Найти в Дзене
Хорошо. Громко.

Агата Кристи, «После похорон»: отзыв о книге, сравнение с обеими экранизациями

От сборника международной фантастики «Сражение» переходим к классическому английскому детективу: Агата Кристи, «После похорон». Сюжет: в старинном поместье умирает пожилой миллионер. Он был стар и тяжело болен, и никто бы ничего не заподозрил, если бы на оглашении завещания одна из родственниц не ляпнула: «Но ведь его убили, не так ли?» А на следующий день эта родственница сама оказывается зарубленной топором. Болтливая дама славилась тем, что говорит всё подряд, что в голову придёт, в семье её не принимали всерьёз, но тут... Могла ли устами фамильной «дурочки» глаголить истина? Наследникам миллионера после его смерти отходило большое состояние, много кто мог хотеть отправить его на тот свет раньше времени. Если родственница что-то знала или хотя бы о чём-то догадывалась, не поплатилась ли она смертью за свою болтливость? Адвокат семьи обращается к своему старинному приятелю Эркюлю Пуаро. Только гениальный сыщик может разгадать тайну. Пуаро будет долго разбираться в запутанных дела

От сборника международной фантастики «Сражение» переходим к классическому английскому детективу: Агата Кристи, «После похорон».

Сюжет: в старинном поместье умирает пожилой миллионер. Он был стар и тяжело болен, и никто бы ничего не заподозрил, если бы на оглашении завещания одна из родственниц не ляпнула: «Но ведь его убили, не так ли?»

А на следующий день эта родственница сама оказывается зарубленной топором.

Болтливая дама славилась тем, что говорит всё подряд, что в голову придёт, в семье её не принимали всерьёз, но тут... Могла ли устами фамильной «дурочки» глаголить истина? Наследникам миллионера после его смерти отходило большое состояние, много кто мог хотеть отправить его на тот свет раньше времени. Если родственница что-то знала или хотя бы о чём-то догадывалась, не поплатилась ли она смертью за свою болтливость?

Адвокат семьи обращается к своему старинному приятелю Эркюлю Пуаро. Только гениальный сыщик может разгадать тайну.

Пуаро будет долго разбираться в запутанных делах многочисленного семейства, все члены которого будут ему отчаянно врать, но в конце концов выяснит, что миллионер всё-таки умер своей смертью. А вот родственница… О, это совсем другое дело. Конечно, когда жертва зарублена топором, в том, что это именно убийство, сомнений нет, но кто? как? зачем? Пуаро установит, что жестокая расправа - в фирменном стиле Кристи - имела мотив отчаянный и жалкий, но по-человечески очень понятный. А убийцей окажется тот, кто вызывал меньше всего подозрений.

-2

«После похорон» из поздних романов Кристи о Пуаро. Вообще я предпочитаю более ранние произведения серии, где сыщик ещё шаловливый живчик, но поздние романы, где он уже слегка разочаровавшийся в жизни пенсионер, тоже читаю с удовольствием. Серые клеточки забавного бельгийца всегда работают безукоризненно.

Роман мне исключительно понравился. Это квинтэссенция всего, за что мы любим Агату Кристи: старинное английское поместье и не менее старинное английское семейство, где у каждого в голове тараканы, а в шкафу скелет. Ну и, конечно, многочисленные сцены чаепития, которые Кристи пишет так мастерски, что их тут же хочется скосплеить.

У меня даже есть специальный чайный мини-сервиз с маленькими чашечками и пузатым чайничком, из которого я пью чай всегда, как читаю Агату Кристи. Ни в какое другое время этой посудой не пользуюсь, а как открываю Кристи, тут же достаю тонкую фарфоровую чашку в цветочек. #ПодражаниеСамаяИскренняяФормаЛести.

В «Похоронах» хороший сюжет. Сюжетная линия одна, но проработана качественно, детали друг с другом согласованы, есть достаточно мелких ответвлений, чтобы было интересно. Удачные персонажи - все разные, каждый играет свою партию, но Кристи, как хороший дирижёр, не даёт им друг друга затмить и не допускает какофонии. Ситуации, в которые Кристи помещает героев, узнаваемые и жизненные. А разгадка жестокого убийства болтливой родственницы заставляет читателя, закрыв книгу, долго размышлять о человеческой природе.

Я, например, задумалась о популярности детективов. За что мы их так любим? Считается, что Агату Кристи, например, ценим за сцены пасторальной английской жизни и остроумно-философскую мудрость персонажей, но вообще-то в центре её романов трагические случаи насильственной смерти. А мы их читаем для развлечения.

Вот уж поистине загадка.

-3

«После похорон» дважды экранизировали. В 1963 году вышел фильм «Убийство в конном клубе».

-4

Фильм значительно отличается от книги. Основа сюжета та же - скончавшийся миллионер, странная реплика родственницы на оглашении завещания и её загадочное убийство. Убийца тот же, что и в романе, и главная улика по-прежнему дорогая картина знаменитого художника, замаскированная под дешёвую подделку. Из мелких отличий - в фильме покойников больше: книга ограничивается миллионером и родственницей, третья жертва только получает сотрясение мозга от удара по голове, а в фильме третий пострадавший тоже умирает.

Крупное и главное отличие состоит в том, что в фильме вместо Пуаро следствие ведёт мисс Марпл, и изменён общий тон произведения. У Кристи история трагическая, а фильм подчёркнуто комедийный, Мисс Марпл тут классическая, почти карикатурная неугомонная старушенция. И - чего в книге тоже не было - основная часть событий происходит в конном клубе.

-5

Фильм выигрывает благодаря шикарной роли, которую сценаристы написали для мисс Марпл, и гениальности актрисы. Но на мой вкус авторы перестарались и нарушили баланс: слишком много внимания собственно мисс Марпл и слишком мало убийству. Из-за этого разгадка кажется не связанной со всеми остальными событиями фильма. Впрочем, мисс Марпл до того хороша, что ну пусть с ней, с разгадкой. Наблюдать за забавной бабусей само по себе удовольствие.

Выходил ли фильм на русском языке, не знаю, но англоязычная версия в интернет-архивах есть.

-6

Вторая экранизация - эпизод 2006 г. в знаменитом сериале с Дэвидом Суше. Он так и называется, «После похорон», и снят очень близко к оригиналу. Авторы чуть подретушировали второстепенных персонажей и добавили любовную линию для пикантности, а больше почти ничего не тронули. Мне эта экранизация нравится больше, и не только потому что я обожаю Дэвида Суше. Тут старинное английское поместье лучше удалось, сериал вообще гораздо более английский, чем фильм (возможно, потому что фильм снимали в расчёте на американскую аудиторию), и чаепития в нём гораздо аппетитнее.

-7

Итого: отличный детектив, один из лучших у Кристи, 9/10⭐.

*****
Покупайте детектив Агаты Кристи «После похорон» - ТУТ!
*****

Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: