На "Pawn Hearts" часто ссылаются, и многие считают его магнум-опусом Van Der Graaf Generator (VDGG). Я готов принять это на веру, поскольку у меня нет даже близко всех студийных пластинок группы, однако было бы трудно превзойти этот могучий альбом. Много говорят о том, что его трудно воспринять и он очень мрачный.
Со своей стороны, я обнаружил, что буквально все альбомы этого коллектива уж точно не весёлые и во всех только и есть, что 60 оттенков серого: мрачные и амбициозные. В конце концов, все зависит от личного опыта и предпочтений, и есть много недостатков, когда ставишь под сомнение чье-то мнение. Во всяком случае, не ожидайте, что сможете постичь до конца эту работу при первом прослушивании.
Так как "Pawn Hearts" был создан после "H to He Who Am the Only One" (ссылку на его 5.1-версию ищите под этой статьёй), это действительно усовершенствованная версия, если хотите, звучания группы. Питер Хэммилл, как и во всех их альбомах, определённо доминирует благодаря своему мощному голосу и оригинальным композиционным приёмам. Мощные, но мелодичные саксофоны Дэвида Джексона и почти властные органы и синтезаторы Хью Бэнтона, подкрепленные сильной перкуссией Гая Эвана, придают альбому отличный импульс.
Исполнитель: Van Der Graaf Generator - Pawn Hearts (1971, арт-рок)
На обложке альбома изображена группа людей, играющих в пешки на том, что выглядит как небо и космос.
Это очень напоминает мне старые мифы о богах Олимпа, использующих людей в качестве пешек в своих играх, я полагаю, что здесь происходит примерно то же самое. На картинке также есть что-то похожее на водопад, не знаю, какое это может иметь значение. Однако грандиозная идея альбома довольно очевидна.
Прежде всего, слово предостережения всем тем новичкам, которые слышат, что этот альбом упоминается как шедевр или даже как необходимый для прослушивания, поскольку он не имеет ничего общего с успокаивающими, пасторальными звуковыми пейзажами Genesis, парящими соборами над южной стороной неба от Yes или напыщенным, витиеватым блеском ELP (назову только три группы). "Pawn Hearts", четвёртый альбом Van Der Graaf Generator, является памятником мрачной, задумчивой готической интенсивности, идеальным саундтреком к одной из тревожных историй Эдгара Аллана По о тайнах и безумии.
Хотя его три трека (за исключением бонус-треков, включённых в ремастированное издание), несомненно, входят в число важных прог-роковых вех, они, безусловно, не способствуют комфортному прослушиванию. Можно с уверенностью сказать, что VDGG даже больше, чем Gentle Giant, категоричны - либо вы их любите, либо ненавидите. В любом случае, это не та группа, которая может оставить людей равнодушными.
В период своего расцвета у VDGG возник сильный культ среди последователей, хотя они никогда не были такими популярными, как ELP или даже Yes в то время. Как ни странно, они имели огромный успех даже в Италии, одной из стран-первопроходцев в области прог-музыки любого типа - вероятно, из-за присущего им драматизма их музыки и текстов, которые в некотором роде апеллировали к латинскому темпераменту.
В начале семидесятых итальянцы отнеслись к VDGG с энтузиазмом, который уступал лишь тому, который они проявляли по отношению к такой совершенно другой группе, как Genesis. Хотя и не так, как ELP, VDGG действительно были чрезмерными: очень своеобразная инструментовка (без баса и почти без гитары, интенсивное использование саксофона, ритмичные паттерны клавишных); непроницаемая, иногда противоречивая обложка (внутренний разворот конверта "Pawn Hearts" наводит на мысль о своего рода фашистском митинге, - участники группы в рубашках, отдающие честь в так называемой "римской" манере); интенсивная, интеллектуальная лирика, иногда граничащая с надрывом; и, конечно же, неподражаемый театральный вокал Питера Хэммилла, идеальный носитель вышеупомянутого лирического содержания.
Нигде эти элементы не представлены лучше, чем на "Pawn Hearts", который может похвастаться одним из лучших открывателей альбомов за всю историю.
1."Lemmings (включая Cog)" открывает альбом, и действо начинается с акустической гитары, к которой вскоре присоединяется постепенно усиливающееся море музыки. Эта секция акцентируется трелями флейты, прежде чем вступает первая секция вокала. Песня по-настоящему прогрессирует на протяжении всего её звучания, прежде чем закончиться на почти неуловимой ноте.
"Лемминги" - апокалиптическое психологическое и философское произведение, в котором чувствуется неизбежность. Вокал Хэммилла создаёт неуверенность, страх и осуждение, иногда насмешливое, в равной степени без каких-либо ограничений, и его
"Что ещё остается, кроме как умереть... Я действительно не знаю"
неописуема по своей эмоциональной силе.
Набор блестяще написанных текстов передаёт жизнь без реальной цели, которая даже перед завершением, не даёт единственный ответ, был ли смысл в том единственном способе идти по жизни, чтобы жить в надежде когда-нибудь найти окончательный смысл.
В лирическом плане это, по сути, альбом "Натюрморт за 10 минут". Музыка столь же ошеломляющая, с весёлыми акустическими партиями, трогающими за живое. Клавишные, как органные, так и основанные на электронных эффектах, играют очень заметную роль в более острых шизофренических секциях, переплетаясь с жестоко искаженными саксофонными соло и короткими всхлипами, дико колеблющимся между мелодией и атональными, резкими моментами, которые идеально дополняют жестокую, отчаявшуюся лирику.
Перкуссии Гая Эванса, оставляющие много места для ведущих солистов, создают постоянное ощущение интереса к ним и заполняют паузы. Концовка основана на затянувшемся развитии негативной атмосферы, что само по себе довольно необычно и наводит на мысль о тщетности такого бытия и отсутствии позитивного решения.
2. "Man Erg" – это очередной захватывающий эпик. Он начинается с фортепианной мелодии в обманчиво спокойном настроении с проникновенным вокалом Хэммилла, прежде чем диссонирующая, агрессивная средняя часть разрушает кажущееся спокойствие. Голос Хэммилла переходит в визг, словно это делает Гедди Ли из Rush, вторя бешеным тонам саксофона и гитары (любезно предоставленной вдохновителем King Crimson Робертом Фриппом - опытным мастером создания мрачных, тревожных звуковых ландшафтов) - затем, в конце, два разных тона сливаются, чтобы ещё больше подчеркнуть трагедию раздвоения личности. Что может быть лучше для передачи лирического содержания через музыку?
После этого короткого отрывка музыка снова стихает, и начинается более мягкая часть, в которой Дэвид Джексон выдаёт нам потрясающее соло на саксофоне.
"Ман Эрг" работает на контрастах. Это больше касается философского вопроса о свободе воли, и вокал Хэммилла превращается в более величественный и решительный. В лирическом плане ему почти нет равных
"Я тоже живу внутри себя
И очень часто не знаю, кто я
Я знаю... что я не герой
Ну, я надеюсь, что я не проклят".
Я думаю, что к композиционной стороне подошли немного более полно, с некоторыми очень умными повторениями темы, трогательным фортепианным вступлением, а также некоторыми наложениями и огромной массой содержания, которые будут характеризовать вторую сторону.
Органные и фортепианные пассажи в мелодии, иногда привлекательные, иногда совершенно интуитивные, поддерживают фон, в то время как саксофоны и флейты Джексона добавляют диссонирующую разобщённость и парящее чувство позитива в отдельные моменты.
По мере того, как я по-настоящему углублялся в понимание пьесы, сильнее убеждался в том, что группа может передать неуверенность в достижении свободы воли и шизофренический склад ума. И им это блестяще удаётся.
3. "A Plague of Lighthouse Keepers"
Тем не менее, изюминкой альбома является 23-минутная эпопея, монументальное достижение, предлагающее мрачные пейзажи пустынных островов посреди жестокого моря, поочередно задумчиво мелодичные (особенно в начале, с бессмертными словами "Всё ещё жду моего спасителя..."), оглушительно диссонирующий (водоворот звуков в средней части) и величественный, почти торжествующий в конце, что наводит на мысль о каком-то примирении.
Ревущие медные трубы имитируют корабельный гудок, в то время как голос Хэммилла доминирует над всем происходящим, его тотальная интенсивность иногда граничит с невыносимой - если только за вокальной акробатикой не видеть одарённого певца. Не для слабонервных, но действительно захватывающая штука.
Эпопея "Чума смотрителей маяка" поддаётся лишь поверхностному описанию. Эта двадцатиминутная сюита, с невероятной плотностью материала в некоторых местах, но в других урезанная и почти пустая, отличается смелостью как в инструментовке, так и в звуке, постоянно и без усилий используя эффекты, чтобы придать пьесе мистическую серьёзность.
Произведение затягивает, топит и увлекает за собой слушателя, требуя рычащего саксофона Джексона или настойчивой и грохочущей барабанной дроби Эванса, прежде чем оставить их плавать в океане благоговейных органных мыслей, почти чувствуя себя нарушителем священной церемонии. Многосерийные мелодии и повороты чередуются с чистой инструментальной атмосферой, каждая из которых выполняет свою роль и создает попеременно интимность и дистанцию.
Вокал Хэммилла сам по себе, включая тексты песен, заслуживает полного обзора. Его тона неуверенности, агрессии, требовательности, уныния, потери и безумной надежды - всё очень живо выражено. Здесь присутствуют необычные вокальные штрихи, выбор места для ударения, развитие силы, готовность звучать по-другому, как того требует песня.
Эпик многочастен и я, коротко коснувшись его музыкальных разделов, скажу, что вступительный "Eyewitness - Очевидец" - одно из лучших вступлений к длинному произведению, которое я когда-либо слышал, с мрачными текстами, отдаленными, но отчетливыми (в отличие от покрывающих меллотрон или орган) звуками клавишных, создающими ощущение изоляции. Текстам песен в этом разделе можно позавидовать. Они тихие, их легко запомнить, поскольку они текут свободно и красиво, подкрепленные фантастической инструментовкой.
Величие "Очевидца" ослабевает, чтобы показать силу следующего раздела - "Pictures / Lighthouse". Этот отрывок в некотором роде недостающий раздел, поскольку он, кажется, превращается во что-то впечатляющее, но снова замирает. Ближе к концу пассажа на органе звучит уже другая мелодия.
И снова возникает "Очевидец", и это, по сути, повторение вступительной части эпопеи. Ощущение от пьесы очень похоже на ощущение от первой части, но музыка совершенно новая, и ничто не повторяется. Опять же, отлично!
"S.H.M." - это грозная вещь с яростным вокалом и неотразимым саксофонным грувом.
Вскоре появляется больше вокала, и вскоре становится очевидно, что эта секция называется "Присутствие ночи - Presence of the Night" и чем-то напоминает стиль "Ночной музыки" Бартока. Раздел отличается одной из самых ярких моментов, с модуляцией плотности в ее высшей точке и особенно потрясающим исполнением вокалиста.
Далее следует "Kosmos Tours", а вместе с ним наступает кульминация в музыке, и на протяжении всего отрывка музыка, кажется, набирает свой пик. Саксофон и орган работают синхронно, придавая песне большую выразительность.
Как только музыка "упала" после предыдущей вещи, с органа, фортепиано, саксофона и нескольких очень сильных строк Хэммилла начинается "(Custard's) Last Stand - (Заварной крем) последняя битва" начинается. Кульминация здесь довольно захватывающая, однако ей потребовалось некоторое время, чтобы полюбиться мне, и это произошло благодаря привлекательному пианино, выражающему своего рода безнадёжное уныние.
"The Clot Thickens - Сгустки сгущаются" - это очень интенсивная часть, и она очень агрессивна, поскольку Хэммилл предлагает очень, очень острый материал. За этим следует расширенный инструментальный раздел, в котором раскрываются некоторые странные вещи.
Когда "Сгустки" окончательно загустели, внезапно начинается следующая часть "Land's End (Sineline)", ведомая вокалом и саксофоном.
Последняя часть является прямым продолжением "Land's End (Sineline)" и называется "We Go Now", и она перекликается с основной мелодией предыдущей части, завершая песню удивительным образом. "Land's End (Sineline)/We Go Now" - это катарсис произведения с невероятным соло, которое звучит как Фрипп, но могло быть сыграно и Бэнтоном, и "вдохновляющими точками света в океане бытия" (украденная у мистера Гэбриэла часть фразы). Весь страх, всё напряжение, которые накапливались до этого момента, вдохновенно высвобождаются.
Итак... шедевр прогрессивного рока, как бы ни использовалось это словосочетание повторно.
На этом канонический список композиций в этом альбоме заканчивается, и самое время перейти к исследуемому в моей рецензии изданию 2021 года, содержащему новые миксы стерео и объемного звука 5.1 от Стивена Уэйлера (плюс дополнительные бонус-треки).
Van Der Graaf Generator "Pawn Hearts" 2CD + DVD
DVD: DTS 96/ 24 5.1, Dolby Digital 5.1, PCM 96/24 2.0
+ 2021 Stereo mix
1. Lemmings (including Cog)
2. Man Erg
3. A Plague of Lighthouse Keepers
a) Eyewitness
b) Pictures / Lighthouse
c) Eyewitness
d) S.H.M.
e) Presence of the Night
f) Kosmos Tours
g) (Custard’s) Last Stand
h) The Clot Thickens
i) Land’s End (Sineline)
j) We Go Now
Bonus tracks
4. Theme One
5. W
6. Squid / Octopus
CD 1: Original stereo mix remastered
Bonus tracks
4. Man Erg
5.Theme One
6. Vision
7. Darkness
BBC Radio One “Sounds of the Seventies” session – 10th June 1971
CD 2: 2021 stereo mix
Bonus tracks
4. Theme One (new stereo mix)
5. W (new stereo mix)
ВИА
Peter Hammill - lead vocals, acoustic & slide guitars, piano, electric pianos
Hugh Banton - Hammond (E & C) & Farfisa Professional organs, piano, Mellotron, bass & bass pedals, ARP synthesizer, Fx, backing vocals
David Jackson - tenor, alto & soprano saxophones, flute, Fx, backing vocals
Guy Evans - drums, timpani, percussion, piano
Вместе с Robert Fripp - electric guitar
Релизы
New stereo and 5.1 Surround Sound mixes by Stephen W. Tayler
Artwork: Paul Whitehead (Cleen Mashine Studio) with Keith Morris (photo)
Virgin Records Ltd. (352 345-4) ©1971 \ 2021
Что касается бонусного материала: дополнительные треки на ремастированном компакт-диске включают убийственную версию "Theme One" Джорджа Мартина, особенно с саксофоном Дэвида Джексона, и четыре довольно авангардных трека, требующих натренированных ушей. Последние три из этих треков на самом деле являются сольными работами Гая Эванса, Хью Бэнтона и Дэвида Джексона и, как таковые, имеют в основном историческую ценность.
Познакомившись с программой альбома, который по праву считается одним из самых новаторских альбомов прогрессивной эры, давайте перейдём к анализу свойств его пятиканального расширения.
1. Баланс. Нет, кроме редких моментов: "Pictures / Lighthouse" – полный баланс, "Man Erg" – частичный баланс в бриджах (тутти, когда играют все и сразу).
2. Статика. В локализации инструментов превалирует схема буква П (она же Омега или конская подкова): вся группа в зоне фронтов, а тылам достаётся их отражение с добавлением отфильтрованных солистов – дискретных клавишных, вокалов, дудок. Так как все музыкальные аранжировки базируются на контрастах, поэтому порой (особенно в бриджах) там за спиной кучно и жизнь в задней панораме становится яркой. Но чаще всего сюрпризов не ждите. Инженер ленится и не предпринимает решений для заполнения звуками тылов. Оценки внизу скажут за себя.
3. Динамика. Высший пилотаж показан в "Pictures / Lighthouse", где синтезатор крутит головокружительные кульбиты. Неплохо идут дела с динамическими эффектами в первом треке, кое-как во втором и совсем чуть-чуть в маленьких разделах «Чумы».
Выводы.
1. Lemmings (including Cog) = 8/9
2. Man Erg = 8
3. A Plague of Lighthouse Keepers
a) Eyewitness = 7
b) Pictures / Lighthouse = 10
c) Eyewitness = 7
d) SHM = 7
e) Presence of the Night = 7
f) Kosmos Tours = 8
g) (Custard’s) Last Stand = 8
h) The Clot Thickens = 7
i) Land’s End (Sineline) = 8/9
j) We Go Now = 9/10
Средний балл = 8
В очередной раз этот инженер - Stephen W. Tayler если и не провалил миссию однако весьма подкачал ибо для такого шедевра 8 маловато будет.
Резюме.
Если музыка - это форма самовыражения, то "Pawn Hearts", несомненно, является музыкальным шедевром. Лирическое и музыкальное содержание органично сочетаются друг с другом, вызывая депрессивное и скорбное настроение в сознании слушателя, а вокальная подача Хэммилла только ещё больше улучшает намеренно запутанные лирические идеи потрясающей эпопеи "A Plague Of Lighthouse Keepers".
Диссонирующие и яростные тона, а также нежные, полные надежды мелодии врываются в сводящую с ума дезорганизацию мира и зажигают слишком далёкие маяки человеческого разума. Всё в этом альбоме - это выражение, передача настроений и идей. Сгруппированные и вызывающие клаустрофобию производственные ценности добавляют напряженности и придают слегка безумный и напряженный оттенок даже в тех секциях, где сама музыка скудна. Огромные студийные эксперименты и смелость также проникают в сознание слушателя, придавая трём включенным произведениям элемент непредсказуемости и предвкушения.
Конечно, такой альбом понравится не всем... он скорее подавляет человеческий разум, чем пытается соблазнить его, и так же быстро он прячется в свою скорлупу, тёмную и туманную, требуя от слушателя реального внимания и вовлечённости. Однако, если вы готовы к путешествию, если вас захватила эта мрачная и сводящая с ума атмосфера, мало найдется впечатлений, столь же приятных и интенсивных. Наслаждение, возможно, не совсем подходящее слово для описания результата столь мрачного произведения, но это единственное слово, которое действительно подходит.
Рецензии на другие многоканальные альбомы Van Der Graaf Generator и прочего прогрессивного рока ищите на моём канале:
Van Der Graaf Generator "H To He, Who Am The Only One" DVD, BD 5.1: Водород или гелий?
Argent "In Deep" SACD 4.0: Глубоко спрятанное сокровище
Genesis "Foxtrot" DTS, SACD 5.1: Пророки арт-рока
Luna Sea "The One -crash to create-" DD, SACD 5.1: Ночной полёт к Луне
Rush "Moving Pictures" Blu-Ray, DVD-Audio 5.1: Пик творчества
Anthony Phillips "Wise After The Event" LPCM 5.1: Белочка и гольф
Pink Floyd "Meddle" BD 4.0: Пасхальное яйцо
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
BT "This Binary Universe" DTS 5.1: Вселенная меланхолии
Queen "Greatest Video Hits 1" DTS 5.1: 16 видео-хитов
Depeche Mode "Some Great Reward" SACD, DTS 5.1: Мир, в котором мы живем, и жизнь в целом
Jeff Wayne’s Musical Version of "The War of the Worlds" SACD 5.1: Лондон, гуд-бай
Peter Gabriel "Play: The Videos" DTS 5.1: Слушай и смотри
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!