"...-Как там Наталья? Когда выпишут? - спросила Аня.
- Ещё долго ей лежать, - спохватился Павел. - Я частенько к ней езжу, когда в городе бываю.
- Хорошо ей, повезло. Иметь такого заботливого мужа - это такая редкость! - громко, выделяя каждое слово, сказала Анна, а потом вместе с Людочкой они пошли домой ..."
Читайте: Железная леди
Теперь Параска стала частой гостьей в доме Анны. Приходила вместе с Сашей, начиная с осени, когда работы стало поменьше. Сына Параска отправляла в комнату к Люде, а вместе с Аней они пряли кудель. Точнее, делом занималась Аня, а Прасковья всё больше наблюдала за ловкими движениями рук подруги. Сама же в это время могла или просто сидеть, или штопать носки и чулки.
- Ты скажи, если надоела я тебе, - однажды сказала Параска. - Только одной так тоскливо мне в избе моей холодной.
- У тебя ведь сынок подрастает, а с ним когда скучать? - не понимающе спросила Аня. - Мне вот всегда дело найдётся. Казалось сначала, что бездельем маяться в квартире буду, а оказалось, что и в ней посидеть сложа руки некогда.
- У тебя хоть тепло, а у меня хоть волков гоняй, - махнула рукой Параска. - Вот уже и морозы первые ударили, а печка не греет совсем. Хоть и плох был мой Аркаша, а печку бы подправил.
- Так попроси кого-нибудь из мужиков наших. Они тебе не откажут, помогут. Ну, конечно, заплатить придётся. Только это всё лучше, чем с Аркашкой твоим мучиться. Как вспомню тот день, когда ты ополоумела, так дрожит всё внутри. Если бы тогда не Валерик, то и не знаю, что было бы.
- Я и сама не понимаю, что тогда нашло на меня, а только свет белый мне не мил стал, - задумчиво произнесла Параска. - Сейчас немного полегче, но всё равно камень на душе. Вроде тихо и спокойно, а только одной в холодную постель не больно и ложиться хочется. Скажу тебе, что хуже нет ничего.
Аня даже прясть перестала, настолько неожиданным для неё стало признание подруги. Смотрела на неё Параска блуждающими глазами, а потом опустила голову. Аня глянула в сторону той комнаты, где гуляли Люда и Саша. Потом встала и на всякий случай прикрыла дверь, чтобы ничего не было слышно, а подруге строгим голосом сказала:
- Что ты несёшь, Прасковья? Постеснялась бы! Нашла о чём думать. Ты лучше за Сашкой больше присматривай. Люда рассказывала, что он котёнка, которого у Валерика выпросил, на морозе оставил. Вот за что переживать надо и учить сына уму-разуму, чтобы не стал таким же, как батька его. А ты Аркашу вспоминаешь.
- Нет, не то, чтобы его именно, но только тяжело мне одной жить. Был бы кто рядом, пусть бы и временно, да только легче бы мне стало. Не знаю, как ты одна всю жизнь лямку тянешь. Я так не могу, привыкла быть мужней женой, а к одиночеству, хоть и спокойному, привыкнуть никак не могу. А в нашей деревне, мне, по всей видимости, век одной доживать придётся. Нет здесь никого одинокого. Вроде и приезжают к нам люди, да только все семейные, холостяков нет. Только Павел один ходит, пока Наталья его ребёночка их будущего сохраняет. А скажу тебе, что помню, как он смотрел на меня, когда в город меня на машине вёз. Прямо глазами насквозь сверлил. Мне хоть плохо было, но глаза его запомнила.
- Параска, тебе говорить-то о таком не стыдно? Даже и думать о Павле не смей, понятно?
И здесь Прасковья поднялась со своего места и язвительно спросила:
- Кто бы говорил, но не ты, которая дитёнка нагуляла от женатого мужика!
- Зачем ты так? Сама ведь знаешь, что я хотела только ребёнка, а когда приходил Володька, то оттолкнула его, дала от ворот поворот!
Параска оправдания подруги слушать не хотела. Громко крикнула:
- Сашка! Живо собирайся, домой пойдём!
- Почему? Мы только играть начали!
- Я по сто раз повторять тебе не собираюсь! - крикнула она на сына, а потом посмотрела на Аню: - Ноги моей больше здесь не будет! Спокойной ночи, праведница ты наша.
Аня знала обидчивый, но отходчивый характер подруги и думала, что уже завтра они снова будут вместе работать и разговаривать так, как будто ничего и не было. Да только в этот раз Прасковья вела себя так, словно была чужой. Отвечала на вопросы только по работе и до конца дня даже в глаза Анне не смотрела.
- Может, сменишь гнев на милость, Параска? Всё-таки не чужие мы с тобой люди. Столько пережить нам пришлось.
- Это ты намекаешь, что спасла меня? Так вот скажу тебе прямо в глаза: чем так жить, лучше вообще никак. Нет хуже одиночества! - Параска ответила с надрывом в голосе, а потом разрыдалась, а следом за ней заплакала и Аня. Так и застал их председатель. Две подруги обнялись и плакали.
- Что это вы мокроту здесь разводите?- то ли в шутку, то ли вполне серьёзно спросил он.
- Это мы радуемся, что у наших свиночек приплод хороший, - не моргнув глазом, ответила Прасковья и сразу разговор перевела на другую тему, которая очень волновала председателя и всех жителей посёлка: - Игнат Иванович, а когда школу новую достроят? В старой холодно. Сашка говорит, что руки не шевелятся.
- В следующем году, думаю, наши дети пойдут в новую школу. Надеюсь на это.
- Повезло тебе, Аня, твоей Люде мёрзнуть не придётся. И в садике она новом, и в школе новой доведётся учиться.
- Так это ещё через год будет.
- Всё равно повезло тебе!
Председатель вышел, а следом за ним поспешила к выходу и Параска, даже не подождав подругу.
- Ты куда?
- Домой мне надо. Это ты в тёпленькую квартиру придёшь, а мне ещё печку протопить надобно.
Аня заметила, как возле Параски, которая уже отошла на приличное расстояние, остановился грузовик, а потом снова поехала.
"Наверное, Павел что-то спрашивает, - подумала Анна, - хоть бы скорее Наталья вернулась, а так недалеко до беды!"
В тот вечер в гости к Люде пришёл только Сашка, а Параски не было.
- Мамка сказала, что у неё и дома работы много, некогда ей рассиживаться.
Не пришла Прасковья и на следующий день, хоть на работе сказала, что зайдёт, если раньше справиться. Аня подумала, что гордость не даёт подруге прийти, ведь сказала, что больше порог дома не переступит, и решила она навестить Прасковью сама. В тот вечер Людочка попросилась пойти в гости к Оле, и, когда Аня отвела дочь к Валерику и Таисии, решила, что теперь можно сходить и на другой конец деревни.
Белый снег лежал по обеим сторонам дороги и словно освещал путь вместе с фонарями, которые появились в деревне благодаря председателю.
Подойдя к дому Прасковьи, Аня увидела свет в маленьком окне, что было на кухне, и остановилась, раздумывая, стоит ли ей заходить или нет. Может, подруга помогает сыну с уроками, и тогда Аня точно будет лишней. Хотя, если бы Саша делал уроки, то свет горел бы в комнате, а в ней было темно. Пока Аня раздумывала, она увидела, как из двора Параски выходит ...Павел.
"Неужели они..." - подумала Аня и тут же спряталась за толстое дерево. Когда Павел ушёл, она зашагала в сторону своего дома, а через час отправилась за дочкой. Когда пришла в дом к Валере и Таисии, увидела там... Павла. Он посмотрел на неё и кивнул, а Валерка поспешил поделиться радостью:
- Брат наш старший Михаил письмо прислал. Он на Урале после армии остался, там семьёй обзавёлся, сыну уже десять лет. Новости нам сообщает в письмах.
- Новости - это хорошо, а хорошие новости - это ещё лучше, - ответила Анна, помогая дочке надеть старенькое пальтишко, доставшееся в наследство от Мани, что жила в соседней деревне. -Как там Наталья? Когда выпишут?
- Ещё долго ей лежать, - спохватился Павел. - Но ничего не поделаешь! Я частенько к ней езжу, когда в городе бываю.
- Хорошо ей, повезло. Иметь такого заботливого мужа - это такая редкость! - громко, выделяя каждое слово, сказала Анна, а потом вместе с Людочкой они пошли домой.
Разговор с Параской Аня не стала откладывать в долгий ящик.
- Ты бы о сыне подумала и о Наталье. Я всё видела, Параска. Возможно, что не я одна.
- Ты о Павле? Так он мне печку приходил смотреть, - довольно ответила Прасковья. - А если и задержался, пока Сашка у Вени был, так только, чтобы блинцов вкусных поесть. Ты же сама знаешь, какие я блины вкусные готовлю.
- Эх, Прасковья, зря ты так, зря.
Только Параска, напевая строки "...А я люблю женатого", пошла разносить свиньям корм.
Прошло не так много времени - и о Параске и Павле начала шептаться вся округа. Конечно, когда Наталья вернулась домой, она узнала о похождениях мужа. Как интеллигентная женщина, она не стала устраивать разборки с соперницей, а обратилась к председателю за помощью.