Бомбардировки Берлина проводились как ответные меры на налеты фашистской авиации на Москву и другие города Советского Союза. В качестве базового был выбран аэродром, расположенный на острове Сааремаа (Эзель). С этой территории, самой западной среди не занятых противником, расстояние до Берлина по прямой составляло в обе стороны около 1800 км, что позволило задействовать для налетов дальние бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3Ф). Первый налет на Берлин был проведен в ночь на 8 августа 1941 г. В нем приняли участие 15 самолетов, разбитых на три группы (под общим командованием командира полка полковника Евгения Преображенского). Так как маршрут пролегал в основном над морам (650 км из 900 км), это давало возможность обходить значительную часть занятой противником территории, насыщенной средствами противовоздушной обороны.
Налет стал полной неожиданностью для немцев. Берлин был хорошо освещен, и зенитная артиллерия открыла огонь с большим опозданием. Бомбы были сброшены на центр Берлина и его предместья. В городе возникли многочисленные пожары, были нанесены повреждения военно-промышленным объектам. Одновременно с самолетов сбрасывались листовки, разоблачавшие фашистских главарей.
9 августа Советское информбюро передало следующее сообщение: «В ночь на 8 августа группа наших самолетов произвела разведывательный полет в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы». Германская пресса, ранее сообщавшая о полном уничтожении советской авиации, так прокомментировала это происшествие: «...крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бомбить Берлин. Истребительной авиацией и огнем зенитной артиллерии основные силы англичан были рассеяны. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито».
9 августа советские летчики повторили бомбардировку германской столицы, всего до 4 сентября 1941 г. было проведено девять групповых налетов. Притом 33 самолета дошли до основной цели и сбросили на столицу свыше 36 т фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками. Все налеты, кроме первого, происходили в условиях ожесточенного противодействия зенитной артиллерии и ночных истребителей люфтваффе. Потери авиационной группы составили 17 самолетов и 7 экипажей.
Прекращение налетов на Берлин с острова Сааремаа было связано с тем, что после захвата германскими войсками Таллинна авиагруппа оказалась оторванной от баз более чем на 400 км, снабжение ее горючим и боезапасом осложнилось. По решению командования в середине сентября авиагруппа была эвакуирована с острова.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого задания, многие члены экипажей были награждены орденами и медалями Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. полков нику Преображенскому и еще четверым офицерам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Дальний бомбардировщик ДБ-3 был спроектирован талантливым авиаконструктором Сергеем Ильюшиным еще в 1933 г. В 1938 г он был подвергнут серьезной модернизации и получил название ДБ-3Ф. Эта машина отличалась прежде всего улучшенной аэродинамикой, удлиненной застекленной носовой частью, где располагалась штурманская кабина, более мощными высотными моторами М-88. Кроме того, в конструкцию самолета внесли ряд основательных изменений в соответствии с использованием новой технологии производства. После успешно пройденных государственных испытаний он был принят на вооружение ВВС Красной армии в качестве основного бомбардировщика дальней авиации и торпедоносца авиации ВМФ.
В марте 1942 г. историческая справедливость восторжествовала: самолету ДБ-3Ф было присвоено новое обозначение, по фамилии его конструктора — Ил-4. Даже несмотря на то что в дальнейшем появились более современные бомбардировщики, Ил-4 оставались а строю до самого конца Второй мировой войны. Так, весной 1945 г. во время Берлинской операции только за шесть суток они бросили на цели более 3000 т бомб. А в августе 1945 г. самолеты Ил-4 бомбили части японской армии и японские корабли. При этом дальние бомбардировщики не только бомбили глубокий тыл противника, но и привлекались для уничтожения военных объектов на поле боя и в прифронтовой полосе. Обладая большой продолжительностью полета, самолеты, оснащенные аэрофотооборудованием, привлекались для ведения разведки в глубоком тылу противника. Нередко Ил-4 использовались для буксировки десантно-грузовых планеров, для заброски во вражеский тыл разведывательно-диверсионных групп и военных грузов, снабжения партизанских отрядов. Как торпедоносец в авиации ВМФ самолет Ил-4 выполнял следующие боевые задачи: уничтожение кораблей противника с помощью торпед и бомб, разведка морских коммуникаций, постановка минных заграждений, бомбардировка баз и портов, охрана караванов союзников от немецких подводных лодок.
Всего за годы производства (1936—1940 гг. для ДБ-3 и 1939—1945 г. г. для Ил-4) было выпущено около 6800 экземпляров ДБ-3 различных модификаций (из них Ил-4 — 5256).
Поддержите канал-поставьте лайк.