Обзор британских медиа
🗞(+)The Financial Times в статье «Россия ищет в Китае подержанные станки» рассказывает, что теневые покупатели для московской оборонной промышленности приобретают старые западные станки, поскольку Кремль стремится заполучить жизненно важное оборудование для увеличения производства оружия. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
Тайная стратегия Москвы по получению высокоточного оборудования, раскрытая исследователями, пытается обойти всё более ограничительные западные санкции и экспортный контроль, которые направлены на сдерживание производства для военных.
Операции, осуществляемые через сети непрозрачных компаний, используют запасы старых высокотехнологичных станков, произведённых западными компаниями, которые остаются в Китае после десятилетий продаж местным заводам.
Центр перспективных оборонных исследований (C4ADS), вашингтонский аналитический центр, выявивший теневую торговлю, заявил, что сложные схемы поставок указывают на то, что заявления Москвы о производстве высокоточных инструментов в России, вероятно, «преувеличены» [highly likely, надо полагать? — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Аллен Маггард, аналитик C4ADS, возглавивший работу над докладом о станках, сказал, что российские производители оружия «в спешке пытаются расширить свои производственные возможности, используя всё, что можно достать».
Одна из закупочных сетей, выявленная C4ADS и подтверждённая The Financial Times, базируется вокруг московской компании AMG, российского военного поставщика, против которого США ввели санкции в прошлом году.
После вторжения России на Украину в 2022 году AMG увеличила импорт инструментов с числовым программным управлением (ЧПУ), изготовленных Tsugami, высококлассным японским производителем станков, расположенным в Токио. Инструменты с ЧПУ необходимы для оборонной промышленности, поскольку они позволяют автоматизировать высокоточные, высокоскоростные манипуляции и фрезерование металла.
Согласно документам, опубликованным в открытых источниках, AMG заключила контракты на поставку станков для компании «Комета», которая разрабатывает для России системы вооружений, включая системы ПРО, реактивное оружие и ракетные системы, согласно санкционным спискам.
Станки Tsugami были обнаружены на различных военных объектах. Сергей Шойгу, тогдашний министр обороны России, был показан по государственному телевидению в марте перед тем, что, по-видимому, является станком Tsugami на заводе на Алтае, который производит детали для крылатых ракет.
Таможенные документы показывают, что в 2021 году AMG купила у официального японского поставщика оборудование Tsugami на сумму около 600 000 долларов. Затем, после вторжения, закупки увеличились до $50 млн в 2023 году, причём весь рост произошёл за счёт двух теневых посредников.
Первый поставщик Amegino - это санкционированный США поставщик, базирующийся в ОАЭ, чей сайт изначально размещался на серверах в России. Его владельцем является Андрей Миронов, по данным компании Diligencia, занимающейся корпоративной разведкой; других подробностей о биографии Миронова нет.
Вторая компания - ELE Technology, которая обманным путём выдаёт себя за «подразделение Gray Machinery Company», американского дистрибьютора станков.
На сайте ELE, который, судя по всему, взят с настоящего сайта Gray Machinery, утверждается, что у компании есть склад в Иллинойсе, а для потенциальных клиентов предлагаются лифты из аэропорта Чикаго О'Хара. На сайте утверждается, что Гленн и Джаред Грей, два опытных американских торговца станками с ЧПУ, являются членами их команды.
Но на самом деле компания ELE Technology базируется за 7800 миль в Шэньчжэне, Китай. Гленн Грей, чья полная биография и изображение размещены на сайте ELE, заявил FT, что ничего не знает об этой компании.
Регистрации на сайте и старые рекламные материалы указывают на то, что ELE управляет китайский торговец электроникой по имени Бенсон Цзэн. Цзэн не ответил на просьбы о комментарии.
Компания Tsugami заявила FT, что не поставляла никаких товаров непосредственно ELE. Согласно сайту ELE, в настоящее время компания продаёт две подержанные машины Tsugami, выпущенные в 2001 и 2005 годах.
«Мы видим, что в Россию ввозятся станки, которым уже несколько десятилетий», - говорит Маггард. Это говорит о несоблюдении правил на рынке подержанных станков, не говоря уже о том, что производители вряд ли заботятся о том, куда попадает их продукция после продажи.
«Если обрабатывающему центру два или три десятка лет, это не значит, что он не способен производить простые компоненты для оружия».
Обе компании играют разные роли в российской закупочной деятельности. Amegino - брокер, который поручает китайским поставщикам, таким как ELE, поставлять товары в Россию из Китая. Эти две компании работали вместе: документы, полученные C4ADS, показывают, что Amegino организовала для ELE поставку товаров на сумму $2,7 млн в Россию в начале 2023 года.
Цугами рассчитывает на китайский рынок уже около 20 лет. По оценкам одного человека, связанного с компанией, в Китае находится более 100 000 машин Tsugami из 200 000 по всему миру. Москва нацелилась на этот рынок с тех пор, как в 2022 году официальные поставщики машин Tsugami ушли из России.
«До пандемии компания Tsugami пыталась воспользоваться национальной стратегией Китая по превращению в производственную державу», - говорит аналитик по инвестиционной безопасности, который проверял её предприятия в Китае. В 2023 году более 60% продаж Tsugami приходилось на Китай.
Но объём поставок машин в Китай - это не только проблема экспортного контроля, которую создает Tsugami. Согласно таможенным данным, другая российская компания, УМИК, поставила на $2,9 млн станков и деталей, произведённых в таких странах, как Израиль, Япония, Корея, Германия, Швеция и Швейцария. Во всех случаях оборудование поставлялось из Китая и закупалось в юанях через торговых партнёров, расположенных в Китае.
В отличие от AMG, UMIC не попала под санкции США. Владелица УМИК Юлия Карпова носит фамилию и номер телефона Евгения Карпова, владельца AMG.
Она появлялась на российских выставках, продвигая материалы AMG, на стендах AMG-UMIC. В мае 2022 года, после того как Япония ужесточила экспортный контроль, она была сфотографирована с брошюрами AMG, рекламирующими ассортимент продукции Tsugami, которую, по словам AMG, она может получить.
UMIC и AMG не ответили на комментарии.
Министерство торговли Японии заявило, что оно работает с партнёрами по G7 над усилением мер по противодействию обходу санкций. «В то время как многие страны пытаются справиться с подержанными товарами, Япония собирает разнообразную информацию, в том числе о компаниях-обходчиках», - заявили в министерстве. «Мы будем добавлять их в список санкционных компаний по мере необходимости».
Авторы: Тору Цунашима, Крис Кук, Макс Седдон и Хлоэ Корниш. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну, молодцы, чО. Ищут обходные пути.
«Капиталисты сами продадут нам верёвку, на которой мы их повесим» © В. И. Ленин.