Найти в Дзене
Не хочу назад

Мир розовых билетиков

Давненько у нас не обсуждались книжки на канале. Давайте заполним этот пробел. Сегодня речь пойдет о книге, которая стала предтечей и «1984» Оруэлла, и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Что-то из этой книги было взято Стругацкими, что-то – Куртом Воннегутом. Возможно, до этого романа были написаны и другие антиутопии, но эта стала первой настолько известной. Я не литературовед и именно так прочел во множестве источников. Вы, возможно, уже догадались, что разговор о романе Евгения Замятина «Мы».

Действие романа происходит в тридцать втором веке. До этого примерно двести лет длилась война между городом и деревней. Она закончилась тем, что рациональный Город отделен от Деревни Зеленой стеной.

««Человек перестал быть диким животным только тогда, когда он построил первую стену. Человек перестал быть диким человеком только тогда, когда мы построили Зеленую Стену, когда мы этой Стеной изолировали свой машинный, совершенный мир — от неразумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных»...

В Городе все основано на рационализме. Порядок диктует Единое Государство, которое ведет пропаганду через Государственную Газету. У всех домов и квартир — стеклянные стены, а у всех людей — одинаковая одежда. Тех же, кто решается нарушить установленные каноны, казнят, превращая в лужу воды...
Имен нет. Вместо них – «нумера». Главный герой, Д-503, гениальный математик, на лысо бреет голову, ибо прически – признак индивидуальности, и носит «юнифу», одежду, которая одинакова для всех.

Общество весьма своеобразно. «Часовая Скрижаль» минута в минуту регулирует режим общества; все квартиры абсолютно одинаковы со своими стеклянными стенами и аскетическим набором мебели; действует закон «розовых билетов» и «сексуального часа», который гарантирует право каждого на каждого (чтобы ни у кого не было ни малейшей привязанности ни к кому).
Согласно декрету о Великой Операции, все граждане должны пройти профилактическое удаление органа, отвечающего за фантазию, за воображение, — «чтобы стать совершенными, машиноравными». То, что не имеет практического значения, не помогает в решении конкретных прикладных задач, должно быть редуцировано, выведено под корень.

Общество романа «Мы» — прежде всего общество тотальной слежки. «Нумера» живут в домах с прозрачными стенами, здесь процветает взаимное доносительство, специальные органы неусыпно следят за самыми интимными сторонами жизни героев. Все следят за всеми. Доносительство – нормальная практика, отсутствие доносительства – странно.

Главный герой испытывает какие-то особенные чувства к своей сексуальной партнерше, розовый билетик общения с которой у него расписан строго по расписанию. И эти чувства оказались взаимны. Это и является основной проблемой героя. Он даже идет пройти обследование и в итоге выясняется, что у него, по словам психотерапевта из Медицинского Бюро, «образовалась душа».

Дело в том, что к детям в государстве подход особенный. На Детско-воспитательных Заводах непримиримо борются с любыми проявлениями индивидуализма, причесывают воспитанников под одну гребенку. Развито «детоводство», (по аналогии с садоводством, куроводством и рыбоводством). Если женщина недотягивает до Материнской Нормы — скажем, по росту, как первая подруга главного героя, — ей не суждено стать матерью. Аналогичная ситуация с Отцовской Нормой. Таким образом, сглаживаются различия не только в поведении, но и во внешнем виде людей будущего, их фенотипе. Рожать позволено только определенным «нумерам», которые отвечают всем критериям, обозначенным генетиками Единого Государства. После рождения ребенок должен содержаться на «Детско-воспитательном Заводе», предполагается, что он становится собственностью государства и не принадлежит родителям.
Государство становится символом безальтернативности, отсутствия выбора между разными социальными стратегиями, разными образами жизни. Оно управляется неким всемогущим правителем, называемый «Благодетелем», который избирается единогласно на безальтернативной основе; искусство всецело служит делу прославления Единого Государства.
Замятин первым из авторов подобного толка предвидел «новояз», то есть замену одних слова другими и подмену понятий с помощью языка. Эксперименты с языком — целенаправленное исключение из разговорной практики лишних, устаревших, чуждых победившему классу слов (например, «семья», «вдохновение» или «икона») и введение неологизмов («нумер», «юнифа», «стопудово», «розово‑талонно» и так далее).
Пища является продуктом перегонки нефти и в виде одинаковых кубиков распределяется между всеми поровну. Главный государственный праздник — перевыборы Благодетеля, на котором все единогласно голосуют «за» перевыбор, олицетворяя этим единение. Музыку пишут машины, которые делают это по программам, разработанным пропагандистами.
Главный герой, волнуется, ибо «получив душу» он нажил себе проблем, его образ мысли непонятен, он сам соглашается на операцию. Лишившись фантазии, Д-503 выполняет свой долг (чего, собственно, и хотел и на что не решался до Операции) — сообщает о революционерах, их планах и местонахождении, а также о своей когда-то так горячо любимой I-330.

Книга читается легко. Что-то напоминает, а с учетом того, что написана более ста лет назад, удивляет своей прозорливостью.
Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, простенькие правила канала: обсуждаем тему, а не друг друга. И не хамим.

Мир вашему дому!

Мой запасной канал (про историю изобретений)

https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02

Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad