Раз за разом я натыкаюсь на одно и то же. И в статьях, которые мне попадаются, и в жизни – постоянно встречается понятие "слабой" или "плохой" нервной системы. Причём, как почти приговор: мол, сделать с этим ничего нельзя, живите так и постарайтесь радоваться чему получится.
Почему, собственно, нервную систему считают "по умолчанию" данной раз и навсегда константой? Начинают рассуждать о "сильной" или "слабой" нервной системе, как будто имеют дело с чугунной болванкой или каменным идолом. Одного того, что наш всеми обожаемый нобелевский академик Иван Петрович садюга Павлов ввёл понятие "силы" НС как одну из её характеристик, для этого недостаточно.
На этом месте я хотел привести скриншот одного из своих комментариев под случайно выпавшей мне статьёй. Но, по сути, уже его пересказал, картинка только помешает восприятию.
Это был краткий пересказ, а теперь давайте разберёмся более подробно. В чём же дело, почему я вдруг снова взбеленился? Да не так уж и вдруг. Это тоже довольно старая тема, до которой наконец-то дошли руки и голова. Суть её в том, что все, кто берётся рассуждать о нервной системе, рассматривают её в статике, как данную нам (иногда в ощущениях! причём, не всегда приятных) данность.
Вот, скажем, плоховатисто собачка дрессируется или робко работает на охране – это у неё плохая (слабая, бракованная – нужное зачеркнуть) нервная система. И, кстати, это часто становится поводом поставить на работе крест – но об этом как-нибудь отдельно поговорим, тоже черновичок уже ждёт своего часа. И никто не разбирается, отчего жучка так посредственно работает и можно ли сделать так, чтобы работала лучше. Вот просто "плохая нервуха", и всё тут.
На самом деле, может, изначально нервная система и не такая уж "плохая". Просто ослаблена какими-то нагрузками: я довольно часто говорю, что подавляющее большинство #собак и значительная доля #кошек в наше время – неврастеники. Это чаще всего и есть то, что кинологи при попытке работать "списывают в утиль", как и завещано ТОДом.
И где-то я уже рассуждал о том, что характер реакций, которые мы видим у подопечного, и пресловутый "тип ВНД" – далеко не одно и то же. Например, здесь:
А это значит, что на объективные характеристики нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность по садюге нашему Павлову) неизбежно накладывается тот опыт, который пациент восприемлет по ходу своего земного бытия. И этот #опыт может (и будет!) влиять на то, как нервная система реагирует на события (называемые в нейрофизиологии раздражениями).
Более конкретно это выглядит так: допустим, со щенком, как сейчас принято, не гуляли месяцев до 3,5-4. Он попадает на улицу в возрасте страхов и совершенно не понимает, что творится вокруг него. Естественно, это напряжение нагружает нервную систему. И чем сильнее и чаще это происходит (а сила #стрессов в этом случае тоже только нарастает), тем больше нагрузка. В результате зверёк запросто может "разлюбить" гулять или еще что-нибудь в этом духе. А на традиционный взгляд получится как раз та самая "плохая нервуха". Ну, и до кучи это может проявиться в любой другой робости и неуверенности.
Но зато, если знать, в чём причина этой "приобретённой слабости", то вполне можно найти способ вернуть нервы, по крайней мере, к физиологической норме. Точнее – как минимум, к тому состоянию, которое было предписано природой.
Фокус только в том, что причин может быть немного больше, чем одно только позднее начало прогулок. Это, конечно, самый очевидный вариант, но далеко не единственный. Поэтому, собравшись приводить #нервы в порядок, нужно тщательно расследовать все обстоятельства, способные дать такой эффект.
Или бывает наоборот: может, по породе, может, ещё почему – но удались щенки. Сильные, уверенные, прямо загляденье. И вот, сталбыть, уверовав в их задатки, решают, что природа потрудилась одна за всех. И либо пускают развитие на самотёк, либо, когда подходит возраст, начинают долбить зверика работой по самое не балуйся. А то и всё сразу. Результат предсказуемо получается в обоих случаях один – нервная система "устаёт". Правда, по разным причинам.
А дальше, естественно, может получиться то же самое, что и в первом примере. Каким путём – другой разговор, но внешне это будет практически один в один. И опять тот же вопрос: где тут статика, где неизбежная и непреодолимая "данность"?
Я, конечно, понимаю и ещё одно. Всё, что знают о #физиологии нервной системы даже хорошие кинологи (и кто там ещё занимается практическими вопросами поведения питомцев) – это пресловутая "условно-рефлекторная теория". Да-да, та самая, которую в науке никто, включая самого Павлова, не формулировал. То есть, вот эти все рассказки про лампочку и вкусняшки.
Есть такой довольно бородатый анекдот.
Сидят две обезьяны в вольере. Одна другую спрашивает: а что, мол, такое эти рефлексы? Другая ей отвечает:
— Вот смотри: сейчас зазвенит звонок и эти квазиобезьяны в халатах побегут совать нам бананы. То, что они реагируют на звонок – и есть рефлекс.
А значит, никто вообще не задаётся вопросом, что и как на самом деле происходит в несчастной (ох, как я ей надоел уже своими постоянными упоминаниями!) нервной системе. Никому это попросту не надо, задача стоит совершенно иначе: установить связь между #стимулом (то есть, командой) и #реакцией – действием воспитуемого. В крайнем случае, разорвать нежелательную "побочную" связь – например, "отучить" реагировать на других зверей или ещё что-нибудь. Эти частные, то есть, очень конкретные задачи никак не затрагивают вопросов общего состояния. В лучшем случае (и то этим "грешат" мастера, а выпускники курсов "заплати и уходи" об этом слыхом не слыхивали), ограничиваются подбором методов в зависимости от типа внешнего поведения.
И даже то, что бихевиористы, давшие в действительности инструменты для современной школы дрессировки, значительную часть своей работы посвятили именно изучению накопления жизненного опыта и его влияния на #поведение , никак не сказалось на восприятии собственно #динамики событий. Это всё тоже "другое".
А вот то, что моя профессия совмещает в себе знания из разных областей, в том числе – нейрофизиологии, позволяет снова и снова напоминать о том, что
состояние нервной системы не является величиной постоянной.
Оно отнюдь не неизменно, как все привыкли думать. И двадцать к одному (навскидку, конечно!), что "слабая" нервная система – это просто-напросто результат большого количества нагрузок, которым она подвергается. А значит,
её можно и нужно приводить в порядок!
Как именно это делать – вопрос другой. Предоставьте это мне. Вернее, мы будем заниматься этим вместе. Моя задача – поставить диагноз и направлять ваши действия.
Посмотрев на других (чего уж скрывать!), я пришёл к выводу, что здешняя писанина – вполне себе работа. Поэтому вы, если пожелаете, можете сами оценить мои труды "весомо-грубо-зримо":