Князь Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) - невероятно интересная личность, гениальный дилетант, который занимался всем сразу и оставил след и в русской литературе, и в русской философии, и в русской музыке (как музыковед и в меньшей мере - как композитор).
Мне довелось заниматься его творчеством в связи с моей основной специальностью, но и к моему хобби он тоже имеет некоторое отношение.
В наследии Одоевского имеется незаконченный фантастический роман, действие которого смело перенесено в 4338 год (!).
Собственно, вещь так и называется: "4338 год".
Почему выбрана эта дата?
В некоторых других фантастических произведениях с переносом действия в будущее иногда назывались даты, отстоящие от точки отсчета на количество лет, кратное 100.
Однако Одоевский не просто так ткнул пальцем в небо и выбрал год, о котором никто из ближайших поколений не мог бы иметь никаких понятий (и у нас их тоже нет и не может быть).
Дата обоснована прямо в авторском эпиграфе-пояснении:
По вычислениям некоторых астрономов, комета Вьелы должна в 4339 году, то есть 2500 лет после нас, встретиться с Землею. Действие романа, из которого взяты сии письма, проходит за год до сей катастрофы.
Трижды открытая комета
Комета названа тут не совсем правильно, хотя понять, о чем речь, нетрудно. Подразумевается комета Биэлы, названная в честь немецкого астронома Вильгельма фон Биэла (Biela, 1782-1856), который, однако, не был ее первооткрывателем.
Впервые комету наблюдал французский астроном Жак Лейбакс Монтень в 1772 году; одновременно с ним ее обнаружил другой французский астроном - Шарль Мессье, но рассчитать ее орбиту тогда не удалось. Легкомысленная красавица сверкнула в небе, помахала хвостом и улетела.
Вторично ее открыли 10 ноября 1805 года, не зная, что это вернулась та же самая комета. На сей раз гостью наблюдал Жан-Луи Понс. И вновь она оказалась неуловимой: к середине декабря она утратила видимость. У немецких ученых возникли предположения, будто это вернулась комета 1772 года, но доказать это не получилось.
И лишь в 1826 году комету в третий раз открыл Вильгельм фон Биэла, рассчитавший ее орбиту и давший комете свое имя. Потом уже подтвердились гипотезы о том, что это она пролетала над Землей и в 1772, и в 1805 году, и обещала прилететь еще и еще. По подсчетам Биэлы, ее период обращения - 6, 6 лет.
Стало быть, комета вернулась в сентябре 1832 года, и, поскольку она должна была пересечь орбиту Земли 29 октября, возникли панические слухи, будто возможно ее столкновение с нашей планетой.
Одоевский, очевидно, следил за этим астрономическим триллером. Его роман писался в начале 1830-х годов, а первые, фрагментарные, публикации, состоялись в журналах "Московский наблюдатель" (1835, часть 1), и "Утренняя заря" (Петербург, 1840). Советское издание 1926 года объединило эти прижизненно изданные фрагменты неоконченного романа.
Феерическая гибель кометы
Собственно, я хотела написать про роман Одоевского, но, видимо, в другой раз. Ведь судьба той самой кометы тоже похожа на роман.
Прогнозы о смертоносности кометы Биэлы не оправдались.
В 1846 году изумленные астрономы обнаружили, что она прилетела с очередным визитом, уже распавшись на две части. К 1852 году ее компоненты разлетелись на расстояние примерно 2,8 млн км. А после этого комету вообще никто больше не видел ни целиком, ни по частям. Зато в 1872 году на Землю обрушился красивый метеорный дождь - в тот самый момент, когда Земля пересекла орбиту бывшей кометы. Эти потоки наблюдались до конца 19 века, причем их интенсивность сначала возрастала (до рекордных 6000 метеоров в час в 1892 году), а потом резко упала (150 метеоров в 1800 году). Эти метеоры назвали Андромедидами.
Так что комета красиво умерла, оставив о себе память среди астрономов и дав повод князю Одоевскому написать столь необычное произведение. Естественно, ни в каком 4338 году комета Биэлы к нам вернуться не может.
Но это не значит, что на ее месте не окажется какой-нибудь другой гость из космоса. Да и человеческую дурь тоже не следует сбрасывать со счетов. Поэтому состоится ли вообще 4338 год - вопрос открытый.