Решила дать еще один шанс сериалу "Мисс Марпл Агаты Кристи". Любимая версия с Джоан Хиксон (12 серий, представивших на экране все написанные романы о проницательной леди из деревушки Сент-Мери-Мид) засмотрена "до дыр".
По моим воспоминаниям, некоторые серии "новой" версии не слишком уходят от первоисточника. Например, в 4 сезоне "Зеркало треснуло" не отметилось никакими нелепыми дополнениями к сюжету.
Прочитать о серии по роману "Зеркало треснуло" можно здесь:
Забавные цифры: первая серия первого сезона снята по второму опубликованному (и третьему написанному) о мисс Марпл роману "Теле в библиотеке". (Первым романом стал "Убийство в доме викария", и его также экранизировали в 1 сезоне).
Сюжет таков: полковник и миссис Бэнтри, хозяева Госсингтон-холла, разбужены взволнованными слугами. В библиотеке найдено молодой блондинки. Никто не знает, кто она. Вскоре выясняется, что это танцовщица из отеля "Маджестик", расположенного неподалеку, по имени Руби Кин. Ее кузина Джози опознает родственницу и рассказывает, что Руби устроилась в отель, чтобы разделить с ней обязанности по развлечению гостей. Сама Джози растянула ногу и не может танцевать, поэтому ей пришлось найти замену себе на танцполе. Таким образом, Руби вместо нее устраивала показательные номера с местным "аниматором" Раймондом Старром.
Миссис Бэнтри огорчена тем, что на ее мужа начинают косо посматривать соседи ("нет дыма без огня", не сам ли полковник причастен? может, он был знаком с блондинкой?) и, чтобы очистить его от подозрений, отправляется в "Маджестик" вместе со своей подругой мисс Джейн Марпл.
В отеле они узнают, что Руби произвела на одного из пожилых постояльцев - мистера Джефферсона - такое хорошее впечатление, что он был готов ее удочерить. Это не вызывало восторга у его зятя Марка Гаскелла и невестки Аделаиды Джефферсон - единственных близких ему людей, так как вся семья мистера Джефферсона (жена и двое взрослых детей) погибла. Поскольку стареющий джентльмен начал замечать, что Марк и Аделаида готовы начать новую жизнь, он обратил свое внимание на Руби - молодую, веселую, проявляющую к нему внимание.
Когда пожилые леди ведут расследование, приходит еще одна новость: местная школьница найдена в сгоревшей машине. Полиция подозревает, что она стала свидетельницей убийства Руби, и преступники решили избавиться и от нее тоже.
В деревушке Сент-Мери-Мид, кстати, живет некий режиссер Бэзил Блейк, славящийся вечеринками, которые могли посещать раскованные молодые леди. Кузина Джози припоминает случай, когда Руби упоминала какого-то киношника...
Однако мисс Марпл со свойственной ей проницательностью подмечает странные детали: ногти Руби были изгрызены, хотя девушка очень следила за собой, а шикарное платье в вечер преступления она после танцев сменила на старое. Разве похоже, что она хотела встретиться с поклонником, да еще из мира кино?
Итак, сериал идет практически по книге (за исключением мелочей, что вполне понятно).
Видимо, особенностью сериала решили сделать некие "предыстории", предваряющие каждую серию. В первой серии это как раз семейный праздник, во время которого погибли близкие Конвея Джефферсона. Затем сцена меняется: мы видим деревенскую гостиную мисс Марпл, интерьер ее домика и портрет усатого джентльмена в форме (в следующей серии мы узнаем, кто это). И только после этого нас ждет собственно сцена в Госсингтон-холле с разбуженными испуганными слугами супругами Бэнтри.
Миссис Бэнтри, не теряя времени, призывает мисс Марпл на помощь. Вот она открывает дверь своей дорогой подруге:
Не правда ли, шикарно одета и накрашена для леди, которая утром перенесла такое потрясение? Обратите внимание на цвет помады.
Кузина Джози приезжает в Сент-Мэри-Мид на опознание. Очень элегантная молодая леди в скромном костюме и... с красной помадой на губах.
Мы видим воспоминания о том, как Руби вела себя и как общалась с Конвеем Джефферсоном. Конечно же, ее макияж включает красную помаду.
Подруга Бэзила Блейка, темпераментная молодая особа Дина, встречает мисс Марпл при полном параде, она только что - под утро - приехала с вечеринки. Вечернее платье и, конечно же, красная помада.
Мы знакомимся с Аделаидой Джефферсон. Это леди не из общества танцоров из отеля - у нее сдержанная манера одеваться и... снова красная помада!
Интересно, правда ли в Англии 40-х (действие романа происходит в 30-х, но в сериале его сместили на 10 лет позже) был так популярен подобный макияж? В романе мисс Марпл говорит: "Все нынешние молодые женщины с их косметикой и крашеными волосами на одно лицо!" Однако описания этого "типового" макияжа нет. Кстати, здесь и мисс Марпл не избегает употребления косметики - посмотрите, губная помада вполне заметна. К счастью, она все же не такая яркая, а приглушенно-кораллового оттенка.
Кое-какие моменты в сериале изменены - так, если в романе Раймонд Старр является потомком разорившейся местной семьи и пытается ухаживать за Аделаидой в рамках приличий (впрочем, успеха не достигнув), то здесь он откровенно исполняет роль жиголо, и дам в его активе больше.
А вот очень хороший эпизод, когда полковник узнал о том, что Бэзил Блейк отнюдь не трус - ведь он рисковал жизнью, спасая людей на пожаре - убрали. В целом это, конечно, не играет роли для детективной составляющей, но жаль упустить очень типичный для Агаты Кристи момент - показать хорошее и дать шанс на добрые отношения даже второстепенным персонажам.
В целом я была довольна экранизацией - сохранены многие детали повествования, хорошо сняты многие узнаваемые эпизоды. Но финал (БУДЕТ СПОЙЛЕР В ВЫДЕЛЕННОМ АБЗАЦЕ) все же решили изменить.
В романе интрига заключается в том, что Джози и зять богатого финансиста Марк Гаскелл тайно вступили в брак - они планируют убийство Руби, чтобы предотвратить получение ей денег от желающего удочерить девушку Джефферсона. Когда они разоблачены, Конвей Джефферсон примиряется с мыслью, что бывшая супруга сына должна жить собственной жизнью - Аделаиде делает предложение давний поклонник. В сериале поменяли местами Марка и Аделаиду. Марк оказывается милым и невиновным растяпой, а вот Аделаида и Джози... вступают в любовную связь. Мотив у них все тот же - получить денежки Джефферсона.
Не знаю, как вам, а мне в принципе изменения финалов книг не нравятся. И этот не нравится тоже.
Немного об актерах. И прежде всего об исполнительнице главной роли, конечно. Признаюсь, для меня лучшая мисс Марпл - это Джоан Хиксон. Но и Джеральдин Макьюэн, как мне показалось при внимательном просмотре, не подкачала. То, что мне не нравится в этой мисс Марпл - некоторая "хипповость" и суетливость - отнюдь не последствия неуверенной актерской игры, а явно продукт работы сценаристов и разработчиков костюмов. В сериал , видимо, пытались внести побольше юмора. Заметьте, есть сцены, где мы видим вполне традиционную английскую леди, а есть те, где мисс Марпл предстает в не вполне привычном для персонажа виде. Конечно, эти сцены запоминаются лучше - и вот уже зритель привыкает к мысли, что "новая Джейн Марпл" выглядит как какая-то чудачка. Ну и значительные изменения сценария в некоторых сериях не добавляют образам персонажей ничего хорошего.
Джеральдин имеет в своей копилке "всего" чуть более 40 фильмов, однако известно, что больших успехов она достигла также на театральном поприще. Но одну из ее киноролей знают, я уверена, не менее 90% читателей. Кто из вас не смотрел, хотя бы мельком, фильм "Робин Гуд: Принц воров (1991)"?
В этом фильме Джеральдин Макьюэн не побоялась сыграть зловещую ведьму!
Помещу сюда еще портрет Джеральдин Макьюэн в молодые годы.
Рассказывать о каждом актере каждой серии - слишком много информации, и не всегда интересной. Но собираюсь отмечать тех, кто знаком или понравился лично мне - или тех, кто отличился другими значительными работами в кино.
В этой серии прежде всего отметим Джоанну Ламли в роли миссис Бэнтри. Громких ролей я не нашла, но участие в более чем сотне фильмов и сериалов говорит само за себя. Попадаются в списке и "Волк с Уолл-стрит", и сериал "Уэнздей", а я отметила "Льюис" - типично английский детективный сериал, выросший из истории второстепенного персонажа романов Колина Декстера.
Под сотню актерских работ и у исполнителя роли Конвея Джефферсона Иэна Ричардсона, в 80-х он дважды играл Шерлока Холмса, а в 2000-х - в сериале, посвященном Артуру Конан Дойлу. Еще мне показалось любопытным, что он отметился сразу в двух экранизациях "Женщины в белом" - в сериале 1982 года и в фильме 1997 года!
Мэри Стокли - исполнительница роли Джози Тернер - знакома нам по "Доводам рассудка" 2007 (там она играла миссис Клей). Интересно, что она также снялась в одной из серий "Пуаро".
Тара Фитцджеральд (Аделаида Джефферсон) снялась в 70+ фильмах. Если говорить о классике, то в ее активе - роль миссис Рид в "Джейн Эйр" 2006, главная женская роль в "Незнакомке из Уайтфельд-холла", роль Мэриан в "Женщине в белом" 1997.
А что вы думаете об этой экранизации?