день не всегда уверенно произношу некоторые базовые звуки. Так что, могу сказать, что всё проверено лично.
Звоночек №2 Если у вас всё нормально и вы наблюдаете, что речь ребёнка развивается, что у него достаточный для его возраста словарный запас. То, здесь можно расслабиться и до четырёх лет логопеда не тревожить. Просто сами больше разговаривайте с малышом и занимайтесь с ним, соответственно его возрасту. А вот уже в 4-4,5 года, если вы понимаете, что ребёнок неправильно произносит какие-то звуки, то пора сходить на консультацию к логопеду.
В соответствии с нормой, до 4,5 лет у ребёнка уже должны появиться все звуки, которые есть у нас в языке, кроме звуков «Л», «Ль», «Р», «Рь». Малыш уже не должен переставлять местами или пропускать слоги в словах. И у него уже должны сформироваться все падежные окончания. Естественно, что единичные ошибки ещё могут быть, но в целом речь уже должна быть правильной.
Конечно же, родители сами могут и должны заниматься с ребёнком: общаться, читать, использовать специальные пособия. Но, поставить звуки без специальной подготовки, довольно таки сложно — практически невозможно. А если не успеть сформировать звукопроизношение до школы, то в дальнейшем это отразится не только на устной, но и на письменной речи ребёнка, и на чтении в том числе.
Так что запомните, если малышу скоро пять, а у него по-прежнему во рту, как говориться - «каша», то есть смысл показать его логопеду.
И звоночек №3.
Как я уже сказал, звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь» появляются позже остальных: в норме они формируются до 5,5, а иногда и до 6 лет. Поэтому, я порекомендую вам приходить с ними к логопеду в возрасте 5-5,5 лет. Первыми из этих сложных звуков, как говорят специалисты, «встают» звуки «Л» и «Ль». На занятиях логопед займётся постановкой и автоматизацией этих звуков и одновременно будет готовить артикуляционный аппарат для постановки звуков «Р» и «Рь», то есть тренировать мышцы, язык, щёки и формировать воздушную струю.
Вполне возможно, что в результате такой активной артикуляционной гимнастики звуки «Р» и «Рь» и сами «встанут», но чаще всего постановкой этих звуков приходится заниматься отдельно. Именно поэтому, уважаемые папы и мамы, начинайте заниматься этим вопросом своевременно, чтобы к школе у вашего малыша точно всё уже было хорошо. В общем, «дорога ложка к обеду...»
Дело в том, что если до 6 лет эти звуки не появятся, то у ребёнка так и останется нарушение звукопроизношения. Звук «Р» может стать либо горловым, как у французов, либо замениться на «Л».
Да, я готов согласиться, что незначительные дефекты речи не являются летальными. Но, здесь ключевое слово именно - «незначительные». В связи с чем, дорогие папы и мамы, хочу вас предупредить или даже предостеречь. Дело в том, что развитие речи малыша напрямую связано с развитием интеллекта, психики и даже физиологии.
В общем, чем раньше вы заметите проблему. Чем раньше вы начнёте ею заниматься, тем легче вам будет её решить и тем больше будет шансов у ребёнка, что развитие речевого аппарата пройдёт успешно.
Вот, как-то так.