Найти тему
Николай Головченко

Одежда евразийских номадов скифо-сакского времени (опыт разработки типологии и терминологического аппарата)

Головченко Н.Н., Телегин А.Н. Одежда евразийских номадов скифо-сакского времени (опыт разработки типологии и терминологического аппарата) // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 2. История. - С. 5-12.

Аннотация. В статье обобщен опыт систематизации, рассматриваются теоретические вопросы изучения костюма носителей археологических культур скифо-сакского мира, предлагаются: классификация костюма и типология отдельных категорий одежды, а также номинация составных элементов последней. Классификация костюма осуществляется на основе традиционного для отечественных этнографов подхода, согласно которому рассматриваемый комплекс подразделяется на головные уборы, наплечную и поясную одежду, а также обувь. При типологизации отдельных элементов одежды авторы руководствовались предполагаемыми особенностями кроя скифских облачений, номинация составных частей которых составлена с привлечением широкой массы разноплановых источников. Предложены новые типологии отдельных категорий одежды, созданные и применимые только при изучении одежды населения степной полосы Евразии в VIII-III вв. до н.э.

Ключевые слова. Костюм, одежда, типология, номинация, скифо-сакский мир.

Введение. В конце VIII — начале VII вв. до н.э. в степных просторах Евразии от Дуная на западе до Ордоса на востоке формируются археологические культуры, объединенные единством вооружения, конского снаряжения и своеобразного «звериного стиля» в искусстве. Этот удивительный феномен, получивший в исторической науке наименование «скифо-сибирский мир», на целые пятьсот лет определил культурный облик огромного региона. Археологическое изучение «скифо-сибирского мира» осуществляется вот уже почти три столетия. За это время предметом исследования нескольких поколений ученых чаще всего становились вопросы, связанные с проблемами формирования и развития всех компонентов скифской триады. Столь пристальное внимание археологов к этим категориям артефактов закономерно обусловило значительный прогресс в их изучении. Прочие категории вещевого комплекса археологических памятников означенной культурно-исторической области исследовались менее регулярно и, соответственно, с более скромными результатами. В полной мере это относится к одежде кочевников, которая, несмотря на то, что к ее изучению в разное время обращались такие известные археологи как П.К. Степанов [1], М.И. Ростовцев [2], [3], С.И. Руденко [4], М.П. Грязнов [5], Л.С. Клочко [6], [7], Т.В. Мирошина [8], [9], Л.Л. Баркова [10], Н.В. Полосьмак [11], [12], С.А. Яценко [13], все еще остается недостаточно изученной. Между тем одежда евразийских номадов эпохи раннего железа заслуживает большего внимания со стороны исследователей, поскольку относится к одному из наиболее информационно-насыщенных компонентов материальной культуры традиционных обществ, исследование которой способно пролить свет на этнические, этнографические и социальные маркеры изучаемого социума, его мировоззренческие представления и идеологические установки [14]. В свете изложенного наше обращение к данной тематике можно рассматривать как попытку активизировать усилия исследователей в ее разработке. Источниковедческая база нашей работы представлена материалами вещественных, изобразительных и письменных памятников. Каждая из этих групп обладает рядом присущих ей особенностей. Вещественные источники — наиболее достоверные в нашей выборке, поскольку являются остатками подлинной одежды. Однако, исходя из того, что эти материалы представлены лишь одной разновидностью одежды — погребальной (культовой), которая в большинстве случаев сохранилась лишь частично, ее информационные возможности стоит признать в известной степени ограниченными. Изобразительным источникам, в свою очередь, присущи схематизм и небрежность в передаче морфологических особенностей скифской и сакской одежды. Кроме этого, в большинстве случаев художники явно гипертрофированно изображали отдельные ее элементы: шпили головных уборов, формы ворота и подол наплечной одежды, голенище и носок обуви. Письменные источники, представленные в нашей работе, в источниковедческом отношении неоднородны. Так, труды греческих авторов содержат весьма тенденциозную информацию об интересующем нас предмете. Геродот, например, в словосочетание «скифская одежда», вкладывал, судя по всему, сугубо личные представления об одежде скифов Причерноморского региона [15]. Письменные же источники «восточного» происхождения (Авеста и др.) явно искажают действительность вследствие их довольно позднего происхождения и определенной религиозно-идеологической направленности. Преодолеть указанные особенности источников, на наш взгляд, представляется возможным лишь с помощью их перекрестного анализа и критики, с привлечением массива аналогий из синхронных и отстоящих во времени от скифской эпохи культур. Вопросы терминологии. Термином одежда мы обозначаем комплекс обязательных вещей, традиционно используемых для покрытия человеческого тела. Вкупе с различными аксессуарами, а также каким-либо оформлением поверхности тела человека и его волос она составляет костюм. Подразделяя одежду на отдельные категории, мы, вслед за В.Б. Богомоловым, в качестве критерия использовали место закрепления элементов одежды на теле человека [14; 267]. Таким образом, были получены следующие категории одежды: наплечная (удерживающаяся на плечах) и поясная (удерживающаяся на талии или бедрах), обувь (удерживающаяся на внешней стороне голеностопа и пальцев ног) и головные уборы (удерживающиеся на голове). Составляющие головных уборов: Наголовник — основная часть головного убора, покрывающая голову носящего. Завязки — многофункциональный элемент головного убора, представленный в виде завязок, наушников, нащечников и, возможно, подвесок, крепившихся к височным сторонам уборов. Назатыльник — элемент головного убора, закрывающий теменную область, шею, а иногда и плечи носящего. Шпиль — коническая конструкция вершины головного убора, наличие или отсутствие которой определяет форму убора. Составляющие наплечной одежды: Фасон — комплекс важнейших морфологических особенностей одежды. Покрой — способ кроя и шитья, определяющий фасон одежды. Ворот — часть наплечной одежды, окружающая шею человека. Стан — часть наплечной одежды, покрывающая торс человека. Кокетка — отрезная часть женской наплечной одежды, прикрывающая грудь и верхнюю часть спины. Пройма — вырез в стане (кокетке), предназначенный для продевания руки. Рукава — часть наплечной одежды, покрывающая (полностью или частично) руки. Ластовица — клин, вшиваемый в пройму и рукав, под мышкой. Обшлаг — отворот нижней части рукава. Манжета — пристегнутый или пришитый к рукаву обшлаг. Борт — правый или левый край распашной одежды [16; 70]. Подол — элемент наплечной и поясной одежды от талии до ее нижнего края. Пола — нижняя часть подола. Фалда («хвост») — задняя часть подола, в том случае, когда ее длина значительно превышает длину передней части (характерна для фраков). Шов — место соединения сшитых кусков ткани, кожи [16; 1175]. Поясная одежда: Штаны — разновидность поясной одежды, основным функциональным элементом которой являются соединенные между собой и покрывающие каждую ногу в отдельности штанины. Юбка — разновидность поясной одежды, основным функциональным элементом которой является подол, закрывающий ноги.

Терминологическая схема: 1 – головного убора; 2 – мужской одежды; 3 – штанов;  4 – обуви; 5 – женской одежды.
Терминологическая схема: 1 – головного убора; 2 – мужской одежды; 3 – штанов; 4 – обуви; 5 – женской одежды.

Составные элементы штанов: Штанина — элемент поясной одежды, покрывающий ногу. Ноговицы — не соединенные между собой штанины. Шаг — внутренний край штанин и расстояние между ними, в паху. Мотня — место в задней части штанов, в шагу, где сходятся штанины. Ластовица — клин, вшиваемый между штанинами в шаг. Гашник — верхняя поясная кромка штанов. Лампасы — широкие полосы из цветного сукна, нашитые на штанах вдоль швов. Составные элементы юбки: Подол — элемент юбки от гашника до ее нижнего края. Гашник — верхняя кромка юбки. Элементы обуви: Обувь — одежда, удерживающаяся на внешней стороне голеностопа и пальцев ног, традиционно используемая для защиты голенища и стопы от внешних воздействий. Голенище — элемент обуви, покрывающий голень, или ее части, а иногда и бедро ноги. Взъем — верхняя часть обуви над ступней, от союзки до голенища. Берцы — детали обуви, покрывающие голеностопный сустав и нижнюю часть голени. Союзка — деталь обуви, закрывающая тыльную поверхность плюсны стопы. Носок — деталь обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев ног. Задник — деталь обуви, покрывающая пяточную часть стопы. Подошва — нижняя часть обуви под ступней. Типология одежды. Проблемы типологии одежды наиболее обстоятельно рассмотрены в работах С.А. Яценко [13] и И.А. Усовой [17]. Обобщив и систематизировав обширный материал по костюму ираноязычных народов древности, С.А. Яценко составил типологию поясной одежды европейских скифов, разделив ее на штаны (шаровары), распашные юбки, передники и набедренные повязки. Среди скифской обуви исследователь выделил: полусапожки (скифики), ноговицы, высокие кожаные чулки и женскую низкую обувь с овальными носками. Для носителей пазырыкской культуры Горного Алтая как основные типы поясной одежды автором выделены штаны (шаровары) и юбки, обуви: мужские ноговицы, высокие кожаные/меховые сапоги, высокие войлочные сапоги-чулки, женские полусапожки и войлочные чулки [13]. Из приведенных примеров видно, что С.А. Яценко, как и многие его предшественники, не избежал соблазна и при выделении типов вещей, нарушил главный принцип — единство критериев. Исследуя костюм кочевников Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья, с необходимостью составления типологии одежды столкнулась И.А. Усова. Вслед за С.А. Яценко она разделила поясную одежду* на штаны (восемь типов) и юбки (три типа), при этом, в качестве главных критериев для этой «классификации» использовались «покрой и манера застегивания». Основываясь на покрое изделий, И.А. Усова подразделяет обувь на следующие виды: сапоги (восемь типов), сапоги-чулки (два типа), «носки» (один тип) и туфли (два типа). При этом автор признает, что покрой и манера застегивания «для каждого вида изделия могла быть разной» [17; 19], что фактически говорит о том, что каждая отдельная находка может считаться новым типом одежды. Между тем известно, что только на ранних этапах развития культура «представлена множеством слабо дифференцированных типов, которые состоят из небольшого числа артефактов. На последующих стадиях положение меняется: культура, как правило, образует структуру с немногочисленными, но репрезентативными признаками» [18]. Отдельного внимания заслуживают работы Н.Ф. Прытковой, посвященные классификации и типологии традиционной одежды народов Сибири по ее покрою [19; 227-369], поскольку именно покрой, по мнению авторов, должен выступать основным типообразующим признаком одежды. Но, к сожалению, характер источников не позволяет нам в полной мере использовать при типологизации этот важнейший критерий. Однако авторы постарались его учесть. Основываясь на разработках предшественников, мы предлагаем следующие типологии отдельных категорий одежды носителей археологических культур скифо-сакского мира. Основными структурными элементами типологий являются: категория, группа, отдел и тип. Категория — представляет собой комплекс вещей одного назначения, в нашем случае — все головные уборы. Категория делится на две группы. Группа — включает в себя головные уборы, объединенные материалом изготовления: «мягкие» (текстильные) и металлические (шлемы) уборы. Группы подразделяются на отделы. Отдел — объединяет головные уборы, имеющие одинаковую форму наголовников. В группе «мягких» головных уборов выделяется 3 отдела: конические, полусферические и цилиндрические уборы. В группе металлических головных уборов выделяется 2 отдела: конические и полусферические шлемы. Отсутствие отдела цилиндрических уборов в группе металлических шлемов объясняется отсутствием таковых. Тип — составляют уборы, объединенные устойчивым сочетанием таких признаков как «завязки» и «назатыльники». В каждом отделе 4 типа, выделяемых по возможным комбинациям признаков «завязок» и «назатыльников» (с завязками и с назатыльником, с завязками, но без назатыльника, без завязок, но с назатыльником, без завязок и без назатыльника). Категорию наплечной одежды мы предлагаем разделить на две группы: распашную (с разрезом спереди) и не распашную (без соответствующего разреза). Каждая группа по способу устройства ворота делится на два отдела: со стойкой и без таковой. Отделы по длине рукавов подразделяются на три типа: с длинными рукавами, короткими рукавами и без таковых. Каждый тип наплечной одежды по способу оформления ее нижнего края в свою очередь подразделяется на виды: с подолом, без последнего и с фалдой. Категория поясная одежда делится на две группы: штаны и юбки. Каждая группа делится на два отдела: сшитые и не сшитые. Дальнейшая типологизация затруднена вследствие неполноценности, условности и возможности неоднозначной трактовки источников. Категорию «обувь» мы считаем уместным подразделить на две группы: с голенищем и без такового. Каждую группу, в свою очередь, разделить на два отдела: с острым и тупым (округлым) носком.

Вывод. В ходе исследования мы пришли к выводу, что единую и универсальную типологию одежды выработать невозможно, в силу природноклиматических различий регионов мира, и как следствие — эстетическокультурных особенностей в психологии людей. Таким образом, нами в прямую зависимость были поставлены условия проживания людей и комплексы их одежды. Поэтому предлагаемые нами выше типологии отдельных категорий одежды созданы и применимы только при изучении одежды населения степной полосы Евразии в VIII-III вв. до н.э. Также необходимо отметить, что большинство разработанных нами типологических рядов остаются открытыми.

Список литературы

1. Степанов П.К. История русской одежды. Вып. 1. СПб., 1915. 345 с.

2. Ростовцев М.И. Степанов П.К. Эллино-скифский головной убор // ИАК. Вып. 63, 1917. С. 69-101.

3. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Петроград: Огни, 1918. 190 с.

4. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: Наука, 1953. 354 с.

5. Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. Ленинград: Изд-во государственного Эрмитажа, 1950. 89 с.

6. Клочко Л.С., Васина З.А. Костюм предскифского времени на территории современной Украины // Kimmerowie, Scytowie, Sarmaci. (Pod red. J. Chochorowskiego). Krakow, 2004. С. 185-198.

7. Клочко Л.С. Поясная одежда у населения Скифии // Древности скифской эпохи: сб. стат. М.: ИА РАН, 2006. С. 100-119.

8. Мирошина Т.В. Скифские калафы // СА. 1980. № 1. С. 30-45.

9. Мирошина Т.В. Греческие головные украшения Северного Причерноморья // Краткие сообщения Института археологии. 1983. Вып. 174. С. 10-17.

10. Баркова, Л.Л., Гохман И.И. Происхождение ранних кочевников в свете данных палеоантропологии и анализа их изображений // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб., 1994. С. 27-33.

11. Полосьмак Н.В. Воинские шлемы пазырыкцев // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998. С. 148-151.

12. Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Новосибирск, 2005. 232 с.

13. Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М.: Вост. лит., 2006. 664 с.

14. Богомолов В.Б. Теоретические и методологические основы реконструкции костюма (определение понятий «одежда» и «костюм») // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. тр. Ч. I / Отв. ред. М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко, Р.С. Хакимов. Гл. ред. Н.А. Томилов. Казань, 2010. С. 264-273.

15. Вся история Древней Греции: сборник переводов произведений древних авторов. М.: АСТ Астрель, 2009. 1306 с.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М., 2008. 1200 с.

17. Усова А.И. Костюм кочевников Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2012. 24 с.

18. Кияшко А.В. Некоторые вопросы применения типологического метода в археологии // Бронзовый век Восточной Европы: характеристика культур, хронология и периодизация: М-лы междунар. науч. конф. «К столетию периодизации В.А. Городцова бронзового века южной половины Восточной Европы». Самара, 2001. С. 129-135.

19. Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 227-369.

* По мнению И.А. Усовой, поясная и наплечная (плечевая, по С.А. Яценко и И.А. Усовой) одежда составляют одну категорию «одежда» [17; 19].

Clothes of Eurasian nomads at the Scythian and Saxon time (typology and terminology development)

Summary. The article summarizes the experience of systemitizing, discusses the theoretical issues in the study of a garment worn by the representatives of Scythian and Saxon archaeological cultures. The article introduces to garment classification and typology of certain categories of clothes, as well as their constituent elements’ nomination. The classification is based on the traditional approach accepted by Russian ethnographers, according to which a garment under study is divided into hats, shoulder and waist clothes as well as shoes. In the process of the typology development the authors relied on the alleged peculiarities of the Scythian clothes cut. The nomination of its components was composed with reference to various sources. Thus, the authors propose a new typology of certain categories of clothes that could be developed and applied only in the study of clothes belonged to people of the steppe zone of Eurasia in VIII-III centuries BC.

Key words. Garment, clothes, typology, nomination, Scythian and Saxon world.