В самом начале Первой мировой войны пилот, встретив в воздухе самолет противника, мог лишь погрозить ему кулаком или, в крайнем случае, выстрелить в его сторону из своего личного оружия. Обычно это был револьвер, не позволявший вести прицельный огонь на больших дистанциях. Даже попытки взять в полет пехотную винтовку или ее укороченную версию — карабин — не смогли увеличить огневую мощь самолета: одиночные выстрелы не наносили летательному аппарату противника существенного урона. Однако вскоре на самолеты начали устанавливать пехотные пулеметы, а затем были созданы специальные истребители. Кстати, из общего числа самолетов, сбитых за время войны, лишь 15% было устранено зенитной артиллерией, а 85% — истребительной авиацией.
Главная проблема установки пулемета на самолет-истребитель заключалась в том, что спереди стрельбе мешал пропеллер, а вести огонь в сторону было малоэффективно и потребовало бы дополнительного пилота-стрелка. Были попытки устанавливать пулемет на возвышении и стрелять поверх винта. Однако в таком случае стрельбу приходилось вести стоя. Это, конечно, создавало определенные неудобства стрелку и нарушало и без того плохую аэродинамику самолета.
Пулемет на самолете превратился в грозное оружие лишь после того, как в 1914 г. французский пилот Ролан Гаррос установил на винте своего летательного аппарата специальные пластины-отсекатели. Это позволило ему разместить перед кабиной пехотный пулемет и стрелять сквозь винт, не опасаясь повредить его. Благодаря этому изобретению французский пилот всего за две недели воздушных боев сбил пять немецких самолетов. Однако в одном из боев его самолет был поврежден, и пилот вместе со своим изобретением попал в руки к немцам. Немецкие авиационные специалисты, изучив «секретное оружие» французов, пришли к выводу, что это не лучшее решение проблемы стрельбы через винт. В 1915 г. авиаконструктор Фоккер предложил собственное синхронное устройство, обеспечивавшее выстрелы в моменты, когда ствол пулемета находится между лопастями.
Вскоре все немецкие самолеты были оснащены одним, двумя, а то и тремя синхронизированными пулеметами. Для авиации союзников наступили черные дни. Но, к счастью, британским авиаторам удалось сбить один из немецких «Фоккеров» и ознакомиться с конструкцией синхронизатора. После этого шансы сторон выровнялись.
Знаменитые немецкие самолеты марки «Фоккер» создавал голландец по происхождению Энтони (Антон) Фоккер. В 1912 г. он покинул свою родину, так как там не имел возможности заниматься авиацией, и переселился в Германию, где открыл небольшой самолетостроительный завод. В 1913 г. военные заинтересовались работами Фоккера и заказали у него разведывательный самолет, который вскоре был принят на вооружение под военным индексом A.III. Именно на этой модели конструктор впервые установил и испытал созданное им синхронное устройство, позволяющее вести пулеметный огонь через воздушный винт. Вооруженный вариант самолета получил наименование «Фоккер» E.I. После того как инженеру удалось добиться устойчивой работы своего изобретения, на самолет начали устанавливать два пулемета, чем значительно повысили его огневую мощь. Под названием «фоккер» E.III этот самолет уже в сентябре 1915 г. стал поступать на вооружение фронтовых авиачастей германских ВВС. В результате немецким пилотам в короткий срок удалось нанести значительный урон разведывательной авиации союзников. Этот период неслучайно был назван «террором «Фоккеров» или «бичом «Фоккера», ведь на один потерянный в боях немецкий самолет приходилось до 17 сбитых самолетов союзников. Лишь в начале 1916 г., когда на фронт начали поступать новейшие французские и британские истребители, союзникам удалось восстановить шаткое равновесие в воздухе.
Поддержите канал-поставьте лайк.