Похожий на Тимоти Шаламе (сейчас мода такая: если красавец и с гривой, то сравнивают его с этим актером) Петр Гуменник стоит посередине катка в «Хоккейном городе» в окружении человек 25 – 30. Что‑то объясняет, отчаливает, разгоняется и делает гидроблейд. Справочники описывают этот элемент скучно, что‑то про «скольжение на внутреннем ребре с глубоко согнутым коленом опорной ноги со свободной ногой, скрещенной сзади и вытянутой за пределы собственной оси». Давайте проще. Это как если поскользнулся и фотограф запечатлел тебя за секунду до того, как ты распластался на льду. Вот фигурист в этот самый миг застывает и скользит.
Ваш корреспондент не каталась на коньках лет с семи (да и тогда по большей части каталась вовсе не на ногах), но тут как с велосипедом: не разучишься. Сначала минут пять просто нарезаем круги. На лицах большинства (ваш корр к нему относится) счастливая детская улыбка: эндорфины выделяются и свое дело делают. Петр демонстрирует то один, то другой элемент. Позже сообщил, что «показал весь спектр фигурного катания: поскользили, повращались, попрыгали».
Опять разгоняется, отрывается ото льда, мы стараемся сосчитать, сколько раз он в воздухе обернулся. Пытаемся повторить, сократив количество оборотов. Вашему корреспонденту блестяще удалось сделать четверть оборота.
Неподалеку парень довольно умело сотворяет какой‑то элемент. Воображение рисует такую биографию: с детства занимался фигуркой, но в старших классах стало понятно, что хорошо бы «ремесло в руки» — и вот вешаешь коньки на гвоздь, часами сидишь в три погибли за компом. А коньки остаются отдушиной.
Знакомимся. Леша, Алексей Новиков. Второй раз в жизни встал на коньки, когда пришел на отбор в секцию ИТМО по фигурному катанию. Да, в вузе с прошлого года и такая секция есть.
— Каким‑то чудом я отбор прошел: устоял, докатался. Некоторые люди встают на лед и вдоль бортика ходят, а я какую‑то уверенность чувствовал. Попал в секцию на начинающий уровень, хожу месяцев пять. Занятия у нас раз в неделю — для базового уровня и для продвинутого. Я хожу на оба.
Признается, что прыгает редко — страх пока еще есть.
— Как‑то пересилил себя, подпрыгнул, постарался сделать что‑то такое красивенькое. И получилось действительно очень красивенько — до триумфального падения на лед. Решил повременить.
Вообще‑то Алексей делает вполне себе прыжки и обороты в учебе: умудрился сменить уже несколько программ в одном вузе, и все на бесплатном. Поступил на лазерные технологии, перевелся на инфокоммуникации, а потом решил все же заниматься искусственным интеллектом. Ради этого даже годом пожертвовал: учится на третьем курсе, хотя мог бы на четвертом.
— Я, конечно, не фигурист, я программист, но как хобби фигурное катание отлично поддерживает физическую форму, душу греет.
Стася, Станислава Хохлова — студентка программы бакалавриата «компьютерные технологии в дизайне», оканчивает первый курс. Каталась в детстве.
— В секцию объявили отбор, я пришла. Отбор был, скорее, просто по уровням, чтобы распределить на две группы: основных и начинающих. Меня взяли в основную.
Стася объясняет, как в программистском ИТМО сдают физкультуру — это обязательная, как во всех вузах, дисциплина. Есть вузовский студенческий клуб «Кронверкские барсы» (главное здание университета — на Кронверкском), позиционирует себя на сайте так: «У нас нет скучной физкультуры по расписанию». И действительно, 80 секций по 50 видам спорта. Есть, например, алтимат-фрисби (командная игра с летающей тарелкой), киберспорт, йога ну и классические. За семестр надо набрать минимум 60 баллов за посещения, еще до 40 баллов — за сдачу нормативов или дополнительные занятия, всего — 100. У Стаси 130 баллов, потому что она вообще‑то в вузе и на горные лыжи ходит — в Коробицыно студенты ездят. Лишних баллов за соревнования набрала. А на фигурку ходит просто потому, что очень любит кататься на коньках.
На льду три барышни отделяются и стараются сделать элемент синхронно. Получается! Обнимашки, аплодисменты себе.
Одна из них — Вероника Исламова, оказывается, фигуристка.
— Вы знаете команду по синхронному катанию «Парадиз»? Она лучшая в России!
Команда несколько раз становилась лучшей и в мире.
— Нас 16 человек на льду, а мы должны быть как одна. Делаем тодесы, поддержки, прыжки.
Вероника начинала в одиночном, но в какой‑то момент решила перейти в синхронное и «нисколько не жалею».
Оканчивает второй курс бакалавриата на «биоинженерии». Объясняет: это направление, связанное с химией, физикой, математикой и биологией. Ответвлений множество: фармацевтика, нефтехимия, ресурсосбережение, микробиология…
Спрашиваю: а почему в ИТМО, а не в «спортивный» вуз? Отвечает: так я «в Лесгафта» на заочном учусь. Самое трудное время в году — когда совпадает: в одном вузе сессия, в другом контрольные, а еще соревнования проходят.
— Но я справляюсь. Как спортсменка привыкла брать по максимуму.
Петр Гуменник после мастер-класса комментирует:
— Я показывал всякие технические тонкости. Видел, например, что у кого‑то уже хорошо получается и не хватает какой‑то мелочи. К примеру, на петле корпус повернуть или ногу поближе держать. А гидроблейд довольно сложный элемент, но у многих получилось что‑то близкое.
Рассказывает, как строится его типичный день, когда и учеба, и подготовка к соревнованиям:
— Еду в университет на две пары, потом на каток — два «льда» провожу. Потом еду домой, обычно вечером есть еще пара онлайн, ну и домашки.
Уточняем: а спите оставшиеся в сутках 15 минут… Нет, отвечает, старается поспать часов девять, без этого и тренироваться сложно, и учиться.
Гуменник поступил в 2022 году на направление «информатика и вычислительная техника» (ЕГЭ по информатике сдал на 100 баллов), планирует заниматься биоинформатикой — ему интересны генные модификации.
Напоследок приободрим нынешних сдающих ЕГЭ. Петр несколько раз пересдавал эти тесты аж по нескольким предметам, потому что его «не устраивали результаты». Правда, те не удовлетворившие его баллы были выше 70 и выше 90.