"История рассказывает истории" (Артур Данто)
Хотелось бы сегодня немного рассказать об историческом романе, вернее, серии романов знаменитого французского писателя Мориса Дрюона - "Проклятые короли". Написанные залпом в середине 60-х, с 1955 по 1960 год (только 7-й последний роман, отличающийся чуть тематически и стилистически и хронологически, написан гораздо позднее в 1977 году!), они явили, миру новый тип исторического романа. С одной стороны, романа-хроники, а с другой, "романа без героя", когда никто из действующих лиц не является главным героем, будто бы выразителем авторской воли, или эпохального взгляда, или психологии одного или двух главных героев. Или даже более-менее единым взглядом хроникалиста, ответственного за воплощение единой, угодной власти, точки зрения на исторические события.
Дрюон, несомненно, оригинально отразил так в своем творчестве ещё только витающие в послевоенном гуманитарном андеграунде и науке идеи открытости, многозначности литературного произведения (Умберто Эко, Ролан Барт, Михаил Бахтин, Хорхе Луис Борхес), а также англо-французской школы исторической аналитики и анналистики, утверждающей что "история рассказывает истории" (Артур Данто, А. Тойнби и др.), что нет единой логики, точки зрения, линейности событий, ни внутри исторического процесса, ни вне его, в историографии. Потому документализм, рационализм, попытка беспристрастного изложения романа, как исследования, как детектива, является наиболее важным методом его, наряду с материализмом образов (натурализмом!). Это противопоставляет эту традицию и школу уже давно устоявшемуся в науке и культуре взгляду на историю, как на феномен, имеющий какой-нибудь смысл, логику, а на литературу, как на содержащую более-менее понятную мораль.
Известность, популярность этого произведения в свое время в мире была столь велика, что тексты издавались миллиоными тиражами не только во Франции, или западных странах, но и в СССР и соцлагере, где был настоящий бум на Дрюона! (Он даже приезжал и в СССР и в Россию!). Даже знаменитейший сегодня писатель Джордж Р. Р. Мартин является горячим поклонником Мориса Дрюона и «Проклятых королей». Так в заметке для газеты The Guardian он выражал сожаление, что при жизни Дрюона так и не нашел времени, чтобы встретиться с ним и пожать ему руку. Мартин считает Дрюона величайшим французом, писавшим исторические романы после Александра Дюма-отца. И своим учителем! «Проклятые короли» стали одним из главных источников вдохновения при создании знаменитого цикла романов самого Мартина «Песнь льда и огня», впоследствии экранизированного под названием «Игра престолов». В 2013 году издательство Harper Collins (то же, которое публикует романы из цикла «Песнь льда и огня») переиздало на английском романы Дрюона с вынесенным на обложку отзывом Мартина: «Это — оригинальная игра престолов!».
Итак, "Проклятые короли" - это серия исторических романов, роман-эпопея, написанных великим французским писателем Морисом Дрюоном. Они рассказывают о событиях, происходивших во Франции в период с 1314 года по 1356 год (1380 год является собой сюжет последнего отдельного романа!), во время правления французской династии Капетов, или по другому Капетингов. Сюжет "Проклятых королей" строится вокруг борьбы за власть и влияние между различными членами королевской семьи и другими высокопоставленными аристократами. Главным героем серии является, прозванный "Железным", Филипп IV Красивый, король Франции. И его сыновья и наследники: Людовик X, Филипп V и Карл IV и супруги двух первых - Маргарита и Бланка Бургундские.
Кроме того, дочь короля прекрасная Изабелла английская, королева Клеменция Венгерская, а также другие реальные исторические фигуры того времени. Родной брат короля Карл Валуа (будущая правящая династия!), коадьютор – то есть главный министр правительства и двора – Ангерран де Мариньи, главный магистр ордена тамплиеров – рыцарь Жак де Молэ, камергер короля Юг де Бувиль. А также итальянские банкиры Спинелло Толомеи и его племянник Гуччо Бальони с возлюбленной Мари дэ Кресэ, из бедной рыцарской семьи. И боковое, близкородственное королю, семейство Артуа, в лице графа Робера де Артуа и его "доброй" тетушки графини Маго де Артуа! И множество других реальных и вымышленных исторических персонажей.
Основными историческими событиями в эпопее, помимо постоянной борьбы, трагических смертей, и смены властителей семьи Капетингов в Англии и Франции, является созыв первых Генеральных Штатов и создание первой в мире сословно – представительной монархии Филиппом Красивым и его сыновьями в 1302 г.. и последующих годах. А также разгром Ордена Тамплиеров и сожжение на костре его великого магистра Жака де Молэ в 1314 году, совершившего легендарное публичное проклятие династии Капетингов (возымевшее действие, надо сказать, почти все они мучительно умерли в ближайшие годы, а Францию охватил тяжёлый кризис!). Борьба Филиппа IV с Церковью и Папами (Авиньонское пленение, итд!). А также непримиримая многолетняя вражда за свой феодальный наследственный домен между харизматичнейшими, но жестокими графами Робером и Маго де Артуа, приведшая, в значительной степени, и к чехарде на французском троне. И даже к началу самой Столетней войны!
Особняком стоит судьба двух прекрасных, но порочных жён Филиппа V и Людовика X: двух кузин Бланки и Маргариты Бургундских (дочь и племянница Маго де Артуа), уличенных в супружеской неверности с королевскими конюшими и пажами братьями Филиппом и Готье де О'не. В результате чего они, после публичного суда, были заточены в крепости Шато-Гайар (а в последствии жестоко задушены, по воле монархов-мужей, чтобы снова жениться и обрести новых наследников!). Их жестокая судьба и кара, наряду с проклятием великого магистра Жака де Молэ, легли камнем возмездия (и морального народного суда) на судьбу французской короны и государства!
Кроме того, стоит отметить сильную, романтическую, но трагическую историю любви племянника итальянского банкира Гуччо Бальони и бедняжки Мари дэ Кресэ, повернувшую даже ход французской истории и порядок престолонаследия. Но потерявших друг друга и себя самих, в жерновах очень сложных жизненных событий!
Весь цикл Дрюона состоит из 7 романов (1955-1960, и 1980 г. ) :
1. «Железный король» (Le Roi de fer) (1955) - рассказывает о Филиппе IV Красивом, его борьбе за власть с тамплиерами и феодалами, в попытке укрепить позицию королевской династии Капетов и единое государство.
2. «Узница Шато-Гайара» (La Reine étranglée) (1955) - сосредоточен на финале правления Филиппа IV, его смерти, и ожесточенной борьбе за власть между его сыновьями и их союзниками. А также роковой измене сестёр Бургундских!
3. «Яд и Корона» (Les Poisons de la Couronne) (1956) - о коротком правлении старшего сына Людовика X, его борьбе с оппозицией и влиянии заговоров и яда в королевском дворе.
4. «Негоже лилиям прясть» (La Loi des mâles) (1957) - фокусируется на недолгом правлении Филиппа V и его борьбе за власть с другими членами королевской семьи.
5. «Французская волчица» (La Louve de France) (1959) - описывает события, связанные с борьбой Изабеллы Французской (королевы Англии, дочери Филиппа IV Красивого ) со своим мужем Эдуардом II за английский престол.
6. «Лилия и лев» (Le Lis et le Lion) (1960) - фокусируется на чудом спасенном Жане II, сыне Людовика X и Клеменции Венгерской, его пленении, из-за дворцовой интриги, во время Столетней войны. И борьбе за власть в его отсутствие.
7. «Когда король губит Францию» (Quand un roi perd la France) (1977) - рассказывает о правлении Карла V Валуа (современника Жанны дАрк!), и его усилиях восстановить монархию после кризиса. Но история рассказывается от лица некоего второстепенного кардинала и впервые в цикле - малоинтересно.
При том что историзм Дрюона вне однозначности и линейности, один из главных аспектов "Проклятых королей" - это как раз историческая достоверность, фактологичность, документальность! Морис Дрюон провел обширное исследование исторических архивов и документов, хроник и анналов, учебников и монографий, чтобы воссоздать точную картину событий и образов. Он старался сохранить достоверность в деталях, чтобы читатели получили правдивое представление о тех временах. Кроме того, стилистика "Проклятых королей" характеризуется, как я как говорил в начале, натурализмом и материализмом, жестокостью и коварством средневековых нравов, далеких от идеалистических и высокоморальных христианских представлений того времени! Морис Дрюон изображает жизнь и обычаи Средневековья с большой детализацией и реализмом. Он описывает не только жестокие условия жизни той эпохи, но и также внутренние конфликты и эмоции персонажей (но рисует их отстранённо-приглушенно, как бы со стороны и рационально, а не психологично; примерно, в стиле Анн и Сержа Голон, только со скидкой ещё на 300 лет раньше Анжелики!).
Это придает романам особую атмосферу загадочности и «подсматриваемости в замочную скважину» за событиями и героями, даже их внутренним миром. При том "подсматривают" все по очереди (как бы сферический взгляд создаётся коллективный!). А не изложение истории с каких-либо общих, пристрастных и последовательных точек зрения. Это помогает читателям глубже погрузиться в исторический период, увидеть историю как бы глазами очевидцев, современников, но чуть со стороны (ты как бы их современник, но из незаметной массовки!). Это очень интересный и тонкий метод!).
Сам Морис Дрюон, автор "Проклятых королей" и множества других литературных произведений, был не только французским писателем, но и политиком. Он родился в 1918 году и умер в 2009 году. Был членом Французской академии и получил множество литературных наград за свои произведения, включая Гонкуровскую премию. Он также занимал важные политические должности, включая пост министра культуры Франции.
В целом, "Проклятые короли" Мориса Дрюона - это захватывающий исторический роман-эпопея. Он создан как грандиозный исторический сериал высокого класса (хотя удачных экранизаций пока не было!). Это, на мой взгляд, один из лучших исторических романов в истории вообще, несомненно! Который сочетает в себе историческую, почти детективную, достоверность и натуралистическую, грубую, но очень точную стилистику. Погружая читателя в бытовой мир средневековой Франции от первого лица, буквально. Не только в роскошные опочивальни королевской семьи, но и в жизнь простого человека Средневековья, со всеми его лишениями и надеждами).
Феноменальная книга, на все времена! Всем, кто не читал, очень рекомендую!). А кто читал, перечитать! Хотя бы 3-4 первых романа. Это пиршество для книгочея).