Год потерян. Все пропало. Гипс снимают. Клиент уезжает. Розарий раскурочен.
Расцвел пересорт.
Раньше я не понимала этого праведного гнева людского, когда вместо купленного сорта розы у тебя расцветает другой сорт розы.
Какая разница? Роза же расцветает, не ромашка.
Но с годами, а точнее, когда в саду закончилось место под посадку не только новых роз, но и вообще чего бы то ни было, любой пересорт вызывает уже даже не досаду, а прямо-таки лютое бешенство.
А уж когда раскурочиваешь старый розарий под новую композицию, и специально заказываешь розы, да не по одной штуке каждого сорта, пересорт - уже не просто повод для расстройства.
Это маленькая трагедия потерянного сезона.
Постоянно натыкаешься взглядом на это место в саду. И никаких положительных эмоций не испытываешь.
Сегодня дайджест статей о пересорте в моем саду с кликабельными синими подзаголовками.
И история о настоящей, а не показушной клиентоориентированности, о признании ошибок, потому что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и о том, как не потерять лояльность многолетнего покупателя.
Лотерея пересорта
Когда я прокукарекала о том, что заложила новый розарий, нашлись читатели, прокомментировавшие это так:
- Осталось дождаться цветения и чтобы не было пересорта.
Да нееееее...
Я ж не на рыночном развале розы брала. И не в коробках строительного гипермаркета рылась.
Я в питомнике "Нью-Джерси" розы заказала. Много лет там их покупаю. Половина моих роз из сотни купленных сортов - оттуда. Пересорта не было вообще и никогда.
Создание нового розария было вдохновлено осенним букетом, собранным после обрезки роз под укрытие. Сочетание так понравилось, что решила его масштабировать.
Было заказано три сорта роз по четыре куста каждого сорта.
Осенняя посадка. Укрытие. Зимовка. Из зимы вышли все, никаких дыр в розарии. Отличненько.
"Отличненько" продолжалось до цветения.
Сорта Morsdag и White Morsdag сортность подтвердили.
А вместо Stephanie Baronin zu Guttenberg расцвело... слова цензурного подобрать не могу.
Гнев
И ты, Брут?
Кому вообще тогда верить? Если даже уж в Моссовете... в таком уважаемом питомнике допустили подмену.
В том, что произошла именно подмена, а не пересорт, сомневаться не приходилось. Ладно бы одна роза выскочила из строя, а остальные совпали.
Но все четыре цвели одинаково и не так, как надо.
Резкие движения и поползновения "выдрать это немедленно" были остановлены доводами холодного рассудка.
Надо успокоиться. И просто сообщить в питомник о том, что у меня случилось. Желательно вежливо.
Потому что в злонамеренность многолетнего контрагента не верилось никак.
Утраченные иллюзии
Это было правильное решение - ничего не ликвидировать. Растение понадобится как свидетель при переговорах.
Вступая в переписку с поставщиком растений по поводу пересорта, необходимо понимать, что на самом деле никому вы ничего не докажете.
И вопрос в вашу пользу решит только добрая воля продавца.
Сначала я отправила в питомник первое же фото розы, расцветшей не по сорту с настоятельной просьбой о замене.
И вот вам мастер класс - какие фото не нужно посылать.
Работа по претензиям
Питомник молчал четыре дня.
Потом пришел ответ с извинениями за задержку в реагировании: мы в полях, полным ходом идет окулировка, до компьютера добираемся отнюдь не каждый день.
Просим дополнительные фото, такие, чтобы на них было очевидно, что это именно наши розы цветут не по сорту. Все четыре.
Ну и как бы я выглядела, если б в сердцах выдрала розы?
Итак, прежде чем начинать претензионную работу, необходимо понимать, что питомник попросит реальные доказательства насчет пересорта, а не примет "на верочку" эмоциональные выкрики с места.
И просто номера заказа здесь будет недостаточно.
Я пересняла каждую розу так, чтобы был виден не только цветок не по сорту, но и весь куст. А также в кадр попадала бирка с названием сорта и веб-адресом питомника.
Надпись на бирке должна быть хорошо читаемой при увеличении фото.
Реакция продавца
Получив новую порцию фотоматериалов, питомник "Нью-Джерси" признал ошибку при бирковании и принес мне как покупателю официальные извинения.
И спросил: вам розы или деньги?
Конечно розы!
Разумеется, срочно выслать замену роз они не могли - в таких многоуважаемых питомниках розы заканчиваются чуть ли не в день открытия каталога, а популярные сорта распродается подчистую.
Но питомник заверил, что в осеннюю поставку розы мне заменят и прислал подтверждение заказа с нулевой оплатой.
А самое забавное - у сотрудников питомника даже идей не было о том, какая роза массово подмешалась под бирки с названием Stephanie Baronin zu Guttenberg. Никто ее не опознал.
Неопознанные розы не сгорят в костре благодаря ссылке в Сибирь. Тётушка из Красноярска заявила, что всех примет.
А вывод напрашивается следующий.
Поскольку исход дела по пересорту решает исключительно добрая воля продавца, который искренне бережет свою репутацию, то и выбирать надо не абы какой питомник.
Не связываться с кем попало.
Итак, я снова жду розы для осенней посадки. И продолжение истории про перекрой розария - следует.
Поволжье, Тольятти