Найти тему
Наука и фантастика

"1722,1822,1922": из старинной венской фантастики

Вена. Внутренний вид Йозефштадтского театра. Моё фото с раскрашенной гравюры 1835 года (Музей Вены).
Вена. Внутренний вид Йозефштадтского театра. Моё фото с раскрашенной гравюры 1835 года (Музей Вены).

26 октября 1822 года в одном из венских театров, расположенном в предместье Йозефштадт, состоялась премьера пьесы Карла Майзля с забавным названием "1722, 1822, 1922".

Музыку написал композитор Франц Глезер (Gläser).

Интересно, что, публикуя пьесу в 1824 году, Майзль перенес время действия на один год вперед. Актуализировал.

Титульный лист пьесы в первом издании (Вена, 1824). Оцифровка с сайта Баварской библиотеки в Мюнхене, свободный доступ.
Титульный лист пьесы в первом издании (Вена, 1824). Оцифровка с сайта Баварской библиотеки в Мюнхене, свободный доступ.

Пьеса задумывалась отнюдь не как фантастика, а как фарс. Главный герой, Захариас Румплер, персонаж из 1722 года (родившийся еще в глубоком 17 веке!), совершает два благодетельных поступка, и аллегорическая фигура Воздаяние (Vergeltung) предлагает ему в его последний час исполнить два заветных желания. В качестве первого желания Румплер выбирает нечто неожиданное: ему хочется взглянуть, что будет происходить через два столетия и выбрать самое прекрасное из будущих времен.

Действие всех трех актов происходит в Вене или в ее окрестностях.

Нас, конечно, больше всего будет интересовать третий акт - 1922 (или 1923) год.

Место начального эпизода указано очень конкретно: руины известного памятника "Пряха у креста" (Spinnerin am Kreuz), расположенного в пригороде Вены.

Франц Шайерер. "Пряха у креста" (1831). Музей Вены. Фото моё.
Франц Шайерер. "Пряха у креста" (1831). Музей Вены. Фото моё.

Кстати, памятник стоит себе как новенький и в 2022 году, никаких руин!

"Пряха у креста" под Веной. Фото из Википедии.
"Пряха у креста" под Веной. Фото из Википедии.

В 1922 году крестьяне пашут здесь землю на самоходных плугах (однако под музыку из оратории Гайдна "Времена года", 1802). Крестьянин объясняет удивленному Румплеру, что это "паровые машины". Сам крестянин оказывается необычайно просвещенной личностью: он говорит по-французски и в свободное от пахоты время изучает трактат об искусстве государственного управления.

Фермер 2000 года. Французская открытка к всемирной выставке в Париже 1900 года.
Фермер 2000 года. Французская открытка к всемирной выставке в Париже 1900 года.

Вскоре в небе появляется множество воздушных шаров. Они, оказывается, служат здесь транспортным средством вместо прежних конных фиакров.

"А что, лошадей в вашем мире больше нет?" - изумляется Румплер. - "Да сколько угодно, - отвечает воздушный таксист. - Только как транспорт их больше не используют, это слишком дорого".

Иеронимус Лёшенколь. Приземление воздушного шара в Вене 6 июля 1791 года. Изображение из открытых источников.
Иеронимус Лёшенколь. Приземление воздушного шара в Вене 6 июля 1791 года. Изображение из открытых источников.

Среди множества сугубо бытовых деталей, никак не связанных с футуристическими темами, Румплер наблюдает и кое-что действительно зловещее: узнает об "автоматических" армиях, состоящих сплошь из военных машин и автоматически сражающихся друг с другом.

Любопытный герой нечаянно уничтожает "искусственную мыслящую машину" (фактически робота, хотя такого слова в 19 веке не знали!). Румплеру грозит громадный штраф, который он выплатить не в состоянии. И тогда он высказывает свое второе желание: вернуться в 1822 (или в 1823) год - там оказалось лучше всего. И Воздаяние милостиво переносит его в старую добрую Вену.

Пьеса - отнюдь не шедевр и успеха не имела. Возможно, с музыкой она смотрелась поживее, чем сейчас читается.

Остается лишь гадать, что бы мог придумать венский драмодел начала 19 века, если бы отправил своего героя в 2022 год...

Демотиватор. Изобразение из открытых источников.
Демотиватор. Изобразение из открытых источников.

В своей космоопере я всячески избегаю называть конкретные даты, относящиеся к XXI веку (кроме тех событий, которые уже произошли).

Хорошо было благодушному бюргеру Майзлю фантазировать про Вену через два века. Мы тут не можем себе представить, что будет с нами через год.

Интересно, пронесёт?.. Или нужно срочно просить всеблагое Воздаяние вернуть нас туда, где было еще тепло и уютно? А может, сразу рвануть подальше из этой галактики?..

Читайте "Хранительницу" на Литмаркете, на Бусти и на Литрес (у Литмаркета роялти заметно больше, а Литрес - жлобы),

подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.

Всякая помощь автору полезна и приятна.