Найти в Дзене

Самолет, бомбивший Берлин

Картинка из свободных источников. Ил-4
Картинка из свободных источников. Ил-4

Бомбардировки Берлина проводились как ответные меры на налеты фашистской авиации на Москву и другие города Советского Союза. В качестве базового был выбран аэродром, расположенный на острове Сааремаа (Эзель). С этой территории, самой западной среди не занятых противником, расстояние до Берлина по прямой составляло в обе стороны около 1800 км, что позволило за­действовать для налетов дальние бомбардиров­щики Ил-4 (ДБ-3Ф). Первый налет на Берлин был проведен в ночь на 8 августа 1941 г. В нем приняли участие 15 самолетов, разбитых на три группы (под общим командованием командира полка полковника Евгения Преображенского). Так как маршрут пролегал в основном над мо­рам (650 км из 900 км), это давало возможность обходить значительную часть занятой противни­ком территории, насыщенной средствами про­тивовоздушной обороны.

Налет стал полной неожиданностью для нем­цев. Берлин был хорошо освещен, и зенитная артиллерия открыла огонь с большим опозда­нием. Бомбы были сброшены на центр Берлина и его предместья. В городе возникли многочис­ленные пожары, были нанесены повреждения военно-промышленным объектам. Одновремен­но с самолетов сбрасывались листовки, разо­блачавшие фашистских главарей.

9 августа Советское информбюро переда­ло следующее сообщение: «В ночь на 8 августа группа наших самолетов произвела разведыва­тельный полет в Германию и сбросила некото­рое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и на­блюдались взрывы». Германская пресса, ранее сообщавшая о полном уничтожении советской авиации, так прокомментировала это проис­шествие: «...крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бом­бить Берлин. Истребительной авиацией и огнем зенитной артиллерии основные силы англи­чан были рассеяны. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито».

Картинка из свободных источников. ДБ-3
Картинка из свободных источников. ДБ-3

9 августа советские летчики повторили бом­бардировку германской столицы, всего до 4 сентября 1941 г. было проведено девять груп­повых налетов. Притом 33 самолета дошли до основной цели и сбросили на столицу свыше 36 т фугасных и зажигательных бомб и 34 бом­бы с листовками. Все налеты, кроме первого, происходили в условиях ожесточенного проти­водействия зенитной артиллерии и ночных ис­требителей люфтваффе. Потери авиационной группы составили 17 самолетов и 7 экипажей.

Прекращение налетов на Берлин с острова Сааремаа было связано с тем, что после захва­та германскими войсками Таллинна авиагруп­па оказалась оторванной от баз более чем на 400 км, снабжение ее горючим и боезапасом осложнилось. По решению командования в се­редине сентября авиагруппа была эвакуирована с острова.

За мужество и отвагу, проявленные при вы­полнении боевого задания, многие члены эки­пажей были награждены орденами и медалями Советского Союза. Указом Президиума Верхов­ного Совета СССР от 13 августа 1941 г. полков нику Преображенскому и еще четверым офице­рам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Дальний бомбардировщик ДБ-3 был спроек­тирован талантливым авиаконструктором Серге­ем Ильюшиным еще в 1933 г. В 1938 г он был подвергнут серьезной модернизации и получил название ДБ-3Ф. Эта машина отличалась пре­жде всего улучшенной аэродинамикой, удлинен­ной застекленной носовой частью, где распо­лагалась штурманская кабина, более мощными высотными моторами М-88. Кроме того, в кон­струкцию самолета внесли ряд основательных изменений в соответствии с использованием новой технологии производства. После успешно пройденных государственных испытаний он был принят на вооружение ВВС Красной армии в ка­честве основного бомбардировщика дальней авиации и торпедоносца авиации ВМФ.

В марте 1942 г. историческая справедли­вость восторжествовала: самолету ДБ-3Ф было присвоено новое обозначение, по фамилии его конструктора — Ил-4. Даже несмотря на то что в дальнейшем появились более современные бомбардировщики, Ил-4 оставались а строю до самого конца Второй мировой войны. Так, весной 1945 г. во время Берлинской операции только за шесть суток они бросили на цели бо­лее 3000 т бомб. А в августе 1945 г. самолеты Ил-4 бомбили части японской армии и японские корабли. При этом дальние бомбардировщики не только бомбили глубокий тыл противника, но и привлекались для уничтожения военных объ­ектов на поле боя и в прифронтовой полосе. Об­ладая большой продолжительностью полета, са­молеты, оснащенные аэрофотооборудованием, привлекались для ведения разведки в глубоком тылу противника. Нередко Ил-4 использовались для буксировки десантно-грузовых планеров, для заброски во вражеский тыл разведыватель­но-диверсионных групп и военных грузов, снаб­жения партизанских отрядов. Как торпедоносец в авиации ВМФ самолет Ил-4 выполнял следу­ющие боевые задачи: уничтожение кораблей противника с помощью торпед и бомб, разведка морских коммуникаций, постановка минных за­граждений, бомбардировка баз и портов, охра­на караванов союзников от немецких подводных лодок.

Всего за годы производства (1936—1940 гг. для ДБ-3 и 1939—1945 г. г. для Ил-4) было выпу­щено около 6800 экземпляров ДБ-3 различных модификаций (из них Ил-4 — 5256).

Поддержите канал-поставьте лайк.