("Воображаемые друзья", IF, 2024, США)
Это наше с вами бытие следует простой житейской логике. Но у истинно творческих личностей она порой непредсказуема, как вальсирование на ветру осеннего листа.
Вот и Джон Красински, чья дражайшая супруга миссис Красински Эмили Блант порадовала нас недавно в "Каскадёрах", отчебучил тут странный режиссёрский фортель. Который, будь мы зубоскалами, мы списали бы на "траву не той системы", что по ошибке подвезли Джону. Однако, поскольку мы люди серьёзные, значит будем искать причину этого его заскока, не заглядывая в учебник ботаники за 6 класс.
Итак, решив однажды переквалифицироваться в кинорежиссера, актёр Джон Красински начал с драматических комедий - видимо, памятуя свой дебютный опыт в сериале "Офис".
В итоге Джона ждал облом-с. Даже будучи неплохими и трогательными, эти его "хаханьки" оказались зрителю даром не нужны. После чего у какой-нибудь тонко чувствующей, творческой натуры сразу опустились бы руки, но Красински был не из таких. Его натура чувствовала толсто и не унывала, а руки функционировали в любом положении, не только в обвисшем. И раз уж ему не попёрла масть в одном жанре, он переключился на другой. Причём радикально - с драмкомедии на фантастический хоррор-выживач.
Так и родилась на свет джонова напугай-франшиза "Тихое место". С невероятно тупыми сюжетом и героями - даже по логике их собственной фант. вселенной.
Однако все наезды на неё критиков она кроет двумя козырями: "Сами вы тупые!" 20-кратно отбившаяся касса у первой ленты и 5-кратно у второй (при бюджетах 17 млн. $ и 61 млн. $, соответственно). Что по меркам современных ужастиков могучее достижение и мотивация продолжать банкет. В лучшем голливудском ресторане, с ансамблем цыганской песнепляски и битьём хрусталя о головы конкурентов-неудачников.
Здесь-то Красински и отмочил свой фортель, из-за которого вы читаете эти строки.
Анонсировав триквел "Тихого места" ещё в 2021-м, Джон со своими продюсерами вдруг взял и... потратил 110 миллионов на абсолютно другую историю. Под названием "Воображаемые друзья". И не относящуюся ни к "тихо-местной" франшизе, ни вообще к хоррорам.
А относится она... хм...
Да, к очередной картине Красински есть каверзные вопросы. Главный из которых: на кого вообще она рассчитана? Ни детским фэнтези её не назовешь, ни взрослым фэнтези про детей, вроде классики от Дель Торо или экранизаций Кинга, она не является. Да ещё Райан Рейнольдс (он же один из продюсеров) пополнил ею список своих скучных ролей - неужто он и впрямь давно мечтал сыграть банального грустного клоуна второго плана?
Дело в том, что "Воображаемые друзья" - пример чертовски меткого попадания... промеж двух стульев. Ибо для детской истории в этой прямо-таки аномальная передозировка грустных рефлексий и трындежа. Зато наблюдается дефицит приключений - а ведь дети их обожают, это для них в кино самая вкусняшка!
Вдобавок некоторые сцены, типа, без шуток, шедеврального "танго с капельницей", мальчишки и девчонки элементарно не поймут. Весь скрытый трагизм этого, с виду, комичного номера, адресован родителям, а детям его не уловить - в силу своего возраста.
Для взрослого же кино здесь многовато мультяшно-придурковатых героев, плохо вписывающихся в серьезную психологическую драму. Мультяшек, которые лишь отвлекают от неё взрослого зрителя своими аляповатостью и кривлянием. Хотя, по идее, должны бы, наоборот, усиливать драматическое напряжение. Как, например, монстры в "Лабиринте Фавна" - столь же абсурдные, но неуместный зрительский смех они явно не вызывают. Как и возрастной рейтинг дель-торовой ленты "16+".
Но в "Воображаемых друзьях" детсадовский рейтинг (PG) приглашает в кинозалы даже аудиторию "Спокойной ночи, малыши" - хотя рискует усыпить её своей сюжетной меланхолией ещё быстрее, чем Хрюша со Степашкой.
И поди уразумей, кому такое мило, если сам Рейнольдс, судя по его здешнему унынию, не понял, в чём именно он играл.
Главная героиня, девочка-подросток Беа (Кейли Флемминг) - тоже персонаж не по-детски трагический.
Мало того, что несколько лет назад у неё от болезни умерла мама, так сегодня ещё и папа (сам Д. Красински) слёг в больницу. Не с аппендицитом или грыжей, а для рискованной операции на сердце. И с большими шансами при такой суровой завязке не дожить до финальных титров; у беспощадного к своим героям Дель Торо - гарантированно не дожил бы.
Ну а грустная Беа отправилась жить к подозрительно оптимистичной бабушке. И каждый день ходила навещать в больницу папу. Тоже подозрительно оптимистичного - видимо, завещание он уже написал и ипотеку выплатил, не оставив её дочери в наследство.
И вот, когда Красински вроде бы уже не оставил нам, зрителям, поводов для веселья, Беа вдруг сделала невероятное открытие...
...Сделала Беа невероятное открытие-не-спойлер, надо бы уточнить, поскольку это всё ещё официальная "инфа" из аннотации и трейлера.
А Беа, подобно легендарному пацану Коулу из киноклассики 90-х, тоже вдруг стала видеть тех, кого нет. Только не призраки мёртвых людей, а выдуманных живыми людьми, их воображаемых друзей. То есть всяких разноцветных чудиков. Больших и мелких, смешных и грустных, тупых и... не беспросветно тупых.
Вернее, это сосед Беа Келвин (Р. Рейнольдс) объяснил ей, кто все эти монстры. Поскольку он тоже не только их видел, но и решал их проблемы. Так как, вырастая, придумавшие их дети про них напрочь забывали. Только чудики при этом не исчезали, а продолжали жить незримо для всех, страдая без друзей и собутыльников.
Поэтому Беа с Келвином дали обещание вернуть "сиротинушек" их уже взрослым друзьям-людям. Только каким макаром, если впадать обратно в детство зануды-взрослые отказывались?
Впрочем, не без танца с бубном, но дело было решаемо...
***
В общем, допускаю, что если вы относитесь ко взрослым, ещё не переболевшим детством, то у вас есть шанс полюбить это эклектичное кино. Ведь при таком раскладе вы легко настроитесь на обе его диссонирующие друг с другом волны - мультяшно-комичную и взросло-драматичную. После чего сможете оценить все те идеи, что хотел донести до вас Джон Красински.
Увы, но те из вас, кто или окончательно повзрослел, или ещё даже не начинал, ощутят себя в "Воображаемых друзьях" не в своей тарелке. И быстро заскучают, зевая при каждом появлении на экране тоскливого Рейнольдса. И даже впечатляющий букет звёзд, что озвучивали здешний монстрятник, не превратят его для вас в яркий озорной праздник...
Обидно, беря во внимание, что в теории задумка у Красински была добрая и со смыслом.
Трейлер фильма: