Найти в Дзене
Extreme Sound

"Metallica и Slayer никогда не были близки": человек, открывший Metallica

Ранние концерты, соперничество групп, Дэйв Мастейн и Клифф Бертон – основатель Metal Blade Брайан Слэгел вспоминает о своей 40-летней дружбе с Metallica.

История Metallica могла бы сложиться совсем иначе, если бы не Брайан Слэгел. В 1982 году этот энтузиаст, выпускавший фанзин, а затем основавший собственный лейбл Metal Blade, дал никому не известной группе шанс, включив их трек в сборник Metal Massacre. Эта пластинка положила начало как карьере Metallica, так и лейблу Слэгела, которые успешно существуют и по сей день. "То, что и они, и я всё ещё занимаемся этим 40 лет спустя, просто невероятно"

Брайан Слэгел и Metallica
Брайан Слэгел и Metallica

Как началась ваша история с Metallica?

"Я познакомился с Ларсом через моего друга Джона Корнаренса, который встретил его на парковке после концерта в 1980 году. На Ларсе была футболка Saxon, а в Лос-Анджелесе кроме Джона и меня никто не знал, кто такие Saxon. Джон сказал ему: "Тебе стоит познакомиться с моим другом Брайаном". Пару дней спустя Ларс появился у меня дома, и мы быстро подружились."

Брайан Слэгел ,King Diamond, Eric Danielsson (Watain)
Брайан Слэгел ,King Diamond, Eric Danielsson (Watain)

Это было ещё до Metallica?

"Да, задолго до этого. Помню, как однажды я был у него дома, и у него в углу стояла ударная установка – не собранная, просто разбросанные части. Он говорит: "Я собираюсь создать группу". Я ответил: "Да, конечно, Ларс, как скажешь..." Прошло немного времени, и я наткнулся на эту сцену в Лос-Анджелесе – интернета тогда не было, поэтому никто не знал, что происходит. Мне пришла в голову идея собрать сборник Metal Massacre, чтобы эти группы услышали. Потом мне позвонил Ларс и сказал: "Слушай, если я соберу группу, мы сможем попасть на твой сборник?" И это, конечно же, оказалась Metallica."

Американский музыкальный руководитель. Он является основателем и генеральным директором независимого звукозаписывающего лейбла Metal Blade Records. Слагел известен тем, что в 1982 году инициировал серию сборников Metal Massacre, первый из которых включал первую коммерческую запись Metallica. С тех пор Metal Blade выпустила основополагающие альбомы Slayer, Mercyful Fate, Cannibal Corpse, Fates Warning, Amon Amarth и the Black Dahlia Murder и других
Американский музыкальный руководитель. Он является основателем и генеральным директором независимого звукозаписывающего лейбла Metal Blade Records. Слагел известен тем, что в 1982 году инициировал серию сборников Metal Massacre, первый из которых включал первую коммерческую запись Metallica. С тех пор Metal Blade выпустила основополагающие альбомы Slayer, Mercyful Fate, Cannibal Corpse, Fates Warning, Amon Amarth и the Black Dahlia Murder и других

То есть он собрал Metallica только для того, чтобы попасть на сборник?

"Как гласит история, они с Джеймсом немного джемовали, но не могли найти никого, кто бы присоединился к группе, поэтому ничего не происходило. Когда появилась идея со сборником, он позвонил Джеймсу и сказал: "Эй, мы можем попасть на эту пластинку". Так что они собрались вместе и переработали песню Hit The Lights, которая была у Джеймса с предыдущей группы. В оригинальной записи играли Ларс, Джеймс на гитаре и басу, и Ллойд Грант, какой-то их знакомый, играл на соло-гитаре. Ларс буквально принёс кассету в студию в последний день сведения альбома."

Вы слышали трек до того, как они его принесли?

"Нет. Качество было не ахти, поэтому я был удивлён: "Ну, неплохо". Забавно, что нам пришлось переписать кассету на бобину, что стоило 50 баксов. Ни у группы, ни у меня не было таких денег. К счастью, у моего друга Джона нашлись эти 50 баксов, иначе Metallica могла бы и не попасть на пластинку, и кто знает, что бы тогда было."

Когда вы впервые увидели их живое выступление?

"Я пропустил их первый концерт [в Radio City в Анахайме, округ Ориндж, 14 марта 1982 года], но попал на второй, и что самое интересное, они выступали на разогреве у Saxon. Это был оригинальный состав с Роном Макговни на басу и Дэйвом Мастейном на гитаре. Джеймс тогда не играл на гитаре, только пел, и был очень застенчивым – с публикой общался в основном Мастейн."

Какое впечатление они произвели на вас как живая группа?

"Они были намного лучше, чем я ожидал. Не то чтобы я подумал: "Это будущая величайшая группа в мире", но они были чертовски хороши. Их сет состоял из Hit The Lights, возможно, ещё одной оригинальной песни, кавера на песню Blitzkrieg [группы NWOBHM Blitzkrieg] и кучи каверов Diamond Head. Помню, звукорежиссёр поставил песню Diamond Head, и Ларс подбежал к нему в панике со словами: "Выключи эту запись! Мы будем играть эту песню позже, и мы не хотим, чтобы кто-то знал, что это не наша песня!""

Какое место занимала Metallica на лос-анджелесской сцене?

"Они никуда не вписывались. Все промоутеры считали их панк-группой – они не вписывались в тусовку Mötley Crüe, Ratt и им подобных. Они довольно много играли в округе Ориндж [к югу от Лос-Анджелеса], где больше ценили тяжёлую музыку, но в самом Лос-Анджелесе им никак не удавалось найти свою публику.
Я организовал концерт Metal Massacre в Сан-Франциско, но одна группа отказалась от участия, и я спросил Ларса: "Эй, ребята, не хотите приехать и сыграть?", а он ответил: "Конечно". Я знал о сцене в Сан-Франциско, о таких группах, как Exodus, но я был просто потрясён, когда вышла Metallica, а в зале собралось 250 детишек в джинсах и косухах, которые сходили с ума. В Лос-Анджелесе такого никогда не было."

Как эти ребята вообще о них узнали?

"Через обмен кассетами. В Сан-Франциско было много парней, таких как Рон Кинтана и Брайан Лью – ребята, которые и сейчас ещё живы, – которые обменивались кассетами и распространяли информацию. У Рона был фанзин и радиошоу на местной университетской станции, и он ставил их в эфир. Так что эти ребята знали, кто такая Metallica, ещё до того, как группа приехала в город, это было настоящее безумие."

Slayer появились примерно в то же время. Сформировалась ли вокруг этих двух групп единая сцена?

"Нет, Metallica и Slayer никогда не были особенно близки. Они соперничали. Я дружил с обеими группами, и участники Metallica спрашивали меня: "Что делают Slayer? Что они пишут?", а ребята из Slayer интересовались: "Чем занимается Metallica?". Это было что-то вроде: "Кто быстрее? Кто тяжелее?". На самом деле, на заре своей карьеры они даже играли вместе в округе Ориндж. Это было одно из первых выступлений Slayer – возможно, второе или третье. Я уже и забыл об этом, пока кто-то не выложил флаер в интернет. Подумать только, какой концерт вылетел у меня из головы! Ха-ха-ха!"

Вы также сыграли свою роль в том, что к ним присоединился Клифф Бертон. Как это произошло?

"Клифф играл в группе Trauma из Сан-Франциско, которая участвовала в записи Metal Massacre II. Они приехали в Лос-Анджелес, чтобы дать концерт в клубе Troubadour, и я пошёл на них посмотреть. Группа была неплохой, но басист был просто невероятным – клёш, джинсовая куртка, развевающиеся волосы, весь концерт мотал головой. Примерно через месяц мне позвонил Ларс и сказал: "Слушай, нам нравится Рон, но мы хотим найти басиста получше. Ты никого не знаешь?". Trauma должны были вернуться в Лос-Анджелес через пару недель, и я сказал: "Вам стоит сходить на их концерт – у них потрясающий басист". Так что мы пошли на концерт, и уже через 5-10 минут Ларс сказал: "Этот парень будет играть в нашей группе". И действительно, через месяц или два Клифф уже в группе, и они переезжают в Сан-Франциско."

Неужели тот оригинальный состав был обречён?

"Дэйв Мастейн был феноменальным гитаристом, но когда он слишком много выпивал, он немного менялся. Это был уже не тот весёлый и компанейский Дэйв, которого все знали. Я видел, что это может стать проблемой, особенно после того, как увидел их выступление и пообщался с ними по душам. Это была группа Ларса и Джеймса, но Мастейн тоже был там – это был трёхголовый монстр, когда дело касалось того, кто главный."

Вопрос на 64 000 долларов: почему вы не подписали их на Metal Blade?

"У меня просто не было денег. Ларс пришёл ко мне и сказал: "Слушай, у нас есть возможность записать пластинку за 10 000 долларов, ты не хочешь этим заняться?". А я ответил: "Конечно, хочу, но где я возьму 10 000 долларов? У меня и тысячи нет". Когда записывался первый альбом Slayer, его профинансировали родители Керри Кинга и Тома Арайи, но у ребят из Metallica просто не было столько денег, чтобы провернуть это, как и у меня."

Вы никогда не задумывались, как бы всё сложилось, если бы вам удалось тогда наскрести эти 10 000 долларов?

"Не особо. Послушайте, я рад, что сыграл свою маленькую роль в их истории, и они были невероятно добры ко мне все эти годы, вспоминая об этом. Но у меня всё равно сложилась невероятная карьера – я работал с миллионом потрясающих групп, и я всё ещё занимаюсь этим 40 лет спустя. Деньги меня не волнуют. Я сыграл свою роль в их истории, и я ни о чём не жалею. Всё сложилось так, как должно было сложиться для нас обоих."

Чем Ларс и Джеймс отличаются сегодня от тех ребят, которых вы встретили 40 с лишним лет назад?

"Ларс не сильно изменился. Когда мы встречаемся, мы снова превращаемся в подростков. А вот Джеймс определённо сильно изменился – когда я встретил его впервые, он, наверное, сказал всего три слова, настолько он был застенчивым. Но с годами он стал совсем другим человеком – невероятно умным, невероятно дружелюбным, он всегда благодарит меня за ту маленькую роль, которую я сыграл в истории Metallica."

Вы могли ли себе представить тогда, что спустя 40 лет мы всё ещё будем говорить о Metallica?

"Никогда. Ни за что на свете. Был забавный момент, когда Metallica вводили в Зал славы рок-н-ролла [в 2009 году]. У них была большая вечеринка, уже было очень поздно, народу поубавилось, и мы с Ларсом разговорились. И он посмотрел на меня и сказал: "Ты можешь, блин, поверить, что всё это произошло?". А я ему: "Нет, конечно, нет, это просто невероятно"."