Найти тему

Рецензия на игру Clive Barker's Undying (2001)

Современная индустрия развлечений предлагает немыслимое количество инструментов напугать себя. При этом нужно понимать, что человека, «сгорбившегося» под кипой просмотренных фильмов ужасов и огромного количества пройденных хоррор-игр не так просто напугать. Clive Barker’s Undying – одна из тех игр, что заставляют нас бояться даже спустя много лет после релиза.

Нет, это не семейка Аддамс. Это Ковенанты. Впрочем, ощущается, что они бы друг с другом поладили
Нет, это не семейка Аддамс. Это Ковенанты. Впрочем, ощущается, что они бы друг с другом поладили

«…Полотна, рожденные изысканной и сумрачной его фантазией, с каждым прикосновением кисти становились всё непонятней…»

Эдгар Аллан По («Падение дома Ашеров»)

Драматург, писатель, режиссёр, художник – Клайв Баркер, безусловно, личность очень разносторонняя. Он никогда не боится пробовать свои силы в том или ином виде искусства, будь то живопись, кино или видеоигры. Будучи гуру кровавой эстетики в своё время он оказал существенное влияние на развитие жанра ужасов, став одним из родоначальников сплэттерпанка. А хоррор-шутер Clive Barker’s Undying стал одной из первых ласточек, познакомившей маэстро с миром виртуальных развлечений.

Добро пожаловать в особняк Ковенантов. Мрачновато, но очень уютно
Добро пожаловать в особняк Ковенантов. Мрачновато, но очень уютно

Гибель поместья Ковенантов

1923 год. Патрик Гэллуэй, специалист по оккультизму и паранормальным явлениям, возвращается домой и обнаруживает уже несколько месяцев дожидающееся его письмо от старого друга – Иеремии из рода Ковенантов. Во время Первой Мировой войны Иеремия спас Патрика, когда на них напали воины Трсанти. В письме Иеремия сообщает, что ему очень нужна помощь, и просит Патрика вернуться в Ирландию, но никаких деталей не разглашает. Прибыв в родовое поместье Ковенантов, Патрик, как ни трудно догадаться, оказывается вовлечён в череду необъяснимых событий…

Ночь демонов

Игра пронизана зловещей и гнетущей атмосферой готического ужаса. Уже в самом начале игры игрок оказывается перед ветхим особняком, сзади слышен чей-то неясный вой, неистово бьёт молния и грохочет гроза.

Но настоящее «веселье» начинается после того, как вы попадаете в особняк, мрачный и практически безлюдный. В части дома нет электричества, оттого приключения становятся по-настоящему жуткими вкупе со скрипом дверей и половиц, развешанными на стенах картинами, развевающимися в полумраке ночи занавесками, появляющимися из ниоткуда призраками. Лишь горстка слуг свидетельствуют о наличии жизни в этом страшном увядающем месте.

Аарон Ковенант собственной персоной
Аарон Ковенант собственной персоной

Стандартные классические приёмы, использованные авторами для нагнетания саспенса, не вызывают чувства клишированности, а, напротив, создают что-то необычное, странное, появляется ощущение шаткости сознания, что роднит игру с другим не менее выдающимся хоррором – Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth.

Особняк будет одной из основных локаций, где будет пребывать игрок и, бесспорно, одной из самых красивых. Помимо игры с полутенями и светом интерьер замка способен напугать даже самого подготовленного игрока. Так, стоящие в некоторых комнатах рыцарские доспехи ничего кроме страха не вызывают и, думаешь, что вот-вот накинутся на тебя. Часть же помещений замка делают действительность не менее зыбкой, чем фильмах ужасов вроде «Восставшего из ада» за авторством того же Клайва Баркера. Развешанные по особняку картины (часть из которых является, кстати, репродукциями полотен настоящих художников – Фюссли, Караваджо и даже самого Баркера) усиливают ощущение того, что со всех сторон за вами кто-то наблюдает, вот-вот выпрыгнет и перережет нежданному гостю глотку.

Паутина страха
Паутина страха

Так, первыми врагами, с кем предстоит столкнуться герою, будут волкоподобные существа, с длинными когтями и возможностью прыгать на большие расстояния. Кровожадные и ревущие каким-то замогильным стоном они получились одними из самых пугающих в игре. Их внезапные появления могут заставить поёжиться на стуле даже самого матёрого фаната ужасов.

В начале игры вам будет доступен старый потрёпанный револьвер, звук перезарядки которого так ласкает слух, что любые намёки на бутафорию рушатся в те же секунды. Также при вас всегда будет отпугивающий монстров Камень Гельзибара. Помимо этого будет доступно несколько заклинаний. Игра использует двуручную боевую систему. Так, одновременно используя в левой руке огнестрельное или холодное оружие, а в правой – магические заклинания Патрик может стать настоящей угрозой для нежити.

Использование заклинания Scrye во всей красе с его зловещими нашёптываниями
Использование заклинания Scrye во всей красе с его зловещими нашёптываниями

Одним из первых заклинаний будет Scrye, что-то вроде памяти пространства. Оно позволяет заглядывать в прошлое. Так, с помощью этого заклинания можно разглядеть истинную сущность развешанных по замку картин, и красивая пышущая сексуальностью Элизабет, смотрящая на вас с полотна сквозь призму Scrye может оказаться зловещим скалящимся демоном со стекающей по губам кровью.

По мере приключений вам откроются другие виды оружия и заклинаний – от Тибетской пушки и Косы Кельтов до пляшущих в ваших ладонях черепках со смехом из преисподней (наверное, самое причудливое, безумное заклинание). Триумфатором среди холодного оружия, конечно же, стала Коса Кельтов, беспощадное и весьма мощное оружие, полосующее своих врагов, лишая противника головы или конечностей и заставляя последнего фонтанировать кровью.

Пожалуй, им лучше не мешать
Пожалуй, им лучше не мешать

Геймплейная составляющая оказывается очень бодрой, и бегать по тем или иным локациям, уничтожая нечисть, совсем не надоедает. Драйв хлещет кровавым напряжением, заставляя сердце бешено стучать.

Путешествие в параллельные миры

Блужданиями по особняку дело не ограничивается. Реальность в игре крайне шатка. Помимо пустынных равнин, пронизанных меланхолией, пещер разбойников, катакомб под руинами монастыря, склепов, с развевающейся в уголках паутиной, вам посчастливится побывать в совершенно иных измерениях.

Мрачный город Онейрос, где бал правят гротеск, отчаяние и безысходность
Мрачный город Онейрос, где бал правят гротеск, отчаяние и безысходность

Отдельно от других стоит здесь придуманный Клайвом Баркером мир Онейрос, город снов и забытых душ. Это мир с кроваво-красными небесами, безумными уродливыми обитателями и практически сумасшедшей давящей атмосферой страха. Реки и водопады струящейся крови соседствуют здесь с безграничным ужасом, а повсюду рыщут какие-то тёмные маги, демоническим голосом что-то бубнящие себе по нос. Зловещие склизкие гусеницеподобные твари с торчащими щупальцами выползают из земли, а охочие до плоти и крови напоминающие ворон обитатели Онейроса искажают рассудок. Здесь всё пропитано болезнью и злобой. Разумеется, при первом знакомстве с Онейросом возникают ассоциации с адом, который по-разному в разное время интерпретировали те или иные художники.

«…И слышен смех - смех без улыбки…»

Эдгар Аллан По («Падение дома Ашеров»)

Вообще бестиарий в Clive Barker’s Undying весьма разнообразен. Тут вам и плюющиеся ядом растения-убийцы, и ведьмы, стреляющие молнией, и птицеподобные твари, а также гротескные монстры из самых глубин ада – от летающего шарообразного монстра со свисающими с него то ли нервами, то ли какими-то недоразвитыми щупальцами, до вызывающих отвращение существ, напоминающих монстров из фильма From Beyond.

Восставшие из ада
Восставшие из ада

Боссы в игре также очень впечатляют. Так, например, Элизабет представлена соблазнительной женщиной-вампом с развевающимися на ветру окровавленными лоскутами платья. Время от времени она будет заливаться безудержным смехом, не вселяющим ничего, кроме страха и отсутствия какой-либо надежды на выживание. Другим не менее запоминающими персонажем является Аарон, художник, чей призрак будет иногда являться игроку в виде лишённого кожи окровавленного сгустка мышц и плоти с цепями на руках.

Заснеженный монастырь. Один за самых атмосферных и красивых уровней в игре
Заснеженный монастырь. Один за самых атмосферных и красивых уровней в игре

Clive Barker’s Undying – невероятно атмосферная игра. Однако она была бы лишена львиной доли своего шарма, если бы в ней отсутствовал дневник Патрика Гэллоуэя, а также прочие заметки, письма, сообщения, встречающиеся герою на пути, и которые раскрывают подробности основного конфликта в семье Ковенантов. Дело в том, что практически все записи написаны в книжном стиле. После насыщенных адреналиновых стычек такое читать особенно приятно. Если сложить весь текст, имеющийся в игре, то его, несомненно, должно хватить на небольшой рассказ, который по уровню исполнения не будет уступать многим рассказам из каких-либо антологий ужасов.

Симфония ужаса

Отдельного внимания заслуживает саундтрек. Композитор Билл Браун написал пробирающее до мурашек музыкальное сопровождение, отлично подчёркивающее эмоциональность ряда сцен. В основном игру обрамляет таинственный и притягательный эмбиент. Но больше всего впечатляет, конечно же, заглавная тема Dum Spiro, Spero, исполнённая не без помощи живого хора и поднимающая планку ужаса на новую высоту.

Заживо погребённый

К сожалению, при всех своих достоинствах игра не лишена недостатков. Так, некоторые противники не отличаются высокой степенью AI, а в некоторых моментах, напротив, будет твориться настоящий дисбаланс, ничего кроме недоумения и раздражения не вызывающий. Современному игроку может показаться, что у моделей персонажей деревянная анимация, а пираты ходят как Пиноккио. Однако не стоит забывать, что это игра 2001 года, и, кроме того, это игра про атмосферу. Для 2001 года движок Unreal, кстати, выдавал потрясающую картинку, и даже сейчас на неё приятно смотреть.

У демонов снова закончились краски. Благо, крови в игре, чтобы оставить послание главному герою, достаточно
У демонов снова закончились краски. Благо, крови в игре, чтобы оставить послание главному герою, достаточно

Несмотря на хорошие отзывы критиков продажи игры были очень низкими, поэтому вероятность продолжения была погребена. Но будем надеяться, что когда-нибудь проект возродят, и мы вновь окунёмся в пучину страха, но уже с современной графикой.

Clive Barker’s Undying – практически эталонная интерактивная мистическая повесть с леденящей душу атмосферой и, безусловно, один из самых значимых для индустрии ужасов проект. Несмотря на то, что сейчас игра уже представляет скорее историческую ценность, вся пропитанная неподдельным ужасом и страхом она продолжает пугать даже сейчас.

Автор: Денис Бурчаков.

Примечание: изначально рецензия была опубликована на сайте Games.mail.ru под псевдонимом The Crypt Keeper, но сейчас там её уже нет.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Undying
329 интересуются