Предыдущая часть:
Таким образом, нет сомнений, что три разобранных кадра были сделаны в одном и том же месте, во время одного и того же "привала". Сделаны на мансийской тропе, прямо на берегу Ауспии, ближе к вечеру 29 января.
Но Иванов на той же Фотопленке 1, перед этими тремя кадрами, отпечатал еще один кадр - с Игорем Дятловым (см. Фото 1 ниже).
Игорь на этом фото выглядит немного задумчиво, словно бы пытается в голове решить какую-то задачку. На шее у него - фотоаппарат, причем в футляре, не расчехленный. А в левой руке - либо компас (в коробочке), либо, вероятнее, фотоэкспонометр. Такие экспонометры (марки "Ленинград") широко использовались в то время для пленочных фотоаппаратов - они определяли мощность светового потока и позволяли для данного типа фотопленки и фотоаппарата определить время, которое необходимо для выдержки, чтобы получить оптимальный уровень экспозиции (см. Фото 2 ниже).
И этот кадр с Игорем, несомненно, также был сделан во время этого "привала" у Ауспии - только немного с другой точки, еще чуть западнее. В самом деле, если сравнить это фото с фото с Зиной, то мы увидим за спиной Игоря то же русло Ауспии и такие же елочки, с такими же комками снега и инеем на ветках (см. Фото 3 ниже).
Два кадра с Фотопленки 5
Но на своей Фотопленке 5 Иванов отпечатал еще два кадра, также, несомненно, сделанных дятловцами 29 января (см. Фото 4-5 ниже). Эти два кадра Иванов немного "засветил", и они гораздо более низкого качества. Тем не менее, самое главное на них рассмотреть вполне можно - ясно, что на этих двух кадрах дятловцы также сидят на мансийском тропе во время какого-то "привала".
На первом кадре (Фото 5) мы видим все то же Семена Золотарева, а его усы все так же покрыты инеем. Перед ним - две пары лыжных бамбуковых палок.
На втором кадре (Фото 6) мы снова видим Александра Колеватова, сидящего на рюкзаке, но снятого уже не со спины, а спереди. Перед ним на рюкзаках сидят Зина Колмогорова и Люда Дубинина. А справа стоит все тот же Рустем Слободин, и он все так же - видимо, немного стесняясь направленного на него объектива фотоаппарата - отворачивается в сторону, делая вид, что рассматривает что-то интересное (см. Фото 7 ниже).
Странный "привал"
Так что же за странный "привал" на берегу Ауспии мы видим на всех этих кадрах?
То, что дятловцы, остановившись, тут же поснимали рюкзаки и уселись на них - это вполне понятно. По своему походному опыту скажу, что при любой остановке и на любом привале первым делом хочется снять рюкзак и усесться на него попой.
Но это точно не "перекус" где-то во время перехода - никто из дятловцев на этих кадрах ничего не ест, и нет никаких признаков, что собирается. Но при этом они тут же достали фотоаппараты, а Игорь Дятлов - еще и фотоэкспонометр, и начали активно снимать друг друга. Ситуация очень похожа на то, что произошло в предыдущий день, 28 января, когда дятловцы остановились в конце дня для ночевки на Лозьве и устроили "фотосессию на Лозьве" (см. ссылку ниже).
Но и на то, что дятловцы приняли окончательное решение остановиться в этом месте на ночлег, тоже не похоже: Александр Колеватов на одном из кадров чистит ножиком лыжи, а Рустем Слободин на Фото 6 стоит хотя и без рюкзака, но с лыжными палками.
То есть ситуация на этих кадрах, как я полагаю, следующая: день близится к вечеру, и дятловцы остановились на мансийской тропе, чтобы подождать, когда подтянутся остальные, и обсудить, что делать дальше: разбивать лагерь или пройти еще немного дальше. И в итоге решили, что место для лагеря не очень подходит, и будет лучше нескольким дятловцам, оставив рюкзаки, пройти еще немного дальше - чтобы подыскать место для лагеря получше и для "разведки", чтобы посмотреть, что там дальше. Времени для этого, пока не начало темнеть, у них было еще предостаточно.
Чем же дятловцев не устроило это место? Во-первых, слишком близко к Ауспии. А во-вторых, у них была очень длинная палатка, длиной около 5,5 метров, и чтобы ее нормально установить, нужно было еще найти подходящую поляну, с деревьями, на которые можно было бы привязать две боковые растяжки, переднюю и торцевую. И понятно, что в этом месте, прямо на мансийской тропе, установить палатку нужным образом было сложно.
Поэтому они решили оставить троих - Зину, Рустека и Юрку (Кривонищенко) - на этом месте, с рюкзаками, а остальные шестеро решили сбегать вперед, подыскать место получше. Почему вшестером? Зачем так много? Чтобы побыстрее сбегать - вшестером, поочередно меняясь, гораздо легче проторить лыжню, чем вдвоем-втроем. Но пройдя еще около 200 метров вперед, эти шестеро "разведчиков" ничего сильно лучше не нашли, и вскоре вернулись назад (см. ссылку ниже).
Сколько они отсутствовали? Минут 15-20, не больше. Зина с Рустиком и Юркой даже замерзнуть не успели. И вскоре они совсем недалеко от этого места встали на ночевку - в том самом месте, которое мы определили ранее. Встали недалеко от мансийской тропы.
"Сейчас мы сидим трое: Рустик, Юрка и я. Ждем остальных. На ночлег остановились недалеко от лыжни. Мы пилим дрова с Юркой. Поговорили о прошлом. "Повеса" так "повеса".
Советская сволочь, занимавшаяся фальсификацией "дневников" дятловцев, в "дневнике Зины" за 30 января сделала еще одну запись:
"Идём по Ауспии айсерм. Мансийская тропка кончилась. Лес хвойный. С утра солнышко было, а сейчас айсерм. Весь день шли вдоль Ауспии. На мансийской тропке стали на ночлег. Колю сегодня не заставили дежурить и дежурили мы с Рустиком. Сожгли варежки и 2-ю фуфайку Юркину. Он ругается всё время. Сегодня, наверное, будем строить лабаз".
И в этой записи советская сволочь, как мы видим, постаралась изобразить, что у дятловцев была еще одна ночевка на Ауспии. Но это, конечно, не так: ночевка на Ауспии у дятловцев была только одна, 29/30 января, у высоты 733. И последние фразы взяты из записи Зины, в которой описываются события 29 января и все той же ночевки 29/30 января:
"Весь день шли вдоль Ауспии. На мансийской тропке стали на ночлег. Колю сегодня не заставили дежурить и дежурили мы с Рустиком. Сожгли варежки и 2-ю фуфайку Юркину. Он ругается всё время".
А первые фразы описывают уже события 30 января, когда с утра была солнечная погода:
"Идём по Ауспии айсерм. Мансийская тропка кончилась. Лес хвойный. С утра солнышко было, а сейчас айсерм".
Вот и все. То есть в записи Зины о том, что они "втроем ждут остальных", нет ничего "загадочного" и "таинственного". Довольно обычный и прозаичный походный эпизод. И вся "загадочность" здесь (как и во всей этой истории) возникает только из-за тех махинаций и фальсификаций, которые Иванов, Масленников и вся эта советская сволочь устроили вокруг дневников дятловцев и их фотопленок. Ну, а горе-дятловеды вокруг этой записи, как это принято в "дятловедении", накрутили и нафантазировали черт знает что. Не там вы ищете загадки, коллеги, ох, не там!
Продолжение: